Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Автор: Анохина Марина Николаевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 12.05.2020
Статья просмотрена: 1463 раза
Библиографическое описание:
Анохина, М. Н. Организация двигательной активности детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / М. Н. Анохина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15836/ (дата обращения: 16.12.2024).
Движение — это физиологическая потребность организма. Оно не влияет на состояние опорно-двигательного аппарата, на обмен веществ, а также других систем организма, но является одним из самых важных компонентов исследования мира. Развитие пространственных представлений и формирование у ребенка «образа Я» зависит как раз таки от двигательной активности ребенка. Эмоциональное состояние человека также может быть подвержено изменениям из-за совершаемых движений. Так дети с ТМНР обладают сниженным показателем двигательной активности. Но наиболее ярче это проявляется у детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:
- Правильное позиционирование.
Поддержание позы для ребенка с двигательными нарушениями является одной из самых трудных моторных задач. Чтобы ребенок смог освоить позу и в дальнейшем удерживать ее самостоятельно, ему потребуется сенсорные опоры и поддержка. Но здесь правильно очень внимательно и профессионально подходить к этому вопросу, если ребенок будет длительное время находиться в паталогических позах и не сможет самостоятельно изменить ее, это грозит появлению вторичных осложнений.
Показатели стабильности и перегрузки у детей с ТМНР служат: физиологическая оценка, двигательная, оценка сна и бодрствования, а также взаимодействия. Например, при балансе физиологического аспекта у ребенка наблюдается равномерное дыхание и розовая кожа, если состояние перегрузки он гримасничает, чихает, зевает, вдыхает. Положительный двигательный показатель проявляется, когда ребенок смотрит в сторону собеседника, у него мягкие и хорошо модулированные движения, равномерный мышечный тонус по всему телу. В состояние перегрузки ребенок прижимает руки и ноги друг к другу, крепко вцепляется руками, прижимает руку к уху, голове или рту. Сон и бодрствование в нормальном состоянии проявляется, если у ребенка устойчивый эмоциональный баланс, он бодр и внимателен, адекватно выдерживает небольшое напряжение и незначительные перемены. Перегрузкой в этом случае служит небольшая рассеянность, вялость, обеспокоенность и невнимательность. При взаимодействии с ребенком важно обратить внимание на зрительный и невербальный контакт, то есть если ребенок поддерживает зрительный контакт со взрослым, улыбается, он активен и открыт, следовательно его состояние открытое и сосредоточенное. Когда ребенок закрывает глаза, часто моргает, отводит глаза и не выражает никаких эмоций — это отрицательно сказывается на его состоянии.
- Участие в уходе и перемещении.
Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, принятие пищи, движение в пространстве и т. д. При совершении действий по изменению позы ребенок может либо самостоятельно, либо с помощью взрослого приподняться на ноги, подтянуться, чтобы кушать или пересесть в коляску для прогулки. Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется встать, чтобы надеть штаны, поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Когда ребенок ест, он может удерживать различные предметы, например вилку, ложку, кусочки пищи, может тянуться еще за чем-то вкусным за столом и подносить еду ко рту. Бытовые ситуации происходят каждый день, может даже и несколько раз в день, это является огромным продвижением в развитие движений в повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться. Также плюсы этой методики заключается в том, что ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация. В процессе подобных тренировок у него появляются функциональные движения, их он может использовать всю свою жизнь. Конечно, взрослым может быть намного проще самим поднять ребенка, перенести его, покормить и переодеть, потому что если ребенок сам пытается это сделать, на это уходить очень много времени. Но если это уже подросток, который имеет вес значительно больше, со сколиозом, с болевыми синдромами, контрактурами, мышечным тонусом, нарастающем при попытке изменения положения тела, это сделать намного труднее.
- Игру.
Игра — это главный вид деятельности любого ребенка. Когда дети увлечены и у них есть интерес, который в свою очередь является самой мощной мотивацией, они выполняют множество разнообразных движений.
- Спонтанную двигательную активность.
С помощью организации пространства вокруг ребенка можно стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Для высокой активности ребенка, с одной стороны, требуются предметы, которые ему захочется взять, потянуться за ними, подползти, но также с другой стороны он должен чувствовать безопасность.
- Структурированную двигательную активность (занятия со специалистом ЛФК).
Профилактика вторичных нарушений для детей, которые не имеют возможность самостоятельно менять положение тела.
Дети, которые имеют двигательные и другие многочисленные нарушения, могут быть в зоне риска появления вторичных осложнений. Контрактуры и деформации могут возникнуть вследствие длительного пребывания в одной позе, при частом использовании паталогических поз и установок. Например, если ребенок сидит с круглой спиной или лежит на спине, а колени повернуты в одну сторону. Такие осложнения снижают качество и продолжительность жизни, а также способствуют появлению болевого синдрома. В числе осложнений двигательных нарушений, несущих угрозу для жизни, можно отнести запоры и аспирационные пневмонии. Чтобы предотвратить развитие вторичных осложнений нужно систематическое соблюдение таких правил:
− Выявить и отслеживать график смены положения тела ребенка в течение всего дня и во время сна — каждые два часа. При использовании ассиметричных поз необходимо следить за равной частотой правосторонних и левосторонних вариантов.
− Положение ребенка должно быть безопасным и стабильным, т. е. физиологичным. Ребенок не должен чувствовать страх падения, заваливаться, сползать. Также поза не должна вызвать усиление боли и мышечного тонуса, боли, нарушить дыхание. Она должна помочь ребенку быть подвижным и активным (общаться, наблюдать за окружающей средой, играть и т. д.).
Чтобы определить удобство той или иной позы, принимаемой ребенком, необходимо задаться подобными вопросами: «Эта поза была бы удобна для меня? Сколько бы я мог находиться в таком положении? Я бы что-то изменил в ней? Что я мог бы делать в такой позе?».
− Если у ребенка нарастает тонус, он кричит, плачет, проявляет беспокойство, отказывается от активности и взаимодействия, значит, ему необходимо сменить позу, так как возможно он устал находиться в таком положении.
− Определить месторасположение ребенка при фиксации в определённой позе. Необходимо выявить нахождение основного источника информации, такого как телевизор, окно или другие дети. Но прежде поинтересоваться у ребенка, что он предпочел бы, смотреть мультики, посидеть в тишине или пообщаться с детьми.
− Следить за правильным развитием стопы, с помощью ортопедической обуви или ортезов. Деформации и контрактуры можно предотвратить ношением удобной и правильной обуви. Использовать ее нужно не только на улице, но и в помещении. Ребенок, испытывающий трудности в общении или с нарушением интеллектуальных способностей, не всегда может сказать о том, что обувь ему жмет или причиняет неудобства, этот момент должны учитывать взрослые.
− Приветствуется использование технических средств реабилитации (ТСР) и различных мягких материалов (валики, подушки и т. п.), это обеспечит правильное позиционирование. ТСР могут служить как различные ортезы, так и ходунки, коляски, подъемники, вертикализаторы. Конечно, эти приспособления нужно подбирать и настраивать строго индивидуально. Приобретения техники и ортезов без перенастройки недопустим.
− Если ребенок испытывает дискомфорт при использовании ТСР (труден в использовании, мал, велик), необходимо либо заменить, либо попытаться адаптировать ТСР под ребенка. Использование не исправимой и неподходящей техники грозит прогрессированием вторичных осложнений.
Литература:
- Басилова Т. А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. — М.: Просвещение, 2008 г.
- Бейкер Б. Л., Брайтман А.Дж. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. — М.: Теревинф, 2000 г.
- Виноградова А. Л., Константинова И. С., Цыганок А. А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. — М.: Теревинф, 2006 г.
- Головчиц Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные»... нарушения развития // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 3–11.
- Истомина Л. А. Рекомендуемые положения тела и способы ношения ребенка с проблемами двигательного развития: методические рекомендации для воспитателей и родителей. — СПб.: РЕМДОМ, 2011 г.