Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11)

Научный руководитель
Спецвыпуск
12.08.2024
93
Поделиться
Библиографическое описание
Терентьев, С. А. Профессиональное самоопределение обучающихся СПО на этапе выбора профессионального пути (на примере специальности 13.02.11) / С. А. Терентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33.1 (532.1). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117164/.


В статье описываются условия для осознанного профессионального самоопределения обучающимися и раскрытия их индивидуальных способностей. Приводится авторский чек-лист, который сможет выполнить роль профессионального навигатора для студенческой молодежи колледжа.

Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, студенческая молодежь, чек-лист, профессиональный навигатор.

Рынок труда становится все более конкурентным, и выпускникам колледжей необходимо быть готовыми к ожиданиям работодателей. Работодатели ищут кандидатов, обладающих определенными навыками, качествами и знаниями для успешного выполнения рабочих обязанностей.

В настоящее время большинство обучающихся, поступивших в учреждения среднего профессионального образования, не всегда уверены, что выбрали правильную специальность, не уверены, какое направление для себя определить в будущем, какому предприятию отдать предпочтение, имеет ли смысл идти учиться дальше.

И как показывают исследования, значительная часть выпускников профессиональных образовательных организаций не работают по специальности.

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни — это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Изменения социально-экономического положения в регионе, сложившаяся демографическая ситуация, возросшая конкуренция среди образовательных учреждений профессионального образования определяют приоритетные направления деятельности ГАСКК МЦК в совершенствовании профориентации, взаимодействия с социальными партнерами.

Главным аспектом удачного профессионального будущего выпускника является самоопределение, и здесь на первый план выходит профориентационная работа.

Профессиональное самоопределение — это необходимая составная часть и важнейший показатель профессиональной готовности выпускника ССУЗа наряду с профессиональными знаниями, умениями и навыками [4].

В качестве критериев, определяющих уровень профессионального самоопределения, выделяются: устойчивость установки на выбранную профессию, определенность и конкретность жизненных и профессиональных планов на будущее, уверенность в перспективах своего профессионального роста, идентификация себя как специалиста в данной профессиональной области, удовлетворенность своей профессиональной подготовкой, активность в достижении намеченных профессиональных целей.

Профессиональная ориентация — это сложная система, направленная на формирование ценностных ориентиров подрастающего поколения в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация включает подготовку к выбору профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности; изучение рынка труда.

В соответствии с этими требованиями образовательной организации необходимо выстроить профориентационную работу таким образом, чтобы удовлетворить интересы общества, государства и личности, в обеспечении возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах; способствовать формированию у обучающихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику.

Для оказания помощи с самоопределением студентов, обучающихся по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) предлагаем принять участие в мероприятиях.

Рис. 1. Перечень мероприятий

Транслировать такой опыт можно на совместных мероприятиях со студентами-первокурсниками, в рамках наставнической деятельности по форме «студент-студент», участвуя в работе клуба «Наставник», который действует с 2020 года в колледже.

В колледже работают различные кружки. Кружок технического творчества «Электромонтаж» дает возможность прокачать компетенции в области электромонтажа. В кружке обучающиеся получают дополнительные навыки по сборке электрических схем на специализированных стендах. На занятии технического творчества «Электромонтаж» есть все условия для развития и реализации творческих и профессиональных способностей студентов в области электротехники, электромонтажа.

Успешное формирование у обучающих компетенций в профессиональной сфере, формирование успешной карьерной стратегии обучающегося проявляется через привлечение работодателей к учебному процессу

Для успешного профессионального самоопределения предлагаем выдавать чек-лист, где представлены основные шаги, которые помогут обучающимся.

Чек-лист

Рис. 2. Чек-лист

Анализ опроса студентов 1 и 3 курса показал, что помощь с профессиональным самоопределением помогает обучающимся «увидеть себя в профессии».

Студенты 1 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 15 (60 %) человек, 7 (28 %) человек затруднились ответить, а 3 человек (12 %) не уверены в своем выборе.

Студенты 3 курса ответили следующим образом: уверены в правильности выбора 21 (84 %) человек, 3 (12 %) человек затруднились ответить, а 1 человек (0,04 %) не уверены в своем выборе.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования / А. Г. Асмолов // Образовательная панорама. –2016. — № 1. — С. 6–8.
  2. Белоусов А. Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования: автореф. дис.... канд. пед. наук / А. Е. Белоусов. — М., 2016. — 225 с.
  3. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников: метод. рекомендации / И. А. Килина, Н. Т. Рылова; под ред. Е. А. Пахомовой. — Кемерово: КРИРПО, 2016. — 66 с.
  4. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л. А. Головей, М. В. Данилова, Л. В. Рыкман, М. Д. Петраш, В. Р. Манукян, М. Ю. Леонтьева, Н. А. Александрова. — СПб.: Нестор-История, 2015. — 336 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
профориентация
профессиональное самоопределение
студенческая молодежь
чек-лист
профессиональный навигатор

Молодой учёный