Обучение одаренных студентов в высшем учебном заведении | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

XII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, май 2020)

Дата публикации: 01.05.2020

Статья просмотрена: 40 раз

Библиографическое описание:

Рахматов, А. И. Обучение одаренных студентов в высшем учебном заведении / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 35-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15795/ (дата обращения: 26.04.2024).



В ХXI веке в РФ произошли изменения в общественной, политической, экономической сферах, что в свою очередь вызвало закономерное изменение в системе физического воспитания и образования студентов отечественных вузов. В качестве одного из главных принципов государственной политики в области образования и воспитания провозглашен гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья индивида.

В современном социуме нужны активные, образованные, здоровые специалисты. Но статистика свидетельствует о том, что на сегодняшний день происходит катастрофическое понижение здоровья молодого поколения.

Основу физической культуры составляют рациональные способы применения двигательной деятельности. Создание специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности подрастающего поколения. Системный анализ деятельности индивида показал, что физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человека его собственной природной данности.

К временам Платона, Сократа, Гиппократа, Конфуция уходит вопрос разносторонней одаренности, однако, несмотря на античность данное понятие изучено плохо. Термин «одаренный» на протяжении всего XX века претерпело модификации. Термин одаренный применялось первоначально к взрослым людям у которых были выдающиеся достижение в той или иной сфере. В 20-е годы XX века психологи начинают применять данный термин и к детям, также различали специальные таланты: художественный, социальный коммерческий и т. д.

В 70 — е годы XX века отдел образования Канады предложил следующее определение, которое используют западные специалисты и в настоящее время: одаренными и талантливыми являются те, кто-либо профессионально подготовленным индивидам как обладающий потенциалом к большим достижениям в силу высоких способностей.

Следует подчеркнуть следующий момент — увеличение роли личности, как объекта, так и субъекта образовательно — воспитательной деятельности. Следствием этого является дифференциация целой системы образования, в том числе и личностных особенностей одаренных студентов.

Одаренность студента — это динамическое, интегральное образование, которое включает интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития индивида, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях человека.

Данная категория видится следующим образом. Начав отбор студентов, необходимо продолжить использовать методы учебы и развития, а следовательно, удовлетворять имеющуюся общественную востребованность сформированных способностей студентов.

Условия обучения предъявляют требования к физическому состоянию студентов. От них требуется во время повышенной учебной нагрузки и учебного процесса проявлять большую устойчивость к нарастающему в процессе занятий утомлению, сохраняя необходимый уровень восприятия и способность перерабатывать полученную информацию.

Увеличенный объем учебной нагрузки и связанный с этим дефицит свободного времени привели к значительному сокращению двигательной активности студентов не только на занятиях, но и в их повседневной жизни. Следствием этого явилась их плохая физическая подготовленность и ухудшение состояния здоровья в целом.

Анализ научно-методической литературы по этой проблеме показал, что одаренные студенты характеризуются общеизвестной нервно-психической организацией, что рождает значительные трудности в плане их общественной адаптации, а также к повышенным требованиям учебной деятельности; проявление и выявление одаренности не гарантирует сохранности ее на более поздних этапах развития личности. Форсирование ритма бытия, усложнение социальной структуры, в полном и несбалансированность, разноречивость формирования нашего мира, в подробности, требуют 0т молодого образованного человека стабильного увеличения запасов здоровья. Гармонизировать в студенте природное и социальное — вот линия к созданию устойчивой, психологически постоянной личности.

Реальная ситуация для одаренных студентов связана с перегрузками в учебной и психической сфере при явной незагруженности в плане физическом. Студенты исследуемой основной, подготовительной и специальной медицинской группы, как правило, проводят в вузе до восьми часов, а по возвращении домой готовят домашнее задание по 7–8 учебным дисциплинам, на что у студентов ежедневно уходит от двух до более четырех часов. Фактически весь световой день эти студенты проводят за учебниками.

Одаренные студенты более загружены и тратят на обучение больше времени, поэтому для нормального функционирования организма им необходимо чаще бывать на свежем воздухе и регулярно заниматься физической культурой. В реальности досуг у них уходит преимущественно на просмотр телевизора, компьютерные игры, прослушивание музыки, а занятия физическими упражнениями (спортом) в рейтинговом списке из девяти возможных занимают четвертую позицию. Показательным является и то, что из девяти основных видов деятельности во внеаудиторное время только в трех задействованы двигательная активность и физическая нагрузка.

Путем сопоставления времени подъема и отхода ко сну выявлено, что студент вуза каждый день не досыпает от одного до трех часов, что неминуемо отрицательно сказывается на самочувствии и умственной работоспособности на следующий день, а так как подобные явления не единичны, а регулярны, то в дальнейшем такой образ жизни сказывается на общем состоянии здоровья студентов.

Физическая культура имеет, по своей сути, деятельностный характер, так как, вне деятельности она перестает быть культурой, и именно деятельность является формой ее существования. Поэтому физкультурную деятельность как главный итог участия студентов в занятиях физической культурой в ходе их воспитания и образования, преподаватели кафедры рассматривают в контексте жизнедеятельности и жизненного пути каждого. В этом заключается особая сложность и специфика учета и использования средств физической культуры.

Результаты существующей системы обучения не обеспечивают должного уровня сформировано физической культуры личности и необходимой физической подготовленности студентов. В особенности это касается одаренных юношей и девушек с повышенными учебными способностями.

Направление поиска резервов совершенствования вузовской физической культуры многоплановы и охватывают различные ее формы. Так, в качестве одного из путей выходов из сложившейся ситуации многие авторы предлагают увеличение количества занятий физической культуры в вузе до шести — восьми часов в неделю. Но такой подход связан с огромными материальными затратами и не принесет желаемого результата. Другие ученые видят выход в спортизации занятий физической культурой после занятий, которая предполагает со студентами использование конверсии спортивных технологий. Но это приемлемо лишь в тех регионах, где имеются возможности дополнительного финансирования, а также в вузах, которые имеют право разрабатывать собственные образовательные стандарты, где занятия идут в одну смену, и для тех, которые по своему физическому состоянию имеют возможность пользоваться этими технологиями.

Перспективным является путь повышения эффективности физического воспитания студентов, связанный с активизацией академических, внеаудиторных форм их двигательной активности.

Одним из основных звеньев в формировании полноценной личности одаренного студента является физическая культура. Остается привлечь данную категорию студентов к физической культуре и увлечь ею на длительный период. Реализовать это в короткий срок возможно только при условии учета интересов самих студентов.

Экспериментальное исследование позволило доказать, что предлагаемая образовательная система физического воспитания нацелена на формирование физической культуры личности; на создание гуманной среды и успешной социализации личности студента в области физической культуры.

Подведенные итоги исследования подтверждают о правильности гипотезы о том, что формирование физической культуры личности одаренных студентов будет действенным, если:

а)подбор средств, форм, методов моделируемого процесса приведен в соответствие с критериями формирования физической культуры личности;

б)будут созданы адекватные условия для развития обучения и оздоровления путем активизации двигательной деятельности, как основы формирования здорового образа жизни и повышения резервных возможностей организма;

в)учебно-воспитательный процесс образован с учетом персональных особенностей студентов;

г)состав и построение знаний разработаны в соответствии с взглядами гуманизации и демократизации образования, целями и задачами формирования физической культуры личности.

Проблемы представляются перспективной разработка социально-психологического портрета одаренного студента с мировоззренческими детерминантами здоровою образа жизни; разработка единой методологии диагностики, прогноза и коррекции нарушений, отклонений физического и психофизиологического статуса одаренного молодого человека.

Литература:

  1. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства). — М.: Высшая школа, 2001.
  2. Андреева Д. А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. — В кн.: Проблемы активности студентов. — Ростов-Дон: Феникс, 2005.
  3. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. — Иркутск, 1986.
  4. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-познавательного процесса: Метод. основы. — М.: Просвещение, 1982.
  5. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Мир, 2006.
  6. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пос. — М.: Высшая школа, 1991.
  7. Верещагин В. Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. — Владивосток, 2008.
  8. Дичев Т. Г., Тарасов К. Е., Проблема адаптации и здоровья человека. — М.: Просвещение, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, физическая культура личности, студент, двигательная активность, двигательная деятельность, занятие, образ жизни, одаренный студент, физическое воспитание.

Похожие статьи

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

В статье объясняется необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой, а также значимость физической культуры в программе обучения высших учебных заведений.

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни...

Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи. Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, личность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитание. На современном этапе актуальна проблема...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.

двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения

Влияние физических упражнений на умственную деятельность... физическая культура, физическое...

Значение физической культуры в жизни студента

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, физическое воспитание, здоровый образ жизни, актуализация, популяризация, пропагандирование. В наше время одним из основных аспектов в жизни студента является физическая культура.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

физическое воспитание, высшая школа, физическая культура, упражнение, здоровый образ жизни, занятие, двигательная активность, двигательная деятельность, учебный процесс, внутренняя мотивация.

Значимость физической культуры для студентов в современном...

Занятия физической культурой необходимы всем во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни...

Эффективность физического воспитания студентов при...

физическое воспитание, физическая культура, студенческая молодежь, физическая подготовленность, двигательная активность, учебный процесс

Физическое воспитание студентов МИИТ традиционно строится на основе органического единства учебного процесса...

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и особенности направленного использования разнообразных средств

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни

Физкультура в жизни студента | Статья в сборнике...

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, окружающая среда, студент, физическое...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья...

Похожие статьи

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

В статье объясняется необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой, а также значимость физической культуры в программе обучения высших учебных заведений.

физическая культура, студент, занятие, здоровый образ жизни...

Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи. Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, личность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитание. На современном этапе актуальна проблема...

Влияние физической культуры и спорта на работоспособность...

Виленский В. И. Физическая культура студента. — М: Гардарики, 2005, — 110 с.

двигательная активность, умственная работоспособность, физические упражнения

Влияние физических упражнений на умственную деятельность... физическая культура, физическое...

Значение физической культуры в жизни студента

Ключевые слова: физическая культура, физическая активность, физическое воспитание, здоровый образ жизни, актуализация, популяризация, пропагандирование. В наше время одним из основных аспектов в жизни студента является физическая культура.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

физическое воспитание, высшая школа, физическая культура, упражнение, здоровый образ жизни, занятие, двигательная активность, двигательная деятельность, учебный процесс, внутренняя мотивация.

Значимость физической культуры для студентов в современном...

Занятия физической культурой необходимы всем во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют

физическая культура, физическое воспитание, Узбекистан, двигательная активность, физическая активность, здоровый образ жизни...

Эффективность физического воспитания студентов при...

физическое воспитание, физическая культура, студенческая молодежь, физическая подготовленность, двигательная активность, учебный процесс

Физическое воспитание студентов МИИТ традиционно строится на основе органического единства учебного процесса...

Характеристика методики занятия по физической культурой со...

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и особенности направленного использования разнообразных средств

- знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни

Физкультура в жизни студента | Статья в сборнике...

Мельников П. П. Физическая культура и здоровый образ жизни студента (для бакалавров).

Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, здоровый образ жизни, образовательный процесс, окружающая среда, студент, физическое...

Физическая культура в жизни студентов | Статья в журнале...

Данная статья обуславливает необходимость физического воспитания студентов, которое проявляется вследствие регулярных занятий физической культурой. Данная статья предусматривает рассмотрение влияния физической культуры на состояния здоровья...