Проработка вопросов детской безопасности в рамках занятий военно-патриотического клуба «Гвардия-58»
Автор: Тышкунов Дмитрий Николаевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (51) ноябрь 2024 г.
Дата публикации: 01.11.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Тышкунов, Д. Н. Проработка вопросов детской безопасности в рамках занятий военно-патриотического клуба «Гвардия-58» / Д. Н. Тышкунов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 5.1 (51.1). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/274/9529/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена вопросам детской безопасности в контексте занятий в системе дополнительного образования. В ней рассматриваются современные подходы к обучению детей основам безопасности, в том числе с применением игровых методов.
Ключевые слова: детская безопасность, безопасность, игровые методы, безопасность жизнедеятельности.
На сегодняшний день проработка вопросов детской безопасности зачастую заканчивается занятиями по технике безопасности. Нельзя совать пальцы в розетку, нельзя бегать по школе, нельзя прыгать с лестницы. Поговорили «для галочки» и тут же забыли, в том числе забыл и сам педагог.
Чуть лучше, если пару раз в год педагоги проводят что-то вроде разовых занятий по безопасности дорожного движения. Особенно красиво это выглядит в детских объединениях дошкольников. Дети старательно лепят, клеят, вырезают. Получаем замечательные поделки каких-нибудь светофоров или рисунки с зебрами и дорожными знаками. Ребята старались и действительно развивали свои умения и творческие способности. Вот только к детской безопасности данные поделки никакого отношения не имеют.
Безопасность вообще, и детская в частности — это совокупность знаний и навыков. И если мы говорим, что занимаемся вопросами детской безопасности, то единственный путь — давать детям необходимые знания в доступной для них форме и регулярно прорабатывать необходимые навыки на практике.
Вопрос, безусловно, объемный. Поэтому в данной разработке я затрону только его часть и расскажу, как построены занятия по детской безопасности в рамках занятий ВПК «Гвардия-58».
В ходе занятий мы так или иначе проговариваем первые темы, связанные с безопасностью ребенка:
— простейшие правила дорожного движения;
— безопасный маршрут от дома до садика, школы, дворца и обратно;
— техника безопасного поведения в школе, коридоре, спортивном зале.
Но этого недостаточно. Отдельный большой блок — безопасное общение с другим ребенком. Когда можно и нужно отстаивать свои интересы, когда можно и нужно уступить, когда интересы коллектива важнее интересов отдельного ребенка… Этот и другие подобные вопросы не имеют четких практических решений, и ответы на них на регулярной основе не даются, дело практически пущено на самотек.
Кроме того, ряд важнейших вопросов мы проговариваем в случаях исключительных. К ним относятся нападения на детей. К примеру:
— Кто такой чужой?
— Как с этим чужим разговаривать?
— Как звать на помощь?
— Кого можно безопасно просить о помощи?
— Где эту помощь искать?
— Куда бежать за помощью?
И даже задачи, имеющие простые четкие алгоритмы решения, на обычных занятиях не проговариваются:
— Что делать, если ребенок потерялся (в торговом центре, при поездке в общественном транспорте, в городе, на природе)?
— Как сделать так, чтобы он не потерялся?
Как известно, для получения устойчивого навыка разовых бесед, как и разовых мероприятий недостаточно. С одного раза запоминает 1–3 % детей, причем чаще всего те, с кем уже занимались родители. Эту же статистику подтверждает и личная практика в качестве инструктора направления профилактики поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Поговорили, на практике навык не закрепили, через неделю работу можно начинать сначала.
Для получения стабильных знаний и умений требуются регулярные занятия. Они не должны быть продолжительными, иначе интерес к теме стремительно упадет. Занятия просто обязаны быть интересными, разнообразными по подаче, вовлекать учащихся в процесс. Каждая тема должна повторяться многократно, каждое занятие необходимо завершать коротким практическим заданием.
При этом, занятия по детской безопасности должны соответствовать общей теме занятия, сопутствовать и перекликаться с ней. К примеру, при разборе вопросов по теме выживания в ходе занятий по программе «Гвардия» очень удобно разбирать что делать, если ребенок потерялся на природе. Причем порядок действий ребенка будет прямо зависеть от его возраста и возможностей. Но мы обязательно будем разбирать следующее:
— что нужно надеть при выходе в лес;
— какие вещи и для чего обязательно нужно брать с собой;
— без чего мы спокойно можем обойтись;
— что делать, если потерялся в лесу;
— как звать на помощь в условиях леса;
— как соорудить простейшие укрытия;
— как развести костер;
— как привлечь к себе внимание спасателей;
— как слушать и смотреть в лесу;
— как добыть воду;
— так ли уж важна еда, и чего в лесу есть ни в коем случае нельзя.
Постепенно, в рамках занятий мы даем детям возможность на практике отработать все поставленные вопросы. Также будет полезно включить часть вопросов детской безопасности в промежуточную аттестацию и аттестацию по завершению реализации программы. При этом необходимо избегать формального подхода к аттестации. Ведь наша задача не проставить оценки и баллы, не выявить лучших «выживальщиков», а дать большинству учащихся знания и умения, необходимые им для безопасной жизни.
Большую часть вопросов безопасности лучше преподносить учащимся в форме той или иной игры. Характер игр зависит от темы, темперамента педагога и технических возможностей.
Для проработки грамотного поведения ребенка в случае нападения взрослого мною была разработана игра «Чужой». Проводить ее необходимо в условиях спортивного зала, в идеале зал должен иметь мягкое покрытие типа матов или борцовского ковра.
Впервые сама игра для группы проводится после того, как мы поговорим о правилах общения с чужими. Мы разбираем правило трех «Не»:
— Не говори . С чужими не нужно разговаривать. В крайнем случае, вежливая фраза вроде «Извините. Мне мама не разрешает разговаривать с чужими».
— Не бери . Ничего не бери у чужого. Неважно, что тебе предлагают. Ты всегда вежливо отказываешься.
— Не иди . Никуда не уходишь с чужим. Как бы тебя не уговаривали, нужно оставаться на людях.
По условиям игры педагог становится чужим, нападающим на детей. Задача игроков-детей убегать от чужого. Если же кого-то поймали и пытаются утащить в опасное место, нужно кричать, вырываться и убегать в место безопасное. Когда группа освоила игру, можно вводить усложнение — давать возможность детям помогать вырываться тому, кого поймали.
Уровни сложности игры:
— только зовем на помощь;
— зовем на помощь и вырываемся;
— можно помогать вырываться;
— опасное место одно, есть одно или несколько безопасных мест;
— после того, как вырвался, обязательно добежать до безопасного места;
— опасных мест несколько;
— нет безопасного места, где можно спрятаться;
— чужих несколько.
Во время игры мы напрямую развиваем внимание, координацию и скоростные качества. Нужно понять, куда бежать, чтобы тебя не поймали, не столкнуться с другими игроками. Ребенок учится звать на помощь и приходить на помощь, если помощь нужна. Прямо во время игры мы развеиваем крайне опасный и внушаемый с детства стереотип поведения «Любой взрослый всегда прав». Мы убираем психические зажимы, не позволяющие учащимся кричать в случае опасности. Мы нарабатываем навык спасения действием вопреки уже устоявшегося пассивного поведения, которое становится критически опасным в случае реального нападения на ребенка.
Важно заканчивать игру упражнениями на расслабление психики, простейшей гимнастикой в медленном темпе или статическими позами (вариант завершения — игры типа «На месте замри!»). Тем самым мы закладываем у учащихся базовые навыки психической регуляции.
Игру «Чужой» я провожу с 2018 года. Испытывал разные варианты проведения, запускал ее в группах детей различных возрастов (от 4-х до 12 лет) и в различных условиях (тип покрытия, оборудование зала, в помещении и на природе). Игра непременно пользуется успехом у детей, особенно когда во время регулярных занятий мы выходим на серьезный уровень сложности. Среди учащихся ВПК «Гвардия-58» игра «Чужой» стала одной из самых любимых. Кстати, название «Чужой» предложил один из учащихся «Гвардии», до этого игра называлась сложнее: «Помогите, я его не знаю!».
Игра стала простым способом донести до детей сложные вопросы, связанные с обращением с чужим взрослым.
Игра «Чужой» — один из примеров постоянной работы с детьми по вопросам, связанным с детской безопасностью. Если мы будем проводить короткие интересные занятия, повторять тему с достаточной регулярностью, давать учащимся простые практические задания, подберем игру под тему, — мы избежим скукоты обычных уроков, заинтересуем детей и сможем привить им культуру безопасной жизни.
Литература:
- Левченко А. Н., Матысон В. Ф. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 128 стр.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — 6-е изд., доп. и испр. — М.: Мозаика-синтез, 2021. — 368 стр.
- Реутский С. В. Физическое развитие ребенка. Физкультурные комплексы, растущие вместе с детьми. 2-е изд. — СПб: Речь, Образовательные проекты. — М.: Сфера, 2009. — 190 стр.