В статье рассматривается проблема психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов 4 курса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Изучались ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки студентов.
Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, молодые специалисты, ведущие мотивы профессиональной деятельности, ценностные установки.
Очень часто, приступая к профессиональной деятельности, молодые специалисты сталкиваются с множеством трудностей [2, с. 258]. Подобные трудности могут быть обусловлены внешними или внутренними факторами [5, с. 118]. С трудностями, вызванными внешними факторами, придется бороться, а трудностей, вызванных внутренними факторами, нужно стараться избежать и предупредить даже их возникновение [1, с. 87]. К подобным внутренним трудностям можно отнести психологическую неготовность к будущей профессии [4, с. 12]. Данная проблема может быть вызвана неуверенностью выпускников в своих силах, знаниях и умениях [3, с. 106].
Для того, чтобы формировать в выпускниках психологическую готовность к будущей профессии, необходимо знать, что оказывает влияние на ее формирование. Ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки могут оказаться факторами, влияющими на готовность или неготовность выпускников к будущей профессии.
Цель исследования — изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности, а также ценностные установок как факторы готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.
Для изучения психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а именно мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок в исследовании принимали участие 100 студентов 4 курса, очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Нами были использованы методика А. А. Реана и Н. А. Низовских [5]. Полученные в ходе проведенного исследования данные представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Показатели ведущих мотивов профессиональной деятельности по методикеА.А.Реана
Показатели |
Мотивы собственного труда |
Мотивы социальной значимости труда |
Мотивы самоутверждения в труде |
Мотивы профессионального мастерства |
среднее значение (x) стандартное отклонение (σ) |
26,5± 4,87 |
24,75± 2,6 |
28,87± 4,22 |
29,62± 3,74 |
В |
С |
В |
В |
Примечание: низкое значение (Н) — 1–12; среднее значение (С) — 13–24; высокое значение (В) — 25–36
Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что почти по всем шкалам методики установлены высокие показатели. Самый высокий показатель выявлен по шкале «мотивы профессионального мастерства». Это свидетельствует о том, что для студентов важно быть профессионалами, они хотят иметь необходимые для этого знания. Высокий показатель по шкале «Мотивы самоутверждения в труде» свидетельствует о стремлении утвердить себя в профессиональной сфере, отвечать предъявляемым к ним требованиям и быть успешными.
Для изучения ценностных установок была использована методика Н. А. Низовских. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели ценностных установок по методикеН.А.Низовских
Показатели |
Отношение к себе |
Отношение к другим |
Мораль, нравственность |
Отношение к родителям, родным, близким |
Учение, образованность, ум |
Отношение к труду |
Отношение к жизни |
Отношение к природе |
Отношение к свободе, справедливости, красоте, вере |
среднее значение (x) стандартное отклонение (σ) |
8,7± 1,5 |
8,67± 1,1 |
7,13± 0,2 |
7,8± 1,4 |
8,1± 1,3 |
3,1± 0,8 |
3,17± 1,1 |
1,58± 0,4 |
3,17± 0,6 |
В |
В |
С |
С |
В |
С |
С |
С |
С |
Примечание: низкое значение (Н) — 1–3; среднее значение (С) — 4–7; высокое значение (В) — 8–10.
Таким образом, по шкале «Отношение к себе» выявлен самый высокий показатель. Можно предположить, что студенты предъявляют к себе определенные требования и пытаются им соответствовать, не перекладывают ответственность на других. По шкале «Отношение к другим» также установлен высокий показатель, это говорит о том, что студенты проявляют уважение к людям.
Также высокий показатель установлен по шкале «Учение, образованность, ум», что говорит об осознанном отношении к дальнейшей профессиональной деятельности. Ориентация на получение образования преобладает над ориентациями, связанными с достижением образованности и развитием интеллекта. В отношении к труду преобладает стремление добиваться всего своим трудом.
Таки образом, можно отметить, что ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки показывают, на что в профессиональной сфере ориентированы выпускники, можно проследить их ценности и ориентиры, понять, к чему они стремятся, и выявить, готовы ли к профессиональной деятельности.
Литература:
- Батаршев А. В. Типология характера и личности. Практическое руководство по психологической диагностике. М.: изд-во «Институт психотерапии». 2013. 107 с.
- Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения — 2012: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Издательство СПбГУ. 2015. С. 257–259.
- Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов — психологов // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14, Психология. 2013. № 2. 125 с.
- Прокопенко И. Г. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере: психологический тренинг // Методические рекомендации. Оренбург: Издательский центр ОГАУ. 2011. 38 с.
- Сизонов А. К. Тесты и психология игры: Ваш психологический портрет. Минск: Полымя. 2014 573 с.