Характеристика методики занятия по физической культурой со студентами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.06.2015

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Киливник И. А. Характеристика методики занятия по физической культурой со студентами // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 598-600. — URL https://moluch.ru/archive/91/19415/ (дата обращения: 23.06.2018).

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и особенности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

-                   понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

-                   знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-                   формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

-                   овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

-                   обеспечение общей и профессиональной прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическою готовность студента к будущей профессии;

-приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучение в профессиональном учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем, интенсивность учебного процесса имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается усилением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6–8 часов занятий в неделю в течение всех лет обучения.

Сочетание физических нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70–75 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160–170 уд/мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70–75 % применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости. Причем, интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до! 50 уд/мин.)

Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

-                     На занятиях по физическому воспитанию, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС=110- 130 уд/мни) или средней интенсивности (ЧСС=130–150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находиться в пределах 50–60 %. Основное назначение таких занятий — обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что, в конечном счете, стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда занятия по физическому воспитанию проводятся на 3–4-й паре, ЧСС не должна превышать 150–160 уд/мин. Нецелесообразно планировать большие нагрузки для групп с невысокой-физической подготовленностью.

-                     Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

-                     Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

 

Литература:

 

1.                  Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2–7.

2.                  Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — Гл. 1У-У.

3.                  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4.                  Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки-(Методические основы развития физических качеств)/Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

5.                  Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического рая вития и физической подготовленности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004.- 192 с.

6.                  Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физическом культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-Ч. 2.-Гл. Х1У-ХУ.

7.                  Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». — 6 с.

8.                  Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий//Теория и практика физической культуры. — 2003. -№ 5. — С. 9.

9.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-255.

10.              Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

11.              Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — М.: Терра-спорт, 1999.

12.              Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

13.              Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В А Маслякова, А. В. Коробкова и др. — М.: Высш. школа, 1983. — 391 с.

14.              Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для спец. вузов. — М.: Академия, 2000. — Гл. 10–16.

Основные термины (генерируются автоматически): физическое воспитание, физическая культура, занятие, умственная работоспособность, умственная деятельность, нагрузка, укрепление здоровья, умственная работоспособность студентов, учебная неделя, умственная активность.


Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в...

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной...

На работоспособность человека, производительность его труда и здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.

Значимость физических упражнений для формирования...

– справиться с нагрузками учебной деятельности без особого напряжения, так как физические упражнения положительно воздействуют на умственную активность

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Величина нагрузки на организм зависит от факторов: сложности упражнения, состояния внешней среды, оптимального соотношения умственной и физической работоспособности с помощью разнохарактерных физических нагрузок у исследователей до сих пор нет единой...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Физическое воспитание в учебных заведениях страны полностью направлено на развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств личности, ее психологической устойчивости и укрепление здоровья.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Важное место в формировании личности занимает физическая культура, ее научное мировоззрение, нравственное, умственное и эстетическое воспитание.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в...

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной...

На работоспособность человека, производительность его труда и здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.

Значимость физических упражнений для формирования...

– справиться с нагрузками учебной деятельности без особого напряжения, так как физические упражнения положительно воздействуют на умственную активность

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Величина нагрузки на организм зависит от факторов: сложности упражнения, состояния внешней среды, оптимального соотношения умственной и физической работоспособности с помощью разнохарактерных физических нагрузок у исследователей до сих пор нет единой...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Физическое воспитание в учебных заведениях страны полностью направлено на развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств личности, ее психологической устойчивости и укрепление здоровья.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Важное место в формировании личности занимает физическая культура, ее научное мировоззрение, нравственное, умственное и эстетическое воспитание.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в...

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной...

На работоспособность человека, производительность его труда и здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.

Значимость физических упражнений для формирования...

– справиться с нагрузками учебной деятельности без особого напряжения, так как физические упражнения положительно воздействуют на умственную активность

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Величина нагрузки на организм зависит от факторов: сложности упражнения, состояния внешней среды, оптимального соотношения умственной и физической работоспособности с помощью разнохарактерных физических нагрузок у исследователей до сих пор нет единой...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Физическое воспитание в учебных заведениях страны полностью направлено на развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств личности, ее психологической устойчивости и укрепление здоровья.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Важное место в формировании личности занимает физическая культура, ее научное мировоззрение, нравственное, умственное и эстетическое воспитание.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Влияние физических упражнений на умственную деятельность...

В статье рассматривается зависимость основ здорового образа жизни и адаптации к умственным нагрузкам студентов. Физические нагрузки представлены как основной фактор, способствующий улучшению умственной работоспособности студенческой молодежи в...

Гигиена учебного процесса как фактор повышения умственной...

На работоспособность человека, производительность его труда и здоровье в целом существенное влияние оказывают санитарно-гигиенические условия. Так неправильное распределение учебной нагрузки влечет за собой не только ухудшение восприятия нового...

Факторы, определяющие изменения динамики умственной...

учебная деятельность, волевое усилие, работоспособность, умственная деятельность, учебная деятельность студентов, функциональное состояние студентов, час.

Значимость физических упражнений для формирования...

– справиться с нагрузками учебной деятельности без особого напряжения, так как физические упражнения положительно воздействуют на умственную активность

Физическая культура в образовательном процессе курсантов...

Величина нагрузки на организм зависит от факторов: сложности упражнения, состояния внешней среды, оптимального соотношения умственной и физической работоспособности с помощью разнохарактерных физических нагрузок у исследователей до сих пор нет единой...

Исследование уровня двигательной активности учащихся

Плюс ко всему, гиподинамия негативно отражается на психической деятельности: появляется вялость, сонливость либо бессонница, снижается умственная работоспособность.

Особенности влияния занятий физическими упражнениями...

Физическое воспитание в учебных заведениях страны полностью направлено на развитие и совершенствование физических и морально-волевых качеств личности, ее психологической устойчивости и укрепление здоровья.

Воспитательная деятельность и физическое воспитание...

Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов. Автор: Рахматов Александр Ахмедович.

Важное место в формировании личности занимает физическая культура, ее научное мировоззрение, нравственное, умственное и эстетическое воспитание.

Эффективность физического воспитания студентов при...

Ресурсы физической культуры способствуют гармоничному физическому развитию и повышению физической подготовленности и работоспособности студентов.

Задать вопрос