Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности

Физическая культура и спорт
14.05.2020
417
Поделиться
Библиографическое описание
Вершинина, Ю. А. Влияние ведущих мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок на готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности / Ю. А. Вершинина, Е. А. Пархоменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70034/.


В статье рассматривается проблема психологической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов 4 курса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Изучались ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки студентов.

Ключевые слова: готовность к профессиональной деятельности, молодые специалисты, ведущие мотивы профессиональной деятельности, ценностные установки.

Очень часто, приступая к профессиональной деятельности, молодые специалисты сталкиваются с множеством трудностей [2, с. 258]. Подобные трудности могут быть обусловлены внешними или внутренними факторами [5, с. 118]. С трудностями, вызванными внешними факторами, придется бороться, а трудностей, вызванных внутренними факторами, нужно стараться избежать и предупредить даже их возникновение [1, с. 87]. К подобным внутренним трудностям можно отнести психологическую неготовность к будущей профессии [4, с. 12]. Данная проблема может быть вызвана неуверенностью выпускников в своих силах, знаниях и умениях [3, с. 106].

Для того, чтобы формировать в выпускниках психологическую готовность к будущей профессии, необходимо знать, что оказывает влияние на ее формирование. Ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки могут оказаться факторами, влияющими на готовность или неготовность выпускников к будущей профессии.

Цель исследования — изучение ведущих мотивов профессиональной деятельности, а также ценностные установок как факторы готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Для изучения психологической готовности выпускников к профессиональной деятельности, а именно мотивов профессиональной деятельности и ценностных установок в исследовании принимали участие 100 студентов 4 курса, очной формы обучения по направлению подготовки 49.03.01. Физическая культура направленность (профиль) «Спортивная тренировка в избранном виде спорта» Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

Нами были использованы методика А. А. Реана и Н. А. Низовских [5]. Полученные в ходе проведенного исследования данные представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Показатели ведущих мотивов профессиональной деятельности по методикеА.А.Реана

Показатели

Мотивы собственного труда

Мотивы социальной значимости труда

Мотивы самоутверждения в труде

Мотивы профессионального мастерства

среднее значение

(x)

стандартное отклонение

(σ)

26,5±

4,87

24,75±

2,6

28,87±

4,22

29,62±

3,74

В

С

В

В

Примечание: низкое значение (Н) — 1–12; среднее значение (С) — 13–24; высокое значение (В) — 25–36

Таким образом, в ходе исследования удалось установить, что почти по всем шкалам методики установлены высокие показатели. Самый высокий показатель выявлен по шкале «мотивы профессионального мастерства». Это свидетельствует о том, что для студентов важно быть профессионалами, они хотят иметь необходимые для этого знания. Высокий показатель по шкале «Мотивы самоутверждения в труде» свидетельствует о стремлении утвердить себя в профессиональной сфере, отвечать предъявляемым к ним требованиям и быть успешными.

Для изучения ценностных установок была использована методика Н. А. Низовских. Полученные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели ценностных установок по методикеН.А.Низовских

Показатели

Отношение к себе

Отношение к другим

Мораль, нравственность

Отношение к родителям, родным, близким

Учение, образованность, ум

Отношение к труду

Отношение к жизни

Отношение к природе

Отношение к свободе, справедливости, красоте, вере

среднее значение

(x)

стандартное отклонение

(σ)

8,7±

1,5

8,67±

1,1

7,13±

0,2

7,8±

1,4

8,1±

1,3

3,1±

0,8

3,17±

1,1

1,58±

0,4

3,17±

0,6

В

В

С

С

В

С

С

С

С

Примечание: низкое значение (Н) — 1–3; среднее значение (С) — 4–7; высокое значение (В) — 8–10.

Таким образом, по шкале «Отношение к себе» выявлен самый высокий показатель. Можно предположить, что студенты предъявляют к себе определенные требования и пытаются им соответствовать, не перекладывают ответственность на других. По шкале «Отношение к другим» также установлен высокий показатель, это говорит о том, что студенты проявляют уважение к людям.

Также высокий показатель установлен по шкале «Учение, образованность, ум», что говорит об осознанном отношении к дальнейшей профессиональной деятельности. Ориентация на получение образования преобладает над ориентациями, связанными с достижением образованности и развитием интеллекта. В отношении к труду преобладает стремление добиваться всего своим трудом.

Таки образом, можно отметить, что ведущие мотивы профессиональной деятельности и ценностные установки показывают, на что в профессиональной сфере ориентированы выпускники, можно проследить их ценности и ориентиры, понять, к чему они стремятся, и выявить, готовы ли к профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Батаршев А. В. Типология характера и личности. Практическое руководство по психологической диагностике. М.: изд-во «Институт психотерапии». 2013. 107 с.
  2. Комаревцева Е. А. Личностная и профессиональная зрелость специалиста // Ананьевские чтения — 2012: Материалы научно-практической конференции. СПб.: Издательство СПбГУ. 2015. С. 257–259.
  3. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов — психологов // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14, Психология. 2013. № 2. 125 с.
  4. Прокопенко И. Г. Формирование психологической готовности студента к профессиональной карьере: психологический тренинг // Методические рекомендации. Оренбург: Издательский центр ОГАУ. 2011. 38 с.
  5. Сизонов А. К. Тесты и психология игры: Ваш психологический портрет. Минск: Полымя. 2014 573 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
готовность к профессиональной деятельности
молодые специалисты
ведущие мотивы профессиональной деятельности
ценностные установки

Молодой учёный