Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете
Авторы: Грачев Сергей Сергеевич, Прасмыцкий Олег Терентьевич, Ялонецкий Игорь Зиновьевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 25.05.2021
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Грачев, С. С. Проблемы преподавания анестезиологии и реаниматологии в профильной субординатуре в медицинском университете / С. С. Грачев, О. Т. Прасмыцкий, И. З. Ялонецкий. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2021 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2021. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/395/16573/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье представлены особенности преподавания анестезиологии и реаниматологии в медицинской университете, особенно на 6 курсе (в субординатуре), проанализирован опыт преподавания и особенности симуляционного обучения. Авторами исследования представлена эффективность учебных методик на кафедре анестезиологии и реаниматологии. В ходе исследования установлено повышение среднего балла выживаемости знаний у студентов при использовании симуляционных технологий.
Ключевые слова : анестезиология и реаниматология, эффективность, симуляционное обучение, методики
Проблемы подготовки врача-специалиста являются актуальными для здравоохранения Республики Беларусь. Особенно важно не потерять качество образовательного процесса в ходе перехода от переподготовки на уровне последипломного образования, к схеме «субординатура — интернатура — резидентура». Фактически цель преподавания и изучения анестезиологии и реаниматологии в медицинском ВУЗе состоит в формировании у студентов (субординаторов) и приобретении ими научных знаний по основам анестезиологического обеспечения, о причинах и закономерностях возникновения и развития терминальных и критических состояний, об основах реанимации и интенсивной терапии.
Целью данной публикации является повышение эффективности образовательного процесса на кафедре анестезиологии БГМУ.
Задачи : анализ опыта преподавания дисциплины в субординатуре в БГМУ.
Основную массу обучающихся на кафедре составляют студенты 4 курса лечебного и педиатрического факультета, а также субординаторы по различным профилям субординатур, включая профильные по анестезиологии и реаниматологии. Ежегодно на кафедре проходят обучение от 35 до 60 субординаторов по анестезиологии и реаниматологии по специальности «Лечебное дело» и 18–25 человек по специальности «Педиатрия». Основными видами обучения остаются лекции, практические занятия, работа в операционной в качестве помощника врача. Существенную помощь в практико-ориентированном обучении оказывает возможность проведения занятий в лаборатории практического обучения.
Сегодня меняется роль преподавателя медицинских дисциплин. По мнению доцента З. А. Зариповой (Санкт-Петербург, РФ), основная задача преподавателя ВУЗа сводится не к изложению готовых знаний, а к организации активной самостоятельной деятельности обучающихся.
На сегодняшний день возможности Лаборатории практического обучения позволяют обеспечить практическую часть подготовки субординатора по анестезиологии и реаниматологии по следующий навыкам: обеспечение проходимости дыхательных путей с использованием различных устройств, интубация трахеи, базовая сердечно-легочная реанимация, расширенная сердечно-легочная реанимация, пункция центральных вен, люмбальная пункция. Студент получает возможность попробовать пройти все этапы от соблюдения правил асептики и антисептики при проведении манипуляции, до непосредственного выполнения медицинской манипуляции.
Целью субординатуры как начального элемента в процессе подготовки специалиста анестезиолога-реаниматолога, является подготовка студента с БАЗОВЫМИ знаниями и умениями, необходимыми для выполнения после прохождения субординатуры обязанностей врача-интерна анестезиолога-реаниматолога [4,5].
В условиях пандемии COVID-19 удалось оптимизировать проведение теоретического учебного процесса с использованием дистанционных технологий. Использование электронной платформы на базе LMS Moodle (электронная платформа университета etest.bsmu.by) позволило не только осуществлять ежедневный контроль присутствия студента, факт изучения теоретического материала, но и осуществлять контроль усвоения материала посредством электронного тестирования.
Также ежегодно возрастает количество обучающихся на английском языке. За последние 5 лет подготовлены учебные программы, проведена аттестация преподавателей, начата работа на лекциях и практических занятиях.
Переход на электронную систему контроля знаний студентов и субординаторов сопровождался трансформацией бумажного документа регистрации успеваемости студентов в электронный. Электронный журнал учета успеваемости в сети Интернет (в закрытом доступе БГМУ) позволяет как преподавателю, декану, так и студенту иметь постоянный доступ к успеваемости группы, наличию пропусков и их своевременной отработки.
Особую роль играет использование симуляционных технологий в подготовке в субординатуре на базе лаборатории практического обучения.
Как отмечала доцент Зарипова З. А., по мнению Амитая Зива: «Симуляционный Центр– это место для совершения ошибок!» С одной стороны в симуляционном центре появляется возможность неограниченного повторения выполняемых действий, с другой — оценка степени сформированности навыков объективная/субъективная [1,2].
При отрабатывании практических навыков кафедра анестезиологии и реаниматологии активно использует систему четырех шагов:
- Преподаватель молча демонстрирует навык
- Преподаватель повторяет демонстрацию с комментариями
- Преподаватель повторяет демонстрацию, а обучающийся описывает шаги
- Обучающийся демонстрирует навык
Таким образом, на первом этапе обучающиеся получают визуальное представление о навыке, на втором преподаватель четко подробно объясняет детали, на третьем обучающийся запоминает четкую последовательность действий, наконец — на четвертом преподаватель проверяет правильность выполнения и дает комментарии.
Следовательно, система обучения основана на методе получения знаний от простого к сложному: начиная от манипуляций по сердечно-легочной реанимации для всех студентов университета, заканчивая отработкой действий в имитированных клинических ситуациях для резидентов (клинических ординаторов) по анестезиологии и реаниматологии [3].
Технологии помогают, но основной ресурс кафедры — кадры! По мнению Директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении РФ в 2014г Семеновой Т. В.: «Главное — мозг, а не «железка»!»
Основные проблемы образовательного процесса:
- Мотивация студентов к получению знаний
- Наличие достаточного количества учебных комнат.
- Тестирование студентов на профпригодность при подготовке в профильной субординатуре
- Большое количество студентов в группах (что связано с недостаточным количеством ППС на кафедре)
- Устаревшее оборудование на кафедре и износ манекенов в лаборатории практического обучения
- Постоянно уменьшающееся количество учебных часов преподавания дисциплины
Перспективы преподавания:
— Создание в университете симуляционной клиники.
— Решение существующих проблем — улучшение качества преподавания.
— Повышение эффективности этапности дистанционной аттестации интернов и резидентов (клинординаторов).
Выводы:
- Качественно новая система подготовки по анестезиологии и реаниматологии врачей общей практики повышает вероятность выживания пациентов, находящихся в критических состояниях.
- Двухгодичная система первичной подготовки (c 2006 г.) специалистов повышает стартовую квалификацию анестезиологов и реаниматологов, что способствует улучшению качественных показателей здравоохранения.
Литература:
- Горшков, М. Д., Федоров А. В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине,2012. № 2. С. 21–30.
- Евдокимов, Е. А., Пасечник И. Н. Оптимизация образования в области неотложной медицины: роль симуляционных технологий // Медицинский алфавит. Неотложная медицина. 2013. № 3 (17). С. 8–13.
- Пасечник, И. Н., Блашенцева С. А., Скобелев Е. И. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине.2013. № 2. С. 16–21.
- Прасмыцкий О. Т., Ялонецкий И. З., Грачев С. С. Симуляционное обучение анестезиологии и реаниматологии / «Военная медицина». — № 2. — 2017. — С. 3–7.
- Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии / сост. М. Д. Горшков; ред. В. В. Мороз, Е. А. Евдокимов. — М.: ГЭОТАР-Медиа: РОСОМЕД, 2014. — 312 с.: ил.
Похожие статьи
Освоение студентами и ординаторами материалов по теме «Сердечно-легочная реанимация»
В статье проанализировано 120 анкет студентов 3 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических н...
Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров)
В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости, а также обсуждаются некоторые важные аспекты подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонени...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО
В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...
Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга
В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт
В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста
Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...
Похожие статьи
Освоение студентами и ординаторами материалов по теме «Сердечно-легочная реанимация»
В статье проанализировано 120 анкет студентов 3 курса педиатрического и лечебного факультетов ФГБОУ ВО ПГМУ имени ак. Е.А Вагнера и 87 анкет ординаторов, с целью выявления остаточного знания у медицинских работников г. Перми в области теоретических н...
Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров)
В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости, а также обсуждаются некоторые важные аспекты подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонени...
Методика организации фенологических наблюдений при изучении школьного курса биологии 6 класса
В статье рассмотрен вопрос об организации фенологических наблюдений при изучении курса биологии 6 класса. Доказывается важность фенологической работы со школьниками. Рассматривается вариативность фенологических наблюдений, предусмотренных курсом биол...
Применение имитационных моделей в учебном процессе при изучении основ электроники
В статье рассматриваются методы подготовки бакалавров по направлению 27.03.05 Инноватика с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Рассмотрено применение имитационной электронной модели при изучении дисциплины «Эле...
Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта
Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...
Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО
В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...
Особенности реабилитации пациентов с травматической болезнью спинного мозга
В статье описываются особенности течения травматической болезни спинного мозга, причины возникновения, основные виды лечения и реабилитационных мероприятий. Значимость современных принципов и подходов в реабилитации пациентов с травматической болезнь...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника» как инновационный продукт
В статье представлен педагогический опыт создания инновационного продукта — учебно-методический комплекс по дисциплине «Этика и деонтология медицинского работника», представлены цели, задачи и сравнительная характеристика с аналогичным продуктом, опи...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Применение телесно ориентированных технологий для развития схемы тела у детей дошкольного возраста
Схема тела остается малоизученной темой в психолого-педагогической и нейропсихологической литературе. В статье приводится краткий обзор понятия, функций и организации схемы тела. Описываются способы и технологии в коррекционно-развивающей работе по ф...