Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа
Автор: Голубева Елена Андреевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 20.12.2019
Статья просмотрена: 192 раза
Библиографическое описание:
Голубева, Е. А. Факторы, определяющие профессиональную направленность студентов колледжа / Е. А. Голубева. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 28-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/354/15533/ (дата обращения: 30.12.2024).
В статье представляются результаты регрессионного анализа, выявляющие основные факторы смыслового будущего студентов колледжа и их значение при подготовке студентов, обучающихся по разным специальностям.
Ключевые слова: профессия, специалист, жизненный путь, будущее, среднее профессиональное образовательное учреждение, факторный анализ, регрессионный анализ
The article presents the results of a regression analysis, identifying the main factors of the semantic future of college students and their importance in the preparation of students studying in various specialties.
Keywords: profession, specialist, life path, future, secondary vocational educational institution, factor analysis, regression analysis
Выбор профессии является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Требования современных реалий, когда бывает недостаточно только теоретических знаний и молодой специалист должен уметь так же самоопределяться в сложных жизненных и профессиональных ситуациях, брать на себя ответственность в том числе и за собственное будущее. Выбор своего будущего всегда не простая задача, требующая анализа своих возможностей в соотношении со своих интересов и, желаний. В случае несовпадения производственной ситуации и «виртуальной реальности», созданной богатым воображением молодого специалиста, он может оказаться в ситуации неопределенности или вовсе разочароваться в своей профессии [1]. Вот в этом пространстве выбора и возникает основная трудность, основные противоречия, в разрешении которых большую роль могут играть образовательные учреждения [3.4].
С целью определения основных факторов, влияющих на выбор профессиональной направленности на базе ГБПОУ Нижегородского колледжа малого бизнеса в 2018–2019 году было проведено научное исследование. Выборка составила 251 человек, обучающихся по специальностям «Гостиничный сервис» и «Туризм». Для количественной обработки данных применялись следующие методы: факторный анализ, регрессионный анализ, непараметрический критерий различий для независимых выборок U –Манна Уитни.
При применении факторного анализа из представленного множества переменных были выделены 8 личностных факторов. К ним были отнесены: «интернальная личностная диспозиция», «социально-психологической адаптивности», «мотивации достижения успеха», «готовности к социальному взаимодействию», «позиции лидерства», «личностной креативности», «познавательной личностной диспозиции», «комфорта и коммуникации» [2].
В дальнейшем в исследовании был применен множественный регрессионный анализ. При его проведении был исключен ряд факторов, регрессионные коэффициенты которых оказались статистически незначимыми. А наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной (профессиональное самоопределение студентов, выбравших специальности гостиничный сервис и туризм) сделали:
Мотивация достижения успеха (ß = 0.282) — склонность принимать участие в проблемно ориентированных действиях или воплощать поведение, направленное на достижение цели. Такое поведение характеризуется стремлением выполнять задачи лучше, чем в предыдущий раз, или желанием превышения высокого внешнего или внутреннего уровня мастерства. Низкая готовность к социальному взаимодействию (ß = –0.229) — показатель, который в нашем исследовании оказался с отрицательным знаком, что указывает на то, что для достижения успеха студент должен быть неуступчивым, самостоятельным и независимым. Согласно результатам данного исследования, наличие низких показателей, составляющих компонент «готовности к социальному взаимодействию», обеспечивают студентам выбравших специальности гостиничный сервис и туризм высокий уровень профессионального самоопределения. Интернальная личностная диспозиция (ß = 0.211) в зафиксированных показателях предусматривает личностную зрелость, готовность нести ответственность за свои поступки и вмещает шесть составляющих: общую интернальность, интернальность в области достижений, интернальность в производственных отношениях, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях, интернальность в сфере межличностных отношений.
Как известно, работники-интерналы последовательны в достижении целей, склонны к самоанализу, независимые, производительные при принятии решения и в ситуациях, связанных с риском, они всегда готовы отложить какое-то мгновенное удовольствие ради достижения пусть и отдаленного, но более ценного результата; интерналы больше экстерналов уверены, что упорный труд ведет к высокой производительности, а высокая производительность — к большему «вознаграждению». Их общая удовлетворенность трудовой деятельностью значительно выше, чем у экстерналов.
Таким образом, метод множественного регрессионного анализа дополнил прогностическими детерминантами определения факторов профессионального самоопределения студентов колледжа: наибольший вклад в дисперсию зависимой переменной («профессиональное самоопределение студентов выбранных специальностей») внесли факторы мотивации достижения успеха (b = 0.280), готовности к социальному взаимодействию (b = -0.229) и интернальной личностной диспозиции (b = 0.211). Это позволило конкретизировать различия по определенным интегральным переменным и констатировать, что уровень рассматриваемых факторов профессионального самоопределения студентов в комплексе их личностных свойств в наибольшей степени определяют критерии: социальной полезности, общей активности, социального статуса, жизнеобеспечения и успеха; высокие показатели интернальности в сфере достижений, производственных и семейных отношений, в сфере неудач и межличностных отношений; а также особенности их социального взаимодействия, которые выражаются в неуступчивости, самостоятельности, корысти, недоверчивости и излишней независимости.
Литература:
- Егорова Т. Е., Никольская А. А., Скуратовский С. М. Теоретические аспекты исследования понятия внутренней свободы в контексте субъектности и активности человека. Международный научно-исследовательский журнал Успехи современной науки № 2. 2017, с. 96–99
- Егорова Т. Е., Голубева Е. А., Роль факторов смыслового будущего в профессиональном самоопределении студентов/Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 9
- Заболотная С. Г. Образ профессионального будущего студентов медицинского вуза в понятийном поле педагогики // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2017. –№ 4.–С.49–56; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1640 (дата обращения: 08.05.2019).
- Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Ассиметричное профессиональное будущее современной молодежи / Педагогическое образование в России. 2013. № 4. — С.258–263
Ключевые слова
жизненный путь, факторный анализ, профессия, специалист, регрессионный анализ, будущее, среднее профессиональное образовательное учреждениеПохожие статьи
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников
В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...
Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе
В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...
Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов
В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...
Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку
В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...
Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов
В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.
Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе
Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...
Похожие статьи
Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза
В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.
Особенности социально-психологической адаптации студентов-первокурсников
В статье представлено теоретико-эмпирическое исследование изучения характеристик социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью изучения характеристик социально-психологической адаптации...
Формирование осознанного родительства в процессе профессионального обучения в вузе
В статье авторы обосновывают актуальность выбранной темы, проводят теоретический анализ основных дефиниций исследования, рассматривают процесс формирования осознанного родительства во время профессиональной подготовки в вузе, определяют его особеннос...
Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов
В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...
Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников
В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.
Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз
В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...
Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа
В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...
Специфика формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов при обучении иностранному языку
В статье автор изучает вопросы формирования мотивационной сферы у студентов неязыковых факультетов в процессе иноязычной подготовки, рассматриваются типы мотивов и психолого-педагогические условия, которые оказывают положительное воздействие на мотив...
Теоретический анализ феномена социально-психологической зрелости студентов
В статье приводится краткая характеристика студенческого возраста, а также изложены социально-психологические факторы зрелости, описанные на примере представителей студенческого возраста.
Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников к учебе в вузе
Статья посвящена анализу организационно-педагогических условий адаптации первокурсников к учебе в вузе. В статье акцентируется внимание на важности процесса адаптации на начальном этапе обучения. Особое внимание уделяется учету психолого-возрастных о...