Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 25.03.2020

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Казакова, А. Ю. Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте профессионального стандарта педагога-психолога / А. Ю. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15740/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессиональная направленность, компетентностный подход.

Термины «компетентность» и «компетентный» имеют латинское происхождение (сompetentia) и в переводе на украинский язык трактуются как «достигаю», «имею соответствующие знания, опыт». В «Словаре русского языка» С. Ожегова [5, с. 213] под компетенцией понимают — 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав, а «компетентный» — 1. Тот, кто знает, знаком, авторитетный в определенный отрасли. 2. Тот, кто владеет компетенцией (специалист)». Компетенция (по С. Щенникову [12, с. 245]) — единство знаний, умений и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяются требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации.

Для того, чтобы вскрыть те характеристики человека, от которых зависит высокая производительность труда и мотивация, Р. Уайт в статье «Пересмотренная мотивация: концепция компетентности» [19] определил понятие компетентности как эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой и обосновал «существование компетентностной мотивации». При этом Д. МакКлеланд [10] считает точкой отсчета компетентностного подхода сначала в бизнесе, а затем и в образовании концепцию компетентности человеческих ресурсов, в которой он предлагает рассматривать поведенческие проявления человека как критериальный индикатор производительности ее деятельности.

Как отмечает Ю. Шапран, сейчас в педагогической науке нет единого мнения относительно разграничения понятий «компетентности» и «компетенции» [11]. Исследовательница видит несколько основных вопросов, возникающих в связи с необходимостью такого разграничения: вопросы классификации ключевых компетентностей; специфика латинских терминов и их перевода; определение компетентности как суммирующего показателя профессиональной подготовки.

«Словарь иностранных слов» (2000 г.) определяет компетентность как осведомленность, авторитетность, а компетенцию — как круг полномочий [7, с. 218]. В то же время «Толковый словарь английского языка» (1993 г.) Фактически не разграничивает эти два понятия и определяет компетентность / компетенцию как соответствие, способность к выполнению определенных задач, умение выполнять свою работу и т. д. [17]. В «Словаре польского языка» компетентность определяется как «исправность, содержательная подготовленность, знания в определенной области, умение решать проблемы, связанные с конкретной профессии» [15]. Зато компетенцию польские научные источники представляют как «сочетание трех атрибутов — знаний, умений и поведения. Они характеризуют каждого человека как исправную, успешную, соответствующую качественных ожиданий, к реализации поставленных задач» [14]. При этом в польской педагогике, как и педагогической науке других европейских стран, не часто отмечается различиях между двумя понятиями: «изредка употребляется слово компетентность, поскольку то же значение имеет компетенция» [13]. М. Матуша отмечает, что «компетенция специалиста оказывается в сочетании определенного количества умений, освоенных так много и сознательно, чтобы понять возможность свободного, мудрого, рефлексивного и ответственного выполнения определенных задач» [16]. Чтобы различать понятия компетентности и компетенции, польские ученые обычно понятие компетенции употребляется в двух значениях — как тождественное квалификации и как объем ответственности в деятельности [18]. По компетентности педагогических работников, то стоит заметить, что в научной литературе чаще всего ее содержание представляют в виде сочетания содержательной, дидактически-методической, воспитательной компетенций.

Прежде чем назвать педагога компетентным, нам необходимо определить, каким профессиональным требованиям он должен отвечать и какие критерии для этого использовать. А. Бондарчук [3, с. 19–21], опираясь на исследования А. Шрот, определяет компетентность как способность лица выполнять определенную деятельность в согласовании с профессиональными стандартами, представленных в рамках определенной сферы деятельности. Итак, в этом случае, происходит сближение понятий «компетентность» и «квалификация», поэтому возникает новый подход к определению компетентности — функционально-квалификационный.

В современных научных трудах, в основу которых положены работы над понятием «компетентности», эта характеристика личности рассматривается с разных позиций. Как системную деятельность, сочетает в себе отдельные элементы личностных, инструментальных и предметных способностей, рассматривал компетентность А. Бермус [2]. Со своей стороны Дж. Равен [6] считал компетентность одной из необходимых Специальных способностей, которая обеспечивает эффективное осуществление точного действия в определенной сфере узко предметных известный и обладает определенными предметным навыками и способами мышления, а также осознает результативность своих действий. При этом А. Спирин [8, с. 112] считает компетентность обобщенной характеристикой человека, который обладает определенным объемом знаний и навыков, имеет надлежаще уровень опыта, обеспечивает эффективное выполнение указанной деятельности, решения определенных задач и получения определенного уровня достижений в выбранной профессии. Развивая это положение, М. Чошанов [9, с. 132] утверждает, что специалист, обладающий знаниями, еще не компетентен.

Одним из требований к специалисту в пределах компетентностного подхода является овладение базовыми (ключевыми) и профессиональными компетенциями, которые являются основой для развития профессиональной компетентности. Компетентностный подход первоочередное значение придает умением практически реализовывать полученные знания и приобретенные навыки, акцентирует внимание на конечном практическом результате. Ученые В. Беликов, А. Валеев, В. Гришин, С. Махновский [1, с. 43] выделили следующие основные составляющие профессиональной компетентности специалиста, как педагогическая компетентность, социальная компетентность, методическая, рефлексивная компетентность.

Педагогическую компетентность рассматриваем как овладение специалистом педагогическими знаниями и умениями, их осознанное и целенаправленное использование в профессиональной деятельности. Продуктивной педагогическая деятельность будет в том случае, когда на высоком уровне развиты прогностические и конструктивные способности в сочетании с организаторскими умениями. Составляющими педагогической компетентности является профессиональная направленность социального педагога и педагогические способности. По мнению М. Марусинец, формирование профессиональной направленности «происходит по принципу отражения педагогической профессии в сознании человека» [4, с. 117].

Профессиональная направленность социального педагога предполагает сочетание психолого-педагогических свойств и качеств личности, которые являются решающими для определения ее склонности к педагогике. Сюда следует отнести интерес к человеку в целом и к ребенку в частности как к объекту познания и педагогической деятельности, умение налаживать контакты, потребность в передаче информации и знаний, потребность в предоставлении педагогической помощи, а также стремление к самосовершенствованию. Педагогические способности можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности личности, является одним из условий успешного выполнения педагогической деятельности.

Вместе с тем, профессиональная компетентность является интегративной профессионально-личностной характеристикой специалиста, которая сочетает в себе теоретическую и практическую готовность специалиста к выполнению профессиональных задач, а также субъективные характеристики его личности, раскрываются в ходе выполнения деятельности, обеспечивая таким образом ее эффективность. К субъективным характеристикам специалиста относятся: активность, ответственность, эмоциональная и поведенческая лабильность, положительная установка на деятельность, осознанное стремление помогать.

Литература:

  1. Беликов В. А., Валеев А. С., Гришин А. В., Махновский С. Л. Профессиональное образование как система учебнопрофессиональной деятельности будущих специалистов: монография. Магнитогорск: ФГОУ СПО «МГППК», 2009. 162 с.
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Эйдос: интернет-журнал. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910- 12.htm (дата обращения: 16.03.2020).
  3. Бондарчук А. Компетентность и компетенция: основные подходы к определению понятий. Последипломное образование. 2012. № 2 (21).
  4. Марусинець Н. Н. Профессиональная рефлексия как фактор самосовершенствования личности будущего педагога. Педагогический дискурс. 2010. Вып. 8. С. 115–118.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.
  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. URL: www.humaties.edu.ru/db/msg/16830 (дата обращения: 15.03.2020).
  7. Словарь иностранных слов / сост.: С. М. Морозов, Л. Н. Шкарапута. Киев: Наукова думка, 2000. С. 218.
  8. Спирин А. Н. Компетентный подход в проектировании профессиональной подготовки учителя информатики. Высшее образование. М., 2008. № 1. С. 110–116
  9. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва: Народное образование, 1996. 160 с.
  10. Что есть компетенция? Конструктивистский поход как выход из замешательства. URL: http://www.ht.ru/cms/czn/426 (дата обращения: 11.03.2020).
  11. Шапран Ю. А. Дискуссионные вопросы компетенции и компетентности. URL: http://osvita.ua/school/lessons_summary/edu_technology/28937/ (дата обращения: 13.03.2020).
  12. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. Москва: Наука, 2002. С. 245.
  13. Bańko M. Kompetencja czy kompetentność. URL: https://sjp.pwn.pl/poradnia/haslo/kompetencja-czy-kompetetnosc;16174.html (дата звернення: 22.03.2020).
  14. Kompetencja. URL: https://pl.wikipedia.org/wiki/Kompetencja (дата звернення: 22.03.2020).
  15. Kompetentność // Słownik SJP. URL: https://sjp.pl/kompetentno %C5 %9B %C4 %87 (дата обращения: 17.03.2020).
  16. Matusz M. Kompetencje informacyjne uczniów. URL: https:// %20and %20Settings/User/ %D0 %A0 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0244 %BE %D1 %87 %D0 %B8 %D0 %B9 %20 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB/ %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8F %D0 %BD %D0 %B0 %20 %D1 %80 %D1 %96 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %B5/matusz.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
  17. New Webster’s Dictionary and Thesaurus of the English language: Lesicon Publication, 1993. р. 200.
  18. Stryjkowski W. Kompetencje współczesnego nauczyciela. Neodidagmata, 27–28, Poznań, 2005. S. 15–29.
  19. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological review. 1959. № 66. РР. 297–333.
Основные термины (генерируются автоматически): компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессиональная направленность, умение, педагогическая наука, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, социальный педагог.

Похожие статьи

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Автор: Терентьева Татьяна Петровна.

Термин «профессиональная компетентность» употребляться с 90-ых годов прошлого века, а само понятие становится предметом всестороннего изучения многих...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя.

Компетентности педагогическая и профессиональная тесно переплетаются друг с другом и существуют в единстве, поэтому для

- Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической

Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

О профессиональной компетентности учителя

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Похожие статьи

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность

Профессиональная компетентность педагога — это владение им необходимой суммой знаний, навыков, умений, определяющих...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Автор: Терентьева Татьяна Петровна.

Термин «профессиональная компетентность» употребляться с 90-ых годов прошлого века, а само понятие становится предметом всестороннего изучения многих...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Личность, как известно, формируется в деятельности. Это важнейшая закономерность развития личности в процессе обучения, которая предписывая рассматривать учащихся как субъектов познавательной деятельности.

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Понятие «профессиональная компетентность» и различные...

Проблемой подготовки учителя к социально-педагогической деятельности обращались и

Профессиональная компетентность — это способность педагога превращать

педагогическая деятельность, профессиональная компетентность учителя, Системный...

Структурные компоненты профессиональной компетентности...

Профессиональная компетентность социального педагога представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей [1]. Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя.

Компетентности педагогическая и профессиональная тесно переплетаются друг с другом и существуют в единстве, поэтому для

- Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

Повышение профессиональной компетенции педагогов...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической

Профессиональная компетентность педагога — совокупность знаний и умений

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

О профессиональной компетентности учителя

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. Акмеологическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС ДО.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...