Слово как художественная деталь и исторический факт (на примере изучения повести Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» на уроках литературы и истории)
Автор: Кондрашина Анна Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2020
Статья просмотрена: 256 раз
Библиографическое описание:
Кондрашина, А. А. Слово как художественная деталь и исторический факт (на примере изучения повести Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» на уроках литературы и истории) / А. А. Кондрашина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/375/15969/ (дата обращения: 14.11.2024).
В статье автор обобщает опыт работы по организации изучения художественного текста о Великой Отечественной войне на основе межпредметных связей литературы и истории.
Ключевые слова: художественный текст, деталь, исторический факт, межпредметные связи, универсальные учебные действия.
Межпредметные связи в образовательном пространстве школы — это традиционная тема, актуальная в течение многих лет. Её функциональность позволяет дать практический ответ на многие учебные запросы: системность обучения требует всестороннего тематического рассмотрения в области каждого предмета. Кроме того системно-деятельностный подход, положенный в основу современного урока, предполагает активное использование потенциала межпредметных связей, поскольку в том числе и они способствуют формированию и развитию универсальных учебных действий.
Методический спектр межпредметных связей очень широк, нет необходимости перечислять формы, ставшие традиционными для школы. Предлагаем вашему вниманию ещё один вариант — опыт работы двух учителей, предполагающий объединение предметных полей «История» и «Литература».
Учебный год 2019–2020 является значимым, как в истории страны, так и в жизни каждого человека — Год памяти и славы, год 75-летия Великой Победы. С целью воспитания патриотического духа, сохранения исторической памяти и уважения к истории своей страны в 6-м классе был начат историко-литературный проект по книге Э. Фоняковой «Хлеб той зимы».
Данный проект позволил рассмотреть один текст не только как художественный, но и как исторический одновременно.
Практическая реализация проекта в урочной форме предполагает еженедельное чтение глав из книги Э. Фоняковой «Хлеб той зимы» с детьми на уроке (в среднем — 5 минут, обсуждение и работа с текстом — 5–7 минут). Одинаковые главы отрабатываются учителем литературы и учителем истории в один учебный день. Все необходимые записи ведутся детьми в отдельной тетради, обложка которой представляет собой распечатанный вариант обложки книги:
Тетрадь делится на две части: историческую и литературную. Каждый учитель работает с текстом, используя наиболее эффективные, по его мнению, методы и приёмы, направленные также на формирование читательской грамотности как метапредметного умения.
Рассмотрим пример работы по главе «Несостоявшаяся премьера» (для удобства приведём главу полностью):
«Папы нет дома. Он дежурит в своем Доме художественной самодеятельности — был такой дом в Ленинграде. Мы с мамой одни. Окна плотно зашторены. Горит настольная лампа. Выполняя свое давнее обещание, мама помогает мне сооружать кукольный театр. Картонная коробка из-под туфель приспосабливается для сцены. Из зеленой бумаги мы вырезаем деревья с аккуратными круглыми кронами и прилаживаем их на первый план. Дело происходит в лесу. На «задник” идет кусок голубой тетрадной обложки. Это — небо. Затем склеиваем домик и принимаемся лепить из пластилина действующих лиц — Козу и семерых козлят, а также зубастого серого волка. Когда у волка уже начинают прорисовываться острые уши, меня осеняет идея: вместо волка надо лепить... немца. Он страшнее. Мама, подумав, соглашается с такой современной трактовкой старой темы. Спектакль у нас теперь будет называться «Фриц и семеро козлят”. Начинаем репетицию. Мама — она сначала за Козу — поет заботливым голосом:
— Детушки, козлятушки! Я в лес пошла, молочка вам раздобуду. А вы, сделайте милость, сидите тихо и никого, никого к себе не пускайте.
Ха-ха! За молочком! Интересно, где она возьмет молочка? Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус.
Впрочем, ведь у нас — сказка...
Я — сразу все семеро козлят. Пищу на разные лады:
— До свиданья, мамочка-коза! Счастливого пути! Не волнуйся, детушки-козлятушки тебя будут слушаться.
Как жалко, что папа отсутствует! Он сыграл бы нам фрица. Тут ведь нужен грубый мужской бас, который неумело маскируется под козлячий дискант. За эту неприятную роль берется мама. Она стучит по столу — то есть в дверь к наивным семерым козлятам — костяшками согнутых пальцев: тук-тук-тук! Тук!! Тук!!! Шум все громче, фриц уже ломится в избушку, уже трещат под его напором замки...
Какой ужас! Мои семеро козлят вдруг обнаруживают себя отчаянными трусами. Попасть в лапы к немцу?! Нет! Ни за что! Слезы у меня сами собой наворачиваются на глаза, я кидаюсь к маме и прячу голову у нее где-то под мышкой.
— Что ты, Аленка? Вот глупенькая!
— Мамочка, не надо, не надо больше! Не говори немецким голосом!
— Тихо, малышка, тихо...
Не состоялась наша премьера!» [1, 38–39]
Ключевые понятия для учителя литературы: премьера, кукольный театр, сказка как жанр, сказка «Волк и семеро козлят», репетиция, реплика, литературный герой, тема, идея, название, переживания, эмоции.
Ключевые понятия для учителя истории: дежурство, зашторенные окна, настольная лампа, немец, фриц, молоко.
Работа с данными понятиями помогает рассмотреть два мысловых фона, а значит — два познавательных контекста: слово как деталь и слово как исторический факт (реалия).
Вариант для рассмотрения:
«- Детушки, козлятушки! Я в лес пошла, молочка вам раздобуду. А вы, сделайте милость, сидите тихо и никого, никого к себе не пускайте.
Ха-ха! За молочком! Интересно, где она возьмет молочка? Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус.
Впрочем, ведь у нас — сказка...» [1, с. 38].
Слово «молоко» как традиционная деталь хорошо знакомой сказки в тексте Э. Фоняковой приобретает смысл, благодаря которому стала возможна антитеза: сказка и военная действительность («Его уже давно нигде нет, и я забываю понемногу его сытный, сладковатый вкус»). Молоко как привычный продукт в мирное время становится сказочной приметой в блокадном городе, и сказка звучит по-другому.
С точки зрения истории, отсутствие молока — это примета военного времени, которую можно объяснить с помощью документально подтверждённых фактов [2]. Исторический ракурс чтения художественного текста помогает лучше понять поведение, поступки, мысли и переживания литературных героев, живущих в контексте определённого временного периода, а литературное повествование тем самым приобретает черты правдивости и объективности.
Опыт показал, что одновременное чтение одного произведения на уроках литературы и истории облегчает восприятие художественного текста, помогает обучающимся представить его пространственно-временные рамки. С помощью этого приёма формируются и развиваются такие важные познавательные умения, как анализ, синтез, классификация, обобщение, определение причинно-следственных связей. Нельзя не сказать о формировании личностного отношения обучающихся к прочитанному, читательского вкуса, а также коммуникативной компетенции.
Конечно, значим и оценочный аспект работы. Все комментарии обучающихся, ответы на предложенные вопросы систематически отмечаются. Главный принцип — неправильных ответов нет, читатель имеет право на свою точку зрения. Самые активные в конце учебного периода получают отметки с учётом накопительной системы ответов по тексту.
Таким образом, интеграция разных предметных областей позволяет создать необходимые условия для организации образовательного пространства как единой системы, в которой каждый элемент важен в роли составляющего компонента.
Литература:
- Фонякова, Элла Хлеб той зимы / Элла Фонякова. — Санкт-Петербург-Москва: Речь, 2017. — 224 c. — Текст: непосредственный.
- Скоков, А. Г. На всех была одна судьба / А. Г. Скоков. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://history.wikireading.ru/396906 (дата обращения: 29.06.2020).
Ключевые слова
художественный текст, универсальные учебные действия, межпредметные связи, деталь, исторический фактПохожие статьи
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...
Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе
В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)
В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.
Лексико-фразеологические трудности поэтического текста для студентов национальных групп высших учреждений Узбекистана
В статье поднимается вопрос углубленного изучения языка произведений русской художественной литературы и в первую очередь – языковых трудностей разного порядка, препятствующих восприятию заложенной в произведении информации и верной оценке его эстети...
Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»
В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.
Народный эпистолярий в научном осмыслении Г. Нудьги
Статья посвящена анализу труда Г. Нудьги «Переписка запорожцев с турецким султаном». Автор рассматривает основные характеристики казацкого послания как жанровой разновидности фольклора, среди которых конвенциональность, вариативность и анонимность. В...
Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения
Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...
Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники
В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.
Образ героя и эволюция темы труда производственного романа
Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...
Похожие статьи
Художественная литература в процессе обучения истории как фактор формирования ценностного отношения к изучаемым историческим событиям
В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произве...
Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе
В статье автор выявляет роль сопоставительного анализа на уроках литературы для формирования культуры чтения у обучающихся, целостного отношения к мировой литературе, литературно-эстетического образования школьников.
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)
В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.
Лексико-фразеологические трудности поэтического текста для студентов национальных групп высших учреждений Узбекистана
В статье поднимается вопрос углубленного изучения языка произведений русской художественной литературы и в первую очередь – языковых трудностей разного порядка, препятствующих восприятию заложенной в произведении информации и верной оценке его эстети...
Образная перспектива слова (на примере имен прилагательных) в романе Ю. Нагибина «Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана»
В данной статье автор постарался дать характеристику образной перспективы слова в прозе Ю. Нагибина на примере имен прилагательных.
Народный эпистолярий в научном осмыслении Г. Нудьги
Статья посвящена анализу труда Г. Нудьги «Переписка запорожцев с турецким султаном». Автор рассматривает основные характеристики казацкого послания как жанровой разновидности фольклора, среди которых конвенциональность, вариативность и анонимность. В...
Учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения
Эта статья посвящена вопросу исследования художественного текста, в системе литературного образования школьника. Автор рассматривает учебное исследование художественного текста как условие эффективного обучения. Особое внимание акцентируется на проце...
Специфика педагогического дискурса: разновидности и участники
В статье автор обращается к описанию специфики педагогического дискурса, изучив его структуру и функционально-стилистические особенности, включая описание дискурсобразующей цели и характеристик участников общения.
Образ героя и эволюция темы труда производственного романа
Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...