Автор: Хаустова Анна Ильинична

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.04.2017

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Хаустова А. И. Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов // Молодой ученый. — 2017. — №17. — С. 212-213. — URL https://moluch.ru/archive/151/42759/ (дата обращения: 18.02.2018).



Тема исследования «Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов» является актуальной и интересной, т. к. основой аттестационной процедуры является оценка уровня профессиональной компетенции молодых педагогов. Для каждого педагога это является важным моментом профессиональной жизни. За счет этой оценки у педагога возникает потребность в улучшении качества профессиональной деятельности, для этого необходимо осмыслить достигнутые цели и предпринимать дальнейшие шаги для профессионально- личностного роста.

Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации педагогов к профессиональной деятельности включало три основных этапа: подготовительный, основной и итоговый.

Для проведения диагностики была использована методика В. Д. Шадрикова, которая основана на компетентностном подходе и ориентирована на определение самооценки профессиональной педагогической компетенции у педагогов.

Материалы, которые находятся в методике, повествуют о следующих темах:

1) Что такое оценка (самооценка), каково её значение в аттестации;

2) Каков процесс проведения оценки;

3) Как выдвигается решение о том, что педагог соответствует занимаемой должности;

4) Соответствует ли педагог требованиям квалификационной категории;

5) Что можно порекомендовать педагогу после прохождения экспертного листа оценки уровня квалификации учителя.

Для кого же предназначена эта методика? Это руководители образовательных учреждений, а также эксперты аттестационных служб. Эти люди отвечают за качество педагогической деятельности. Но и любому педагогу, который заинтересован в профессиональном росте, эта методика рекомендуется к использованию.

Методика основана на следующих понятиях:

Компетентность педагога — «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности».

Профессиональный стандарт педагогической деятельности — «система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности».

В профессиональном стандарте педагогической деятельности содержится 6 основных компетенций [1], которые отражены в методике:

  1. В области личностных качеств.
  2. В постановке целей и задач педагогической деятельности.
  3. В мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности.
  4. В разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
  5. В обеспечении информационной основы педагогической деятельности
  6. В организации педагогической деятельности.

В эмпирическом исследовании в качестве выборки приняли участие 42 девушки в возрасте от 21 до 24 лет. Все испытуемые — педагоги начального общего образования со стажем работы от 1 до 2-х лет.

Согласно полученным данным, большая часть опрошенных педагогов имеют средний уровень развития компетентности в области личностных качеств (62,4 %), а также имеют средний уровень развития компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (79,2 % опрошенных педагогов)

– высокий уровень развития компетентности в области мотивации учебной деятельности имеют 19,2 %; средний уровень имеют 69,6 % опрошенных педагогов; имеют 11,2 % опрошенных педагогов;

– высокий уровень развития компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности имеют 14,4 %; опрошенных педагогов;

– высокий уровень развития компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, согласно собственной самооценке, имеют лишь 9,6 % опрошенных педагогов

– высокий уровень развития компетентности в области организации учебной деятельности, согласно собственной самооценке, имеют почти половина опрошенных педагогов.

Педагоги, принявшие участие в исследовании, наиболее высоко оценивают свою компетентность в области личностных качеств. Этот факт означает, что согласно самооценке исследуемых педагогов, они полагают, что обладают высокой эмпатийностью и социорефлексией, достаточной самоорганизованностью и общей культурой. В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности [1]. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи, которые бы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям учеников, тему урока преобразовывать в педагогическую задачу, помогать учащимся формулировать целей и задачи урока.

Таким образом, проведенный анализ уровня профессиональных компетенций молодых педагогов позволяет отметить, что, в целом, исследуемые педагоги, согласно их собственной самооценке, обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности.

В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводить тему урока в педагогическую задачу, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

Таким образом, проведенный анализ уровня профессиональных компетенций молодых педагогов позволяет отметить, что, в целом, исследуемые педагоги, согласно их собственной самооценке, обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности.

Однако очевидно, что незначительный профессиональный стаж и жизненный опыт не позволяют им ощущать себя в полной мере компетентными и готовыми к неожиданным поворотам преподавания. В связи с этим исследуемым педагогам рекомендовано продолжить повышение своего профессионального уровня посредством самообразования и консультаций с более опытными коллегами и наставниками.

Литература:

  1. Профессионализмсовременного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 168 с.
  2. Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический жур­нал. 1982. № 5. С. 13–26.
  3. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогической деятельности, уровень развития компетентности, задач педагогической деятельности, высокий уровень развития, области личностных качеств, области постановки целей, молодых педагогов, компетенций молодых педагогов, учебной деятельности, собственной самооценке, уровнем профессиональной компетентности, профессиональной деятельности, качество педагогической деятельности, организации педагогической деятельности, стандарте педагогической деятельности, стандарт педагогической деятельности, основы педагогической деятельности, профессиональной педагогической компетенции, средний уровень, достаточным уровнем профессиональной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос