Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте «Профессионального стандарта педагога-психолога» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Несмотря на коронавирус, электронный вариант журнала выйдет 11 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, апрель 2020)

Дата публикации: 25.03.2020

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Казакова А. Ю. Компетенция сопровождения детей группы риска в контексте «Профессионального стандарта педагога-психолога» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2020 г.). — СПб.: Свое издательство, 2020. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/364/15740/ (дата обращения: 01.04.2020).

Препринт статьи



Ключевые слова: компетентность, компетенция, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессиональная направленность, компетентностный подход.

Термины «компетентность» и «компетентный» имеют латинское происхождение (сompetentia) и в переводе на украинский язык трактуются как «достигаю», «имею соответствующие знания, опыт». В «Словаре русского языка» С. Ожегова [5, с. 213] под компетенцией понимают — 1. Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2. Круг чьих-либо полномочий, прав, а «компетентный» — 1. Тот, кто знает, знаком, авторитетный в определенный отрасли. 2. Тот, кто владеет компетенцией (специалист)». Компетенция (по С. Щенникову [12, с. 245]) — единство знаний, умений и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяются требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации.

Для того, чтобы вскрыть те характеристики человека, от которых зависит высокая производительность труда и мотивация, Р. Уайт в статье «Пересмотренная мотивация: концепция компетентности» [19] определил понятие компетентности как эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой и обосновал «существование компетентностной мотивации». При этом Д. МакКлеланд [10] считает точкой отсчета компетентностного подхода сначала в бизнесе, а затем и в образовании концепцию компетентности человеческих ресурсов, в которой он предлагает рассматривать поведенческие проявления человека как критериальный индикатор производительности ее деятельности.

Как отмечает Ю. Шапран, сейчас в педагогической науке нет единого мнения относительно разграничения понятий «компетентности» и «компетенции» [11]. Исследовательница видит несколько основных вопросов, возникающих в связи с необходимостью такого разграничения: вопросы классификации ключевых компетентностей; специфика латинских терминов и их перевода; определение компетентности как суммирующего показателя профессиональной подготовки.

«Словарь иностранных слов» (2000 г.) определяет компетентность как осведомленность, авторитетность, а компетенцию — как круг полномочий [7, с. 218]. В то же время «Толковый словарь английского языка» (1993 г.) Фактически не разграничивает эти два понятия и определяет компетентность / компетенцию как соответствие, способность к выполнению определенных задач, умение выполнять свою работу и т. д. [17]. В «Словаре польского языка» компетентность определяется как «исправность, содержательная подготовленность, знания в определенной области, умение решать проблемы, связанные с конкретной профессии» [15]. Зато компетенцию польские научные источники представляют как «сочетание трех атрибутов — знаний, умений и поведения. Они характеризуют каждого человека как исправную, успешную, соответствующую качественных ожиданий, к реализации поставленных задач» [14]. При этом в польской педагогике, как и педагогической науке других европейских стран, не часто отмечается различиях между двумя понятиями: «изредка употребляется слово компетентность, поскольку то же значение имеет компетенция» [13]. М. Матуша отмечает, что «компетенция специалиста оказывается в сочетании определенного количества умений, освоенных так много и сознательно, чтобы понять возможность свободного, мудрого, рефлексивного и ответственного выполнения определенных задач» [16]. Чтобы различать понятия компетентности и компетенции, польские ученые обычно понятие компетенции употребляется в двух значениях — как тождественное квалификации и как объем ответственности в деятельности [18]. По компетентности педагогических работников, то стоит заметить, что в научной литературе чаще всего ее содержание представляют в виде сочетания содержательной, дидактически-методической, воспитательной компетенций.

Прежде чем назвать педагога компетентным, нам необходимо определить, каким профессиональным требованиям он должен отвечать и какие критерии для этого использовать. А. Бондарчук [3, с. 19–21], опираясь на исследования А. Шрот, определяет компетентность как способность лица выполнять определенную деятельность в согласовании с профессиональными стандартами, представленных в рамках определенной сферы деятельности. Итак, в этом случае, происходит сближение понятий «компетентность» и «квалификация», поэтому возникает новый подход к определению компетентности — функционально-квалификационный.

В современных научных трудах, в основу которых положены работы над понятием «компетентности», эта характеристика личности рассматривается с разных позиций. Как системную деятельность, сочетает в себе отдельные элементы личностных, инструментальных и предметных способностей, рассматривал компетентность А. Бермус [2]. Со своей стороны Дж. Равен [6] считал компетентность одной из необходимых Специальных способностей, которая обеспечивает эффективное осуществление точного действия в определенной сфере узко предметных известный и обладает определенными предметным навыками и способами мышления, а также осознает результативность своих действий. При этом А. Спирин [8, с. 112] считает компетентность обобщенной характеристикой человека, который обладает определенным объемом знаний и навыков, имеет надлежаще уровень опыта, обеспечивает эффективное выполнение указанной деятельности, решения определенных задач и получения определенного уровня достижений в выбранной профессии. Развивая это положение, М. Чошанов [9, с. 132] утверждает, что специалист, обладающий знаниями, еще не компетентен.

Одним из требований к специалисту в пределах компетентностного подхода является овладение базовыми (ключевыми) и профессиональными компетенциями, которые являются основой для развития профессиональной компетентности. Компетентностный подход первоочередное значение придает умением практически реализовывать полученные знания и приобретенные навыки, акцентирует внимание на конечном практическом результате. Ученые В. Беликов, А. Валеев, В. Гришин, С. Махновский [1, с. 43] выделили следующие основные составляющие профессиональной компетентности специалиста, как педагогическая компетентность, социальная компетентность, методическая, рефлексивная компетентность.

Педагогическую компетентность рассматриваем как овладение специалистом педагогическими знаниями и умениями, их осознанное и целенаправленное использование в профессиональной деятельности. Продуктивной педагогическая деятельность будет в том случае, когда на высоком уровне развиты прогностические и конструктивные способности в сочетании с организаторскими умениями. Составляющими педагогической компетентности является профессиональная направленность социального педагога и педагогические способности. По мнению М. Марусинец, формирование профессиональной направленности «происходит по принципу отражения педагогической профессии в сознании человека» [4, с. 117].

Профессиональная направленность социального педагога предполагает сочетание психолого-педагогических свойств и качеств личности, которые являются решающими для определения ее склонности к педагогике. Сюда следует отнести интерес к человеку в целом и к ребенку в частности как к объекту познания и педагогической деятельности, умение налаживать контакты, потребность в передаче информации и знаний, потребность в предоставлении педагогической помощи, а также стремление к самосовершенствованию. Педагогические способности можно рассматривать как индивидуально-психологические особенности личности, является одним из условий успешного выполнения педагогической деятельности.

Вместе с тем, профессиональная компетентность является интегративной профессионально-личностной характеристикой специалиста, которая сочетает в себе теоретическую и практическую готовность специалиста к выполнению профессиональных задач, а также субъективные характеристики его личности, раскрываются в ходе выполнения деятельности, обеспечивая таким образом ее эффективность. К субъективным характеристикам специалиста относятся: активность, ответственность, эмоциональная и поведенческая лабильность, положительная установка на деятельность, осознанное стремление помогать.

Литература:

  1. Беликов В. А., Валеев А. С., Гришин А. В., Махновский С. Л. Профессиональное образование как система учебнопрофессиональной деятельности будущих специалистов: монография. Магнитогорск: ФГОУ СПО «МГППК», 2009. 162 с.
  2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. Эйдос: интернет-журнал. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910- 12.htm (дата обращения: 16.03.2020).
  3. Бондарчук А. Компетентность и компетенция: основные подходы к определению понятий. Последипломное образование. 2012. № 2 (21).
  4. Марусинець Н. Н. Профессиональная рефлексия как фактор самосовершенствования личности будущего педагога. Педагогический дискурс. 2010. Вып. 8. С. 115–118.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под. ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1986.
  6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. URL: www.humaties.edu.ru/db/msg/16830 (дата обращения: 15.03.2020).
  7. Словарь иностранных слов / сост.: С. М. Морозов, Л. Н. Шкарапута. Киев: Наукова думка, 2000. С. 218.
  8. Спирин А. Н. Компетентный подход в проектировании профессиональной подготовки учителя информатики. Высшее образование. М., 2008. № 1. С. 110–116
  9. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва: Народное образование, 1996. 160 с.
  10. Что есть компетенция? Конструктивистский поход как выход из замешательства. URL: http://www.ht.ru/cms/czn/426 (дата обращения: 11.03.2020).
  11. Шапран Ю. А. Дискуссионные вопросы компетенции и компетентности. URL: http://osvita.ua/school/lessons_summary/edu_technology/28937/ (дата обращения: 13.03.2020).
  12. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. Москва: Наука, 2002. С. 245.
  13. Bańko M. Kompetencja czy kompetentność. URL: https://sjp.pwn.pl/poradnia/haslo/kompetencja-czy-kompetetnosc;16174.html (дата звернення: 22.03.2020).
  14. Kompetencja. URL: https://pl.wikipedia.org/wiki/Kompetencja (дата звернення: 22.03.2020).
  15. Kompetentność // Słownik SJP. URL: https://sjp.pl/kompetentno %C5 %9B %C4 %87 (дата обращения: 17.03.2020).
  16. Matusz M. Kompetencje informacyjne uczniów. URL: https:// %20and %20Settings/User/ %D0 %A0 %D0 %B0 %D0 %B1 %D0244 %BE %D1 %87 %D0 %B8 %D0 %B9 %20 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB/ %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %82 %D1 %8F %D0 %BD %D0 %B0 %20 %D1 %80 %D1 %96 %D0 %B2 %D0 %BD %D0 %B5/matusz.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
  17. New Webster’s Dictionary and Thesaurus of the English language: Lesicon Publication, 1993. р. 200.
  18. Stryjkowski W. Kompetencje współczesnego nauczyciela. Neodidagmata, 27–28, Poznań, 2005. S. 15–29.
  19. White R. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological review. 1959. № 66. РР. 297–333.