В исследовании мы рассмотрели процесс профессионального самоопределения студентов. В данной статье представлены результаты аналитики мнений о будущей специальности студентов 1-го курса и представлений выпускников вуза.
Ключевые слова: Профессиональная ориентация, студенты, трудоустройство, помогающие профессии.
In the study, we examined the process of professional self-determination of students. This article presents the results of analysts opinions about future specialty 1st grade students and perceptions of graduates of the university.
Keywords: Professional orientation, students, employment, helping profession.
В современной рыночной экономике вопрос овладения профессиональными навыками и успешной адаптации на рынке труда приобретает приоритетную значимость для молодых людей. Осознанность своего выбора и возможность реализации планируемых событий в реальности (трудоустройство на конкретное место работы, решение о переезде в другой город и т. д.) становятся основными показателями успешной адаптации в обществе. Выбор молодежью своего профессионального пути является крайне интересным и многоаспектным объектом для исследования. Мы провели анкетирование среди студентов 1 и 4–5 курсов помогающих профессий (социальные работники, педагоги, психологи и т. д.) с целью выявить их собственные представления о возможностях трудоустройства по специальности.
Мы изучили основные представления о собственной специальности студентами — до получения профильного образования и после. Таким образом, сравнивая степень влияния высшего образования на мнения студентов, рассмотрим наиболее популярные мотивы:
Таблица 1
Что Вас привлекло в своей специальности из нижеперечисленных факторов при поступлении?
Факторы (от самого значимого к менее) |
Студенты 1 курса |
Студенты-выпускники |
1 |
Престиж университета, факультета, кафедры; | |
2 |
Востребованность специалистов на рынке труда; | |
3 |
Наличие бюджетных мест; |
Перспективы карьерного роста по своему профилю; |
4 |
Несложная учебная программа; |
Хотел(а) в будущем работать с людьми; |
5 |
Возможность работать по специальности в другом регионе, стране; |
Наличие бюджетных мест; Возможность заниматься научной деятельностью; |
Таким образом, студентов первого курса привлекает больше внешняя сторона профессии и условия получения образования, когда из мотивов студентов 4–5 курсов мы видим большее стремление к самореализации в профессии, отражающие склонность к данной деятельности (работа с людьми, возможность заниматься наукой). Нереализованность профессиональных предпочтений, случайность выбора профессии, полученной вопреки субъективным намерениям, имеет многообразные социальные риски-последствия, как для индивида, так и для социума, в том числе слабую мотивацию к получению знаний, нежелание работать по специальности.
Таблица 2
Что для Вас наиболее важно в будущей работе, профессии?
Значимость (к менее значимому) |
Студенты 1 курса, % |
Студенты-выпускники, % |
1 |
Возможность принести пользу людям (29 %) |
Творческий интересный характер работы (24 %) |
2 |
Творческий, интересный характер работы (23 %) |
Возможность полнее реализовать свой потенциал (самореализация) (19 %) |
3 |
Возможность получать высокие доходы (22 %) |
Возможность принести пользу людям (18 %) |
В обеих группах популярен критерий «Творческий интересный характер работы» и «Возможность принести пользу людям», что говорит о соответствии склонностей студентов к деятельности специалистов помогающих профессий. Мы видим карьерные ориентации у студентов 1 курса — «Возможность получать высокие доходы», у студентов 4–5 курсов — «Возможность полнее реализовать свой потенциал», что говорит о положительной ориентации на развития себя, как специалиста.
Большинство студентов (и 1 и 4, 5 курсы) ожидают уровень заработной платы при выходе на рынок труда от 20 до 25 т.р. Крайне высокий показатель у 1 курса — большинство предполагают заработную плату по выпуску из ВУЗа более 30 т.р.
Степень осознанности будущей профессиональной деятельности возрастает с приближением к выпуску из ВУЗа. Отметим также нарастающую значимость образования специалистов помогающих профессий для формирования профессиональной и жизненной карьеры в связи с общим социальным развитием — большинство студентов получают образование не из-за перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности на высокооплачиваемую должность, а исходя из собственного интереса к профессии.
Литература:
1. Константиновский Д. Л. Когда наступает время выбора / Изд-во Русского православного гуманитарного института, Спб., 2001, с.18–19
2. Семенова Л. А. Вхождение в профессию / Научный вестник Волгоградской академии государственной службы, cерия: Политология и социология, изд-во ВАГС, № 1, 2009. — С.41–42
3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда / Социс, № 5, 2003. — С.58–59