Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

X международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Чита, апрель 2018)

Дата публикации: 11.03.2018

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Степанова Н. А. Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 120-123. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13974/ (дата обращения: 20.06.2018).



Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно — смысловой действительностью, представляющей мир, в котором он живет и действует.

На современном этапе развития мировой цивилизации к национальным образовательным системам предъявляются новые требования. Они должны подготовить специалистов, призванных стать носителями нового качества труда, профессиональной деятельности, соответствующих инновационным моделям общественного развития.

Ключевой фигурой качества образования является, прежде всего, компетентность знаний преподавателя, который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся в процессе реализации всех ступеней обучения.

В рамках Болонского процесса обозначилась тенденция к изменению принципов формирования содержания образования. Акцент переносится с процесса образования на изменение его результатов, сформированных в идеологии компетенций. Компетентностный подход становится одним из основополагающих в мировой образовательной практики, что создает необходимость научного определения сути этого понятия.

Компетентностный подход в образовании предъявляет определенные требования к профессиональной подготовке, к профессиональному становлению любого специалиста. Профессиональное становление специалиста имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность профессионала так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Профессиональное становление специалиста охватывает длительный период жизни: от начала формирования профессиональных намерений до профессионального мастерства.

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция», «компетентность».

Английский психолог Джон Равен, определяет компетентность, как специфическую способность эффективного выполнения конкретных действий в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия. Он выделяет "высшие компетентности", которые предполагают наличие у человека высокого уровня инициативы, способности организовывать людей для выполнения поставленных целей, готовности оценивать и анализировать социальные последствия своих действий.

Зимняя И. А. трактует "компетентность" как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека. В противопоставление, "компетенция" рассматривается как не пришедший в "употребление" резерв "скрытого", потенциального".

А. В. Хуторской рассматривает понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность — "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", то есть владение "учеником соответствующей компетенцией".

По мнению Э.Ф. Зеера, компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.

В.В. Сериков определяет компетентность как "способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению воспитанником своего места в мире".

Компетенция, по мнению Keen, это структура, слагаемая из различных частей как пальцы на руке (то есть навыки, знания, опыт, контакты, ценности — это пальцы, координация вех этих элементов — это ладонь, и, наконец, контроль над всей системой, символизируемый нервной системой, управляющей рукой в целом).

Анализируя, получаем, что для компетентного специалиста, необходимы знания как "ключевые сущности, отражающие единство мира и концентрирующие в себе реальность познаваемого бытия", развитие обобщенных умений, навыков и личностного опыта в различных областях деятельности человека, способности и готовности их применять.

Э.Ф. Зеер, рассматривая профессиональное становление, как динамический непрерывный процесс проектирования личности специалиста выделяет стадии становления в зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности:

– оптация — формирование профессионально — педагогических намерений;

– профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы педагогических знаний умений и навыков;

– профессиональная адаптация — вхождение в профессию. Освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение;

– профессионализация — формирование профессиональной позиции, выполнение педагогической деятельности;

– профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе относительно подвижных интегральных новообразований;

Профессиональное становление характеризуется как интегральное свойство деятельности специалиста, отражающее уникальную для него взаимосвязь и содержательное наполнение входящих в состав компонентов — профессиональной культуры, нравственности, самореализации, самоактуализации в профессиональной деятельности, что и обеспечивает, в конечном счете, профессиональную компетентность специалиста.

Необходимо определить, какими основными характеристиками и качествами должен обладать компетентный преподаватель. Можно выделить три большие группы качеств компетентного педагога: организационные качества, психолого-педагогические и профессиональные.

Компетентный преподаватель должен обладать организационными качествами. К таким можно отнести активность, пунктуальность преподавателя, его трудолюбие, коммуникабельность, исполнительность. Данные качества должны являться для студентов подсознательным примером подражания.

Важно умение преподавателя организовывать, вовлекать и увлекать студентов в образовательный процесс. Такое можно достичь, например, путем вовлечения в лекционный материал по определенной дисциплине «вкраплений» интересных, занимательных фактов, фактов из определенной реальной области знаний (науки, политики, культуры, экономики и т.п.), применения раздаточного иллюстративного материала, использование мультимедийных презентаций и диафильмов. Также преподаватель может обратиться к такой форме преподавания как диалог.

Основные психолого-педагогические качества преподавателя выражаются в его корректности, тактичности, нравственности.

Доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение — это все создает особый микроклимат в группе, обстановку доверия и уверенности студентов в собственных силах и достижимости поставленных целей.

Объективное, справедливое отношение преподавателя формирует, воспитывает у студента чувство собственного достоинства, величие духа, наличие которых способствует развитию его творческой самостоятельности, созидательной устремленности и, напротив, угнетение чувства собственного достоинства ведет к бесхарактерности, бездумной уступчивости и покорности.

Нравственность преподавателя влияет и на нравственность студентов. Нравственность — это внутренний код, определяющий человеческие отношения.

Важна и профессиональная нравственность. Профессия учителя издавна выделялась особым нравственным статусом. Это не только личная ответственность за выполнение педагогического долга, но и правдивость, обязательность, верность данному слову, порядочность, уважительное отношение коллег.

Немаловажна адаптация преподавателя к ведению педагогической деятельности. Профессиональная адаптация преподавателя определяется активностью личности, и выступает как единство аккомодации и ассимиляции. Понятие профессиональной адаптации связывается с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями профессиональной деятельности. С.Г. Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность.

Важнейшее качество компетентного преподавателя — высокий профессиональный уровень преподавателя. Важнейшим критерием для оценки квалификации преподавателей является их умение сочетать в методике преподавания теоретические знания и практические навыки. Квалифицированные преподаватели в режиме реального времени следят за всеми событиями, происходящими в мире экономики, политики и бизнеса, что позволяет обогащать теоретическую базу знаний живыми, реальными примерами.

Коммуникативная компетентность преподавателя способствует умению общаться и устанавливать контакты в различных ситуациях, находить темы для разговора, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, сотрудничать в самых разных видах деятельности.

Общекультурная компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице личности обучаемого через различные виды деятельности.

Интеллектуально-педагогическая компетентность предполагает умение мыслить, владеть педагогическими объектами и является ключевой, т. к. никакая другая деятельность не может быть организована без интеллекта. Интеллектуальная компетентность преподавателя не может быть неизменной и ограниченной — она должна совершенствоваться и развиваться, т. к. от этого во многом зависит степень усвоения предмета и развитие творческих способностей студента.

Компетентность преподавателя не может существовать без творчества в педагогической деятельности. Только преподаватель, работающий творчески, способен воспитать и обучить творческую личность.

Творчество преподавателя — это высокая ступень его профессиональной деятельности, направленный на поиск более совершенных методов, приемов и средств учебно-образовательного процесса.

Самообразование преподавателя — повышение профессионального мастерства преподавателя. Обучающийся преподаватель сам берет на себя всю ответственность за собственное обучение, включая: установление целей обучения; определение содержания обучения; разработку и планирование собственной программы обучения; самомотивацию и рефлексию; организацию и управление собственной деятельностью; оценивание результатов собственной деятельности и самооценивание; оценивание качества избранного способа обучения.

Уровень компетентности преподавателя определяется базовым образованием, последующим самообразованием, наличием ученой степени и звания; стажем педагогической работы; опытом практической работы в конкретной области.

Компетентный преподаватель должен обладать необходимой рефлексией. Педагогическая рефлексия определяется как обращенность сознания педагога на самое себя, учет представлений учащихся о деятельности педагога и представлений самого обучаемого о том, как педагог понимает деятельность студента. Рефлексия означает осознание себя и ожиданий других субъектов образовательного процесса, это попытка понять происходящее в себе и себя в происходящем путем самостоятельного обращения к самоанализу.

Рефлексия как основной механизм саморазвития направлена на фиксацию субъектом текущих и итоговых изменений (достижений), а также прогнозирование хода формирования профессиональной компетентности.

Компетентный преподаватель как правило обладает «фасилитативным» стилем общения (от «фасилитация»: облегчение, упрощение, помощь) и ведения занятий со студентами. Данный стиль ведения занятий является важным показателем уровня компетентности преподавателя и его способности к повышению уровня компетентности студентов.

Педагогическая фасилитация является профессионально значимым качеством личности преподавателя, от которого зависит успешность овладения педагогической деятельностью, повышение продуктивности образования, развитие субъектов педагогического процесса и формирование особого стиля взаимодействия педагога с учащимися.

Можно подвести итог, что чем выше компетентность преподавателя, тем более компетентного специалиста получит общество и тем скорее будет решена задача высшего образования по формированию специалиста нового поколения.

Профессиональная компетентность преподавателя может быть определена как способность приводить свой образ жизни, сердцевину, которого составляет профессиональный труд, в соответствие с образом мира как целостной и системно — смысловой действительностью, представляющей собой мир, в котором он живет и действует.

На основании того, что профессиональное образование дает возможность управлять (в самом широком смысле слова) образованием будущего, развивает способности быстро и четко реагировать на потребности постоянно меняющегося рынка, в мировой системе профессиональной подготовки реализуется тезис о том, что современный специалист обязательно должен обладать рядом профессионально-личностных качеств, объединенных понятием «формулы качества».

Современное образование, как подчеркивается в материалах Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века должного обеспечивать человеку понимание самого себя и окружающей среды, дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, содействовать выполнению его социальной роли в процессе трудовой деятельности и жизни в информационном обществе.

Достижение перечисленных задач возможно лишь путем освоения и развития общих способностей — компетенций — ключевых квалификаций — универсальных культуросообразных мнений.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 5
  2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. Москва: ИКЦ; Ростов, 2005
  3. Занина Л.В., Меньшикова, Н.П. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина., Н.П. Меньшикова. — Ростов н/д.: Феникс, — 2003. — 288 с
  4. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер. — 2004. — 541 с
  5. Равен Дж. Компетентность в современном обществе / Равен. Дж. — М.: Когито-центр, — 2002. — 396 с
  6. Зеера Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., переработ., доп. — М: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, — 2003 — 336 с
  7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  8. Вершловский С.Г. Проблемы формирования компетентности преподавателей, обучающих взрослых / Вершловский // Педагогика 2015. — № 3. — С. 76-82
Основные термины (генерируются автоматически): компетентный преподаватель, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, знание, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, умение, образовательный процесс, компетентный специалист, профессиональное мастерство.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос