Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 12.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Терентьев, С. А. Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11) / С. А. Терентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117164/ (дата обращения: 16.08.2024).



В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодежи колледжа.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, чек-лист, профессиональный навигатор.

Рынок труда становится все более конкурентным, и выпускникам колледжей необходимо быть готовыми к ожиданиям работодателей. Работодатели ищут кандидатов, обладающих определенными навыками, качествами и знаниями для успешного выполнения рабочих обязанностей.

В настоящее время большинство обучающихся, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, не всегда уверены, что выбрали правильную специальность, не уверены, какое направление для себя определить в будущем, какому предприятию отдать предпочтение, имеет ли смысл идти учиться дальше.

И как показывают исследования, значительная часть выпускников профессиональных образовательных организаций не работают по специальности.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни — это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Изменения социально-экономического положения в регионе, сложившаяся демографическая ситуация, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности ГАСКК МЦК в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами.

Главным аспектом удачного профессионального будущего выпускника является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа.

Профессиональное самоопределение — это необходимая составная часть и важнейший показатель профессиональной готовности выпускника ССУЗа наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками [4].

В качестве критериев, определяющих уровень профессионального самоопределения, выделяются: устойчивость установки на выбранную профессию, определенность и конкретность жизненных и профессиональных планов на будущее, уверенность в перспективах своего профессионального роста, идентификация себя как специалиста в данной профессиональной области, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой, активность в достижении намеченных профессиональных целей.

Профессиональная ориентация — это сложная система, направленная на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация включает подготовку к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

В соответствии с этими требованиями образовательной организации необходимо выстроить профориентационную работу таким образом, чтобы удовлетворить интересы общества, государства и личности, в обеспечении возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах; способствовать формированию у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.

Для оказания помощи с самоопределением студентов, обучающихся по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) предлагаем принять участие в мероприятиях.

Рис. 1. Перечень мероприятий

Транслировать такой опыт можно на совместных мероприятиях со студентами-первокурсниками, в рамках наставнической деятельности по форме «студент-студент», участвуя в работе клуба «Наставник», который действует с 2020 года в колледже.

В колледже работают различные кружки. Кружок технического творчества «Электромонтаж» дает возможность прокачать компетенции в области электромонтажа. В кружке обучающиеся получают дополнительные навыки по сборке электрических схем на специализированных стендах. На занятии технического творчества «Электромонтаж» есть все условия для развития и реализации творческих и профессиональных способностей студентов в области электротехники, электромонтажа.

Успешное формирование у обучающих компетенций в профессиональной сфере, формирование успешной карьерной стратегии обучающегося проявляется через привлечение работодателей к учебному процессу

Для успешного профессионального самоопределения предлагаем выдавать чек-лист, где представлены основные шаги, которые помогут обучающимся.

Чек-лист

Рис. 2. Чек-лист

Анализ опроса студентов 1 и 3 курса показал, что помощь с профессиональным самоопределением помогает обучающимся «увидеть себя в профессии».

Студенты 1 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 15 (60 %) человек, 7 (28 %) человек затруднились ответить, а 3 человек (12 %) не уверены в своем выборе.

Студенты 3 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 21 (84 %) человек, 3 (12 %) человек затруднились ответить, а 1 человек (0,04 %) не уверены в своем выборе.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования / А. Г. Асмолов // Образовательная панорама. –2016. — № 1. — С. 6–8.
  2. Белоусов А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: автореф. дис.... канд. пед. наук / А. Е. Белоусов. — М., 2016. — 225 с.
  3. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников: метод. рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова; под ред. Е. А. Пахомовой. — Кемерово: КРИРПО, 2016. — 66 с.
  4. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л. А. Головей, М. В. Данилова, Л. В. Рыкман, М. Д. Петраш, В. Р. Манукян, М. Ю. Леонтьева, Н. А. Александрова. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, обучающийся, правильность выбора, профессиональная ориентация, профессиональное образование, профессиональный навигатор, профориентационная работа, техническое творчество.


Похожие статьи

Задать вопрос