Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. [1, с. 23]
Изучение проблемы психологической готовности к деятельности невозможно без четкого представления о ее структурных компонентах. Согласно ряду авторов, следует выделить следующие основные компоненты психологической готовности к деятельности: личностный, ориентационный, операциональный, рефлексивный и мотивационный. В своей статье мы освятим результаты исследования изменений факторов мотивации. [2, с 5]
Исследованием было охвачено 98 студентов первого курса, от 16 до 18 лет, обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, направления «Повар, кондитер». Для оценки факторов мотивации все респонденты были разделяны на две репрезентативные выборки. В экспериментальную группу вошли 50 студентов, в контрольную 48. Для определения мотивационного профиля была использована методика Ш. Ричи и П. Мартина, целью которого было выявление факторов мотивации. Для обработки использовался анализ, который позволил сгруппировать факторы по схожему признаку. Результаты по группам и замерам представлены на рисунках.
Рис. 1. График. Кластерный анализ факторов мотивации первого замера в экспериментальной группе
После анализа средних значений, в контрольной группе исследования были выделены следующие факторы мотивации (см. рис.1): потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; потребность в завоевании признания со стороны других людей, в том, чтобы окружающие ценили заслуги, достижения и успехи индивидуума; также в эту группу вошла потребность в ощущении востребованности в интересной общественно — полезной работе.
Рис. 2. График. Кластерный анализ факторов мотивации второго замера в экспериментальной группе
После анализа средних значений, в контрольной группе исследования по результатам второго замера, (см. рис.2) нами была выделена группа факторов мотивации, в которую вошли: потребность в в высокой заработной плате и материальном вознаграждении; желание иметь работу с хорошим набором льгот и надбавок; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность в совершенствовании, росте и развитии как личности; потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей; и потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результативности своей работы.
Исходя из полученных результатов по экспериментальной группе испытуемых по результатам первого и второго замера, можно сделать следующие выводы: после реализации программы увеличилось количество предпочитаемых факторов мотивации, по результатам второго замера у испытуемых сохранилась потребность в высокой заработной плате и материальном вознаграждении. К данной потребности добавились: потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей деятельности; потребность быть креативным, анализирующим и думающим работником, открытым для новых идей; а также, потребность в самосовершенствовании, росте и развитии как личности. Данные изменения могут быть связаны с тем, что в результате реализации программы у испытуемых была сформирована потребность в достижении успеха в профессии. За время работы испытуемые были максимально погружены в профессию, знакомились со всеми ее особенностями.
Рис. 3. График. Кластерный анализ факторов мотивации первого замера в контрольной группе
Проанализировав средние значения, в экспериментальной группе исследования по результатам первого замера (см. рис.3) нами была выделена группа факторов мотивации, в которую вошли следующие потребности: в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность во влиятельности и власти, в стремлении руководить другими; потребность в разнообразии, переменах и стимуляциях, стремление избегать рутины, потребность быть креативным, анализирующим, думающим работником, открытым для новых идей; потребность в совершенствовании, росте и развитии как личность; потребность в ощущении востребованности в интересной общественно полезной работе.
Рис. 4. График. Кластерный анализ факторов мотивации второго замера в контрольной группе
По результатам анализа средних значений в контрольной группе исследования по результатам второго замера (см. рис. 4) в группу ведущих факторов мотивации вошли следующие потребности: потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке; потребность в четком структурировании работы, наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатам своей работы; потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе.
Исходя из полученных результатов по контрольной группе испытуемых по результатам первого и второго замера, можно сделать следующие выводы: сократилось количество предпочитаемых факторов мотивации с пяти факторов до трех. По результатам второго замера неизменными остались: потребность в хороших условиях работы и материальном вознаграждении, также потребность в ощущении востребованности в интересной общественно-полезной работе. Данные результаты связаны с тем, что респонденты, находясь на теоретическом цикле обучения, не имеют общего представления о профессии, которую получают.
Анализирую полученные результаты по двум группа, можно сделать следующие выводы, о том, что респонденты путем погружения в профессию узнают и осваивают ее новые стороны, осознавая правильность своего выбора.
Литература:
- Иноземцева, А.Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. псих. наук / Иноземцева Антонина Николаевна; Москва. — 2002.
- Плешакова, О.В. Метод покомпонентного формирования психологической готовности студентов — социальных работников к профессиональной деятельности в процессе обучения в ВУЗе [Текст]/О.В. Плешакова// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. — 2007. — № 7