Развитие у старших дошкольников патриотических и гражданских чувств как актуальное направление формирования нравственных представлений о мире: технология и опыт работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 03.12.2019

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Ломоносова, Н. В. Развитие у старших дошкольников патриотических и гражданских чувств как актуальное направление формирования нравственных представлений о мире: технология и опыт работы / Н. В. Ломоносова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15488/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена описанию авторской технологии формирования нравственных представлений старших дошкольников о мире (технологии многовекторной социокультурной включенности ребенка) и собственного практического опыта ее реализации в части развития у детей патриотических и гражданских чувств средствами базовых национальных ценностей. Ключевым механизмом формирования нравственных представлений и перевода их в поведение в данной технологии выступают этнокультурные традиции. Динамику взаимодействия педагога и ребенка в процессе формирования нравственных представлений о мире раскрывают этнокультурные сценарии. В статье раскрыто содержание этапов формирования нравственных представлений в названной технологии: ценностно-ориентирующего, информационно-дополняющего, практико-регулятивном этапах. Технология является важной частью разработанной нами ценностно-целевой модели формирования у старших дошкольников нравственных представлений о мире. Методологической основой разработки модели и технологии выступили этнопедагогический, культурологический и системного-деятельностный подходы и раскрывающие особенности их реализации принципы.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственные представления о мире ребенка-дошкольника, базовые национальные ценности, доступные пониманию дошкольника, опыт работы с дошкольниками по развитию патриотических и гражданских чувств, МСВ-технология, ценностно-целевая модель формирования нравственных представлений о мире.

Система работы по формированию нравственных представлений о мире старшего дошкольника достаточно сложна и многогранна и требует от воспитателя развития собственных чувств и педагогического мастерства. Актуальность данной работы не вызывает сомнений, так как связана с формированием у детей жизненно важных ценностей российской государственности: «патриотизм», «гражданственность».

При разработке авторской технологии формирования нравственных представлений о мире у старших дошкольников нами был учтен факт недоступности понимания детьми старшего дошкольного возраста данных ценностей («патриотизм», «гражданственность») в полной мере.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ определяет базовые национальные ценности российского общества, которые должны выступать основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации гражданина РФ в период школьного образования (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) [1, с. 29]. Однако не определен состав таких ценностей для дошкольного образования.

В то же время, по мнению ученых, в старшем дошкольном возрасте доступно формирование представлений о мире в контексте ценностных доминант: ценностных представлений о «малой» родине (Е. В. Пчелинцева) [2, с.36], природной действительности (Л. С. Римашевская) [3, с.86–94], положительного отношения к труду (Т. И. Тарабарина) [4, с. 15–19], к человеку-труженику (А. Ш. Шахманова) [5, с.16], уважительного отношения к семейным традициям (Н. А. Каратаева) [6, с.23], нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности (Л. А. Труфанова) [7, с.143], эстетического отношения к миру (И. А. Лыкова) [8, с.54], патриотизма как нравственной ценности (А. X. Казетова) [9, с.29]. Такие представления осуществляют социализирующую, воспитательную функции.

Доступные пониманию дошкольника общечеловеческие ценности, такие как «Семья», «Труд», «Природа» являются самостоятельными ценностями и в то же время в совокупности определяют базовую национальную ценность «Малая и большая Родина», на основе которой можно и необходимо развивать патриотические и гражданские чувства.

Методологической основой развития у дошкольников таких чувств в контексте формирования нравственных представлений о мире выступают принципы элементарности, системности, ценностно-смыслового синтеза этнокультурного и общекультурного; многовекторной социокультурной включенности; овладения нравственными представлениями через познание и реализацию этнокультурных традиций.

Основная проблема, которую решает воспитатель: каким образом помочь ребенку понять и принять базовую национальную ценность?

Включение в содержание дошкольного образования интегрированных образовательных модулей, постепенно расширяющих пространственные контексты познания ребенком мира («Этнокультурные ценности и традиции моей семьи», «Этнокультуры России и базовые национальные ценности», «Другие страны и культуры: общие ценности и разные традиции») способствует развитию у ребенка умения обнаруживать и понимать базовые национальные ценности не только в культуре своего народа, своей страны, но и в других культурах.

Эффективной технологией формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте выступает технология многовекторной социокультурной включенности (МСВ-технология). Технология раскрывает алгоритм поэтапного обобщения и дополнения имеющихся у детей представлений о мире, обеспечения их нравственной ориентации, создания условий для понимания ребенком важных ценностей жизни и реализации их на практике, развития способности соблюдения нравственных норм и ценностей.

Сюжетную динамику взаимодействия воспитателя и детей в данной технологии раскрывают этнокультурные сценарии, направленные на формирование нравственных представлений детей о малой и большой Родине в постепенно расширяющихся социальных и пространственных контекстах (личностном, национальном, общечеловеческом; в настоящем, прошлом и будущем), на различных кругах приближенности ребенка, через категории и задачи познания мира, а также посредством организации коммуникативно-игровой, художественно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей.

Структурными элементами этнокультурных сценариев выступают этнокультурные ситуации, обеспечивающие включение ребенка в различные пространственно-временные контексты, обретение им знаний нравственных ценностей и норм, развитие умений оценки поступков людей с позиций нравственных категорий, соблюдения нравственных норм и ценностей в отношениях со сверстниками и взрослыми, употребления нравственных категорий в описании жизни, окружающего мира, других людей и себя. Этнокультурные сценарии на доступных старшему дошкольнику базовых национальных ценностях (Человек, Семья, Труд, Другие люди, Малая и большая Родина, Знание (Наука), Искусство, Природа, Человечество) и этнокультурные традиции (механизм формирования нравственных представлений и перевода его в поведение) играет значимую роль в становлении нравственного сознания и культуры дошкольника, а также в эволюции мировидения [10, с.65].

Развитие у детей патриотических и гражданских чувств, чувства принадлежности к большой и малой Родине, Отчизне на первом — ценностно-ориентирующем этапе МСВ-технологии основывается на первоначальном развитии чувства принадлежности к своей семье (ценность «Семья»). Задача этого этапа — развивать у ребенка умение обнаруживать ценность семьи в различных жизненных ситуациях, поведении своих близких, традициях своей семьи. Нравственные представления о мире, в основе которых лежит базовая национальная ценность «Семья» — это добрые взаимоотношения между ее членами, забота друг о друге. Механизмом формирования названных нравственных представлений служат этнокультурные традиции: любовь детей к родителям и родителей к детям, интерес и уважение к истории семьи и т. д. На данном этапе важно обобщить имеющиеся представления ребенка о предметах и явлениях материальной/духовной культуры (язык, национальная одежда, еда, традиции народов малой родины, понимание этнического (национального).

Сюжетную динамику взаимодействия воспитателя с детьми на первом этапе раскрывают ценностно-ориентирующие этнокультурные сценарии. Они ведут ребенка от понимания ценности «Семья» к пониманию ценности «Малая и большая Родина», выражающейся в нравственном представлении «Я люблю свой город и страну, делаю их лучше». Воспитатель знакомит детей с этнокультурными традициями патриотизма, традициями волонтерства, государственными традициями. Процесс построения этнокультурного сценария включает методику организации сценирования развивающей ситуации, сюжетно-ролевой игры, эвристической беседы. Эвристическая беседа рассматривается нами как эффективный метод активизации мыслительной деятельности детей, средство овладения ими прочными осмысленными знаниями, актуализации творческого поиска, обращения дошкольников к собственному опыту, развития умений делать самые общие и простые выводы. Посредством наводящих вопросов проблемного (каузального) характера дошкольники «подводятся к открытию» [11, С.27].

Исходя из этого, развитию патриотических и гражданских чувств у старших дошкольников в процессе формирования нравственных представлений способствовала, в том числе, эвристическая беседа:

«Что такое большая и малая родина?» (Это место, где родился и живет человек)

«А что такое Отчизна и почему люди Родину матушкой называют?» (Это как живет человек).

Почему люди любят свою большую и малую родину?

Почему без родины жить трудно?

Какие правила жизни помогают людям сохранять добрые отношения к друг другу?

Если не соблюдать добрые правила жизни, что может произойти?

Почему люди всегда объединялись защищали и будут защищать свою Родину? (Этнокультурные традиции патриотизма базовой национальной ценности «Большая и малая Родина»).

На втором этапе МСВ-технологии — информационно-дополняющем — нравственные представления о «малой и большой Родине» усложнялись (образ многонациональной страны России) и дополнялись сценированием развивающих ситуаций в ценностно-дополняющих этнокультурных сценариях на основе обнаружения ребенком в созданной ситуации ценностей «Труд», «Искусство», «Знание (Наука)», «Природа», «Человечество».

На данном этапе работа с глобусом и картами предполагала усвоение естественно-научных знаний о планете Земля и в то же время восприятие планеты как образа общего дома для всех живущих на ней людей (других народов, проживающих в различных станах мира).

Прослеживалась динамика построения каждым ребенком собственной нравственной картины мира, формирования у него первого абриса мировоззрения, миропонимания и мироощущения при ознакомлении с другими странами. В создаваемых в ходе занятий-путешествий ситуациях дети учились обнаруживать базовую национальную ценность «Человечество» как понимание важности взаимодействия между разными странами. У них формировалось этико-эстетическим отношение к культуре разных народов и в то же время происходило развитие патриотических и гражданских чувств.

Ознакомление с другими странами и культурами основывалось на ценностных ориентациях «Семья», «Труд и творчество», «Искусство», «Наука», «Природа».

После ознакомления с другими странами (каждого занятия-путешествия «По странам мира») мы «возвращались на Большую и малую Родину». Посредством эвристической беседы дети приходили к пониманию того, что путешествовать — это хорошо: можно узнать очень много интересного: услышать другую речь, рассмотреть национальные костюмы и новые блюда (еду), а также услышать другую национальную музыку, «познакомиться» (в разных проблемных ситуациях) с другими семьями [12, с. 73–76], увидеть, как люди трудятся дома и на работе (этнокультурные трудовые традиции, есть разные профессии), понаблюдать, как люди другой страны относятся к природному и животному миру, увидеть красоту другой природы, достопримечательности.

В эвристической беседе воспитатель задавал детям вопрос: «А вы бы хотели остаться и жить в другой стране?». Звучали ответы детей: «не знаю», «нет», «там нет мамы и бабушки». В ходе беседы с воспитателем дети приходили к выводу, что каким бы ни было интересным путешествие по другим странам мира, тебя ждут дома родные люди, твоя семья. А ещё? Ты слышишь родную речь, ты видишь знакомых людей, которые радуются при встрече с тобой. Твоя природа — самая любимая, все это и многое другое называется малая родина. А твоя большая Родина — Россия — защищает, оберегает и заботится о тебе, лучше и милей ее нет на свете, вот почему люди любят Родину (большую и малую), «матушкой» называют. А Отчизной называют потому, что люди нашей страны с любовью относятся к переданной от наших предков «Земле Отцов». Воспитатель спрашивал детей: «А вы, когда подрастете, будете соблюдать традиции наших предков, проявлять большую любви к Родине, в том числе быть готовым к ее защите?» (этнокультурные традиции служба в вооруженных силах базовой национальной ценности «Малая и большая Родина»). Ответы детей: «Да». «Как жаль, что на свете бывают войны между разными странами». Воспитатель: «Какие правила жизни помогут людям сохранить мир на планете?» (Этнокультурные традиции мирного разрешения политических конфликтов базовой национальной ценности «Человечество»). Ответы детей: «нужно помогать друг другу», «не ссориться», «нужно хранить мир во всем мире и вместе беречь планету Земля». Воспитатель: «А вот если бы вы были президентами разных стран, какой «Рецепт здоровья для нашей планеты» посоветовали?».

Таким образом, дети в беседе интуитивно моделируют образ здоровой жизненно-пространственной среды, необходимый для построения собственной нравственной картины мира, принятия общечеловеческой морали [13, с. 132–141] и правил человеческого общежития. Исходя из этого, происходит усвоение полученных знаний о базовых национальных ценностях, общих для всех народов, необходимых для позитивной этнической идентичности и межэтнической толерантности.

Наш опыт практической работы показал, что разработанная нами МСВ-технология, реализующий ее комплекс средств, методов и приемов, прежде всего этнокультурные традиции, ситуации и эвристическая беседа способствуют развитию у детей патриотических и гражданских чувств, осознанию ими принадлежности к своей большой и малой Родине, Отчизне, стремлению к сохранению мира на планете, что в конечном итоге предполагает развивать способность детей ориентироваться в большом современном мире и принимать собственные решения. Методы эвристической беседы и сценирования развивающих ситуаций могут быть использованы в рамках подготовки детей к проведению праздников «День защитника отечества», «День Победы», «День народного единства» в любой образовательной программе.

Экспериментальная апробация ценностно-целевой модели и технологии многовекторной социокультурной включенности доказала их эффективность в формировании нравственных представлений старших дошкольников о мире. В экспериментальной группе, в которой была реализована ценностно-целевая модель и МСВ-технология, получены значимые позитивные изменения в уровнях сформированности всех компонентов нравственных представлений детей: знаниевого, отношенческого, оценочного, поведенческого.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — Режим доступа http://shatki-oosh.ru/pdf/2016/koncepcia.pdf– 29 с.
  2. Пчелинцева, Е. В. Непреходящие ценности «малой родины». Программа нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Е. В. Пчелинцева. — Иваново: АУ «Институт раз-вития образования Ивановской области», 2009. — 36 с.
  3. Римашевская, Л. С. Ценностные основы отношения к природной действительности в суждениях современных дошкольников / Л. С. Римашевская // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 9. — С. 86–94.
  4. Тарабарина, Т. И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми /Т. И. Тарабарина // Педагогический вестник. — 2012. — № 3. — С. 15–19.
  5. Шахманова, А. Ш. Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1989. — 16 с.
  6. Каратаева, Н. А. Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.07 / Н. А. Каратаева. — Екатеринбург, 1999. — 23 с.
  7. Труфанова, Л. А. Формирование нравственно-эстетического отношения к окружающей действительности у детей 5–7 лет: дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Л. А. Труфанова. — М., 2005. — 143 с.
  8. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников: автореф. д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Лыкова. — М., 2009. — 54 с.
  9. Казетова, А. X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 01 / А. X. Казетова. — Атырау, 2006. — 29 с.
  10. Куликовская, И. Э. Эволюция мировидения детей дошкольного возраста и ее педагогическое сопровождение: дис. … д-ра пед. наук. Ростов-наДону, 2002. — 65 с.
  11. Козлова, С. А., Кожокарь, С. В. Развитие познавательного интереса дошкольников к творческой деятельности взрослого: монография/ С. А. Козлова, С. В. Кожокарь. — М.: Школьная книга, 2016. — 160 с.- С.27.
  12. Ломоносова, Н. В. Этнопедагогический подход в аспекте формирования основ планетарного сознания старших дошкольников. Опыт работы. [Текст] / Н. В. Ломоносова // Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки и образования» включен в список ВАК РФ, РИНЦ (Elibrary.ru), ERIH PLUS и в Международную базу данных AGRIS. г. Белгород, 2017, Т.1,. № 4 — С. 73–76.
  13. Худякова, Н. Л. Становление и развитие ценностного мира детей дошкольного возраста / Н. Л. Худякова // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы IV всерос. межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск: ЧГПУ, 2006. –с. 132–141.
Основные термины (генерируются автоматически): малая Родина, базовая национальная ценность, ребенок, эвристическая беседа, мир, представление, ценность, традиция, Родина, социокультурная включенность.

Ключевые слова

дети дошкольного возраста, базовые национальные ценности, нравственные представления о мире ребенка-дошкольника, доступные пониманию дошкольника, опыт работы с дошкольниками по развитию патриотических и гражданских чувств, МСВ-технология, ценностно-целевая модель формирования нравственных представлений о мире

Похожие статьи

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...

Похожие статьи

Патриотические ценности как основа нравственного воспитания молодого поколения

Данная статья проводит анализ проблематики этического и патриотического формирования современного молодого поколения, выделяет важность культурного наследия и традиционных духовных ценностей в процессе патриотического становления обучающийся молодежи...

Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста с моторной алалией в процессе психолого-педагогического сопровождения

В работе определены основные направления коррекционного процесса, организующегося в дошкольном образовательном учреждении по формированию коммуникативной компетенции воспитанников, рассмотрены понятия «коммуникативная компетенция», современное понима...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности

Статья посвящена роли воспитания нравственных ценностей и патриотической идентичности в дошкольном образовании. Автор подчеркивает, что в дошкольном возрасте дети начинают формировать свою мировоззренческую основу и базовые ценности, которые в дальне...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС

В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...

Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников

С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...

Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада

В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства

В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на зан...

Внеурочная деятельность и развитие метапредметных достижений учащихся как один из факторов реализации потребностей личности в профессиональном самоопределении

Статья посвящена анализу опыта участия школьного коллектива в качестве стажерской площадки в проекте «Системная (инновационная) модель профориентационной работы с обучающимися в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности р...