Авторы: Гусейнова Марина Фахраддиновна, Власова Наталья Владимировна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.10.2014

Статья просмотрена: 1332 раза

Библиографическое описание:

Гусейнова М. Ф., Власова Н. В. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 262-263. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6276/ (дата обращения: 14.12.2017).

Основные задачи концепции целевой программы развития образования — повышение его доступности, качества и эффективности. При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [5]/

Целевая программа развития образования предполагает, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а система ключевых компетентностей в педагогической деятельности.

Одним из направлений развития среднего профессионального образования является переход на компетентностный подход в обучении.

Компетентность требует постоянного обновления профессиональных знаний. Качество профессионально-педагогической компетентности педагогических работников определяет качество профессиональной компетентности выпускников.

Согласно словарю Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю., понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области» [1]

Коджаспирова Г. М. считает, что «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом» [5]. Однако Шишов С. Е. и Кальней В. А. чётко разделяют понятия компетенция и умение: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [8].

Предметом анализа многих отечественных психологов и педагогов является также понятие «профессиональная компетентность» В различных научных трактовках профессиональная компетентность рассматривается как совокупность профессиональных свойств; способность реализовывать на определенном уровне профессионально-должностные требования; иерархия знаний и умений; ряд специфических способностей, предполагающих профессиональное мастерство. Как отмечает Л. М. Митина, «сам термин еще окончательно не устоялся в отечественной психологии и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста» [6].

Многие исследователи считают, что профессиональная компетентность преподавателя должна осуществляться через педагогическую деятельность и педагогическое общение,

Понятие компетентность начинается в разных источниках по-разному, но, тем не менее, все определения этого понятия можно объединить одним словом — ОБЛАДАНИЕ.

Для компетенции же нет единого толкования, и оно трактуется как СОВОКУПНОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ.

В философии — это диалектика категорий возможного и действительного:

-                   Компетенция — действительное.

-                   Компетентность — это возможное в педагогическом действии.

Содержание профессиональной компетентности педагога, преподавателя определяется квалификационной характеристикой, т. е. его теоретическим и практическим опытом.

Компетентности педагогическая и профессиональная тесно переплетаются друг с другом и существуют в единстве, поэтому для педагогических работников можно считать их единой профессионально-педагогической компетентностью, которая включает в себя высокий уровень теоретико-методологической, психолого-педагогической, методической и практической подготовки, а также средства решения педагогических задач и критерии становления профессионала [4]

Веденский В. Н. выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога:

-                   общий — ключевые и операциональные компетентности;

-                   частный — компетентности конкретной специальности;

-                   конкретный — компетентности отдельного педагога.

Также он выделает три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, профессиограма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров [3].

Профессиональную компетентность преподавателя следует рассматривать как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний преподавателя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Исходный показатель профессионально-педагогической компетентности — отношение к человеку, так как профессиональная деятельность педагогического работника — это работа в системе «человек — человек».

В условиях модернизации образования меняются не только образовательные функции, но и требования к профессионально-педагогической компетентности преподавателя и к уровню его профессионализма.

Обобщив, мнения многих ученых и исследователей, а также трактовки различных словарей в этой области, можно выделить основные компетенции, необходимые преподавателю в профессиональной деятельности:

-                   Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

-                   Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

-                   Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

-                   Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-                   Управленческая компетенция, т. е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

-                   Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

-                   Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

-                   Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-                   Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Компетенция личностного самосовершенствования, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться качественного и физического совершенствования своей личности.

Критерием оценки педагогического мастерства может быть устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание значимости профессии, её ценностных ориентации, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу [2].

Литература:

1                    «Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой).

2                    Бурлакова И. И. Контроль качества профессиональной деятельности преподавателя // Среднее профессиональное образование. 2011. № 10. С.45–48.

3                    Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10. — С.51–55.

4                    Волкова Л. А. Профессионально-педагогическая компетентность педагогических кадров — важнейший компонент качества образования в колледже. // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2011. № 10. С. 69–78.

5                    Коджаспирова Г. М. Педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. — 528 с

6                    Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. — М.: Издат. центр «Академия», 2004.– 320 с.

7                    Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/#ixzz3ER2FQJ1W

8                    Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. — М.: Пед. об-во России, 2000. — 320 с

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной компетентности, среднего профессионального образования, профессиональной компетентности педагога, компетентность преподавателя, профессионально-педагогической компетентности педагогических, к профессионально-педагогической компетентности преподавателя, профессиональной компетентности выпускников, профессиональная компетентность, целевой программы развития, уровня профессиональной компетентности, профессиональная компетентность преподавателя, компетентности преподавателей среднего, и структуры профессиональной компетентности, Содержание профессиональной компетентности, педагогических работников, Развитие профессиональной компетентности, развития образования, Профессиональную компетентность преподавателя, Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности, профессиональной деятельности преподавателя.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос