Игровое пособие «Куб профбезопасности» в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Игровое пособие «Куб профбезопасности» в работе с детьми дошкольного возраста / Т. А. Рюмина, Н. В. Соболенко, А. О. Саможенова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/428/17031/ (дата обращения: 16.12.2024).



С малых лет жизни дети познают окружающий мир. И эта чрезмерная любознательность порой становится для них небезопасной. Безопасность жизни ребенка — это одна из главных задач Образовательных учреждений. В нашем детском саду осуществляется работа по формированию осознанного безопасного поведения детей с раннего возраста.

Самым ценным в жизни людей являются дети. Наш педагогический коллектив поставил перед собой цель: предпринять все меры, направленные на защиту ребенка от действий, способных навредить его здоровью и жизни. Поэтому организация занятий по физической культуре обучающихся требует строгого соблюдения правил техники безопасности, которые прописаны в должностных инструкциях, в типовых инструкциях по мерам безопасности, утвержденными руководителем учреждения.

В нашем дошкольном учреждении в физкультурном зале и на территории детского сада созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей. Оборудование надежно закреплено; всевозможные пособия, спортивные атрибуты размещены с учетом их полной безопасности, с исключением возможности детского травматизма.

Обучая детей различным навыкам, приемам, инструктор по физической культуре, следит за правильным выполнением движений, упражнений, обращает внимание детей на технику безопасности. При проведении физических упражнений, правильно и четко показывает движения, подает команды и распоряжения; предупреждает и исправляет ошибки; оказывает индивидуальную помощь детям и обеспечивает страховку.

Занимаясь профилактикой детского травматизма на занятиях по физической культуре, педагоги проводят с обучающимися, учитывая их возраст, беседы: «Правила поведения на занятиях физкультурой», «Зачем нужно соблюдать требования безопасности?», игры-ситуации: «Правильно-неправильно», «Окажи помощь», «Пирамида здоровья», «Внимание! Опасный момент».

В календарно-тематический план по реализации образовательной области «Физическое развитие» включены комплексные занятия «Безопасная физкультура», где вместе с обучающимися рассматриваем такие темы, как: «Физическая безопасность на физкультурных занятиях», «О правильном режиме дня», «Правила поведения на воде», «Небезопасные зимние забавы», «Правила доктора Неболейко».

Для родителей, в каждой приемной возрастных групп, размещаются консультации: «Польза физкультурных упражнений для малышей», «Как правильно выполнять утреннюю гимнастику», «Главные правила занятия спортом».

Мониторинг создания условий безопасного пребывания детей в дошкольном учреждении, показал, что за последние три года случаи травматизма обучающихся при проведении НОД по физическому развитию не зафиксированы.

Со всех сторон жизнь человека напрямую связана с его безопасностью. Еще раз хочется обратить внимание на то, что педагогам детских образовательных учреждений важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), так же сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Как-то во время проведения непосредственной образовательной деятельности, Артем из старшей группы рассказал, что видел по телевизору, как люди в красивой форме спасали котенка, который залез на дерево и громко мяукал, потому что сам не мог слезть. Кто-то говорил, что это полиция, кто-то пожарные, а кто-то из детей сказал — это просто спасатели…

Ребята вместе с воспитателями долго еще обсуждали разные ситуации. А легко ли оказывать помощь? А кто такие спасатели и какие бывают спасатели? И это натолкнуло педагогов, работающих с детьми, на мысль помочь ребятам приобрести навыки безопасной жизнедеятельности и дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, через знакомство с профессией — спасатель МЧС , которая считается одной из самых ответственных и опасных в мире. Это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди и дети. Педагоги разработали план мероприятий по профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности и жизнедеятельности. В процессе реализации плана мероприятий, дети познали, что работа спасателя направлена на оказание помощи при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах, экологических катастрофах, авариях, чрезвычайных ситуациях, что спасатели должны владеть навыками многих других смежных профессий: врача, водителя, пожарного, альпиниста, водолаза и т. д. Для привлечения внимания детей к данной теме, инструктор по физической культуре, сделала увлекательное игровое пособие «Куб профессий безопасности», т. е. «Куб-профбезопасности». Игровое пособие создано в виде куба, изготовленного из модуля и ламинированных картинок.

Цель «Куба профбезопасности»: знакомство обучающихся с историей создания профессий спасательных служб, их символикой, основными задачами и важностью безопасного поведения и умение правильно вести себя в чрезвычайных обстоятельствах, в различных опасных ситуациях.

Игровое пособие «Куб профбезопасности» отвечает эстетическим требованиям. Он красочен, мобилен, разнообразен по содержанию. Все детали аккуратно изготовлены, закреплены на липучках. Каждая сторона куба оформлена по сюжету, на которые при помощи липучек крепятся цветные картинки в качестве сменного дидактического материала. Весь иллюстративный материал хранится в доступном для детей месте, в специальных конвертах, это и транспорт специального назначения («Скорая помощь», «Пожарная машина», «Машина дорожно-патрульной службы», «Автомобиль службы газа»); картинки с изображением спасателей МЧС (пожарные, водолазы, скалолазы, альпинисты, верхолазы, работники медицинской службы); предметы для тушения пожара, находящихся на пожарном щите (огнетушитель, ведро, лопата, багор...); дорожные знаки по ПДД; так же запрещающие знаки в природе.

Как можно использовать «Куб профбезопасности», во время проведения НОД? В конце образовательной деятельности детям предлагаю самим выбрать следующую тему (дети встают в круг передают куб друг другу со словами: Раз, два, три, четыре, пять — что мы будем выбирать! И бросают куб). Выпадает определенная картинка на кубе. Это позволяет педагогам в дальнейшем, корректировать план мероприятий, как и в какой форме построить игры-развлечения, НОД, игровые тренинги по выбранной теме детьми к следующей образовательной деятельности, какие создать проблемные ситуации для формирования мотивации к изучению правил безопасности и жизнедеятельности. Игровой материал рассчитан на детей 5–7 лет.

Игровое пособие многофункциональное. Творческой группой составлена картотека вариантов игр для использования игрового пособия «Куб профбезопасности» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Например:

Вариант игры «Профессию угадать хочу»

Игрок подкидывает кубик с вставленными картинками со словами «Кручу — верчу, профессию угадать хочу». Кубик останавливается, а игрок по изображенным атрибутам угадывает профессию (карточки с атрибутами — 6)

В ариант игры «Атрибуты добавить хочу»

Игрокам после слов «Кручу — верчу, атрибуты добавить хочу», предлагается добавить новые атрибуты, помимо тех, которые изображены на картинке для данной профессии. (карточка с профессией — 1; карточки — атрибуты — 5, + дополнительные карточки с атрибутами)

В ариант игры «О профессии рассказать хочу»

Игроки подкидывают куб со словами «Кручу — верчу, о профессии рассказать хочу». Игроки должны рассказать о необходимости данной профессии, ее основном назначении. (карточки с изображением профессии -6)

В ариант игры «Я не скажу, а покажу»

Игрок подкидывает куб и по выпавшему атрибуту изображает профессию, но без слов, остальные игроки должны угадать эту профессию (карточки с атрибутами — 6)

В процессе работы с применением «Куба профбезопасности» ребята сделали вывод, что человек избравший профессию спасателя должен обладать смелостью, силой, самоотверженностью, хорошей спортивной и физической подготовкой, умением мгновенно оценить ситуацию и принимать единственно верное решение, горячее желание помочь людям, попавшим в беду. В общем, спасатель — профессия настоящих мужчин! И самое главное, чтобы оказывать помощь другим людям, попавшим в беду, спасатели должны знать и соблюдать правила собственной безопасности.

Литература:

  1. Т. Ф. Саулина. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. «Мозаика — Синтез»; М., 2014г.
  2. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности». «Мозаика — Синтез»; М., 2015г.
  3. О. Д. Ушакова «Загадки, считалки, скороговорки», «Литера», М., 2007г.

Похожие статьи

Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками»

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Применение авторского дидактического пособия «Умный малыш» для всестороннего развития детей раннего возраста

Похожие статьи

Дидактическое пособие «Кубики историй» — интерактивный метод экономического воспитания дошкольников

Применение авторского дидактического пособия «Умный паровозик» в развитии детей раннего возраста

Методическое пособие «Театр на фартуке» для ознакомления детей раннего возраста с художественным словом (из опыта работы)

Методическая разработка музыкального руководителя «Здоровьесберегающие технологии в вокально-хоровой работе с дошкольниками»

Применение авторского дидактического пособия «Речевичок» для речевого развития детей 5–7 лет

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Методическая разработка дидактической игры для развития фразовой и связной речи детей младшего дошкольного возраста «Говорящие кубики»

Использование авторского дидактического пособия «Домашние животные и счёт» в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводный мир»

Применение авторского дидактического пособия «Умный малыш» для всестороннего развития детей раннего возраста