Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств
Авторы: Аблитарова Алиде Рефиковна, Ястребцова Анна Олеговна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.
Дата публикации: 05.06.2015
Статья просмотрена: 2839 раз
Библиографическое описание:
Аблитарова, А. Р. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств / А. Р. Аблитарова, А. О. Ястребцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/184/ (дата обращения: 30.10.2024).
В статье рассматриваются методические основы организации работы по воспитанию нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством патриотического воспитания.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, нравственное развитие, патриотическое воспитание, нравственно-патриотические чувства.
Постановка проблемы. Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Раскрытие нравственных качеств личности в ребенке дошкольного возраста представляется возможным через приобщение его к культуре и традициям своего народа, поскольку приобщение детей к наследию отечества призвано воспитывать у детей уважение, гордость за свою Родину, чувство патриотизма, желания сохранять и обогащать наследие своей родной земли, и вместе с этим у ребенка формируются нравственные качества. Таким образом, возникает некое противоречие между необходимостью формирования нравственных качеств личности дошкольника и эффективностью использования для этой цели патриотического воспитания. В работе воспитателя необходимо использовать такие средства и методы патриотического воспитания, которые могли бы способствовать не только приобщению детей к культуре и традициям своей Родины, но и формировать нравственные качества, которые будут отражаться на культуре поведения детей, их речи, бережном отношении к окружающим их предметам, характере общения с окружающими людьми.
Целью статьи является изучение методических основ формирования у дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.
Актуальность проблемы. Проблема формирования нравственных качеств личности на современном этапе актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.
На сегодняшний день существует необходимость поиска эффективных методов и средств воспитания привычек нравственно поведения у дошкольников на основе их патриотического воспитания.
Анализ литературы. В педагогике в целом, и в дошкольной педагогике в частности, проблема нравственного воспитания детей, как и проблема патриотического воспитания, разработаны разносторонне такими исследователями, как: M. Л. Афанасьева, Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, Т. С. Комарова, А. М. Князев, В.Маркова, С. Е. Матушкин, А. В. Мудрик, Э. И. Сокольникова, В. Г. Нечаева, О. Сакавичене, С. Т. Шамкий и многие другие. Однако, несмотря на многочисленные исследования данной проблемы, можно отметить, что в основном исследователями освещаются лишь отдельные стороны нравственного и патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет единой методической системы, отражающей всю глубину данного вопроса.
Как отмечают психологи, в частности Л. С. Мухина, нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно. Их развитие и формирование происходит постепенно, по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит в конечном счете от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы [4].
Изложение основного материала
Дети дошкольного возраста по своей психологической природе воспринимают окружающую действительность эмоционально, поэтому нравственные качества личности в патриотическом воспитании проявляются в процессе восхищения ими своим городом, своей страной [3].
Невозможно сформировать эти чувства посредством проведения нескольких занятий с детьми, их сформированность может стать результатом поэтапного, длительного, систематического и целенаправленного воспитания. Работа по их формированию должна строится таким образом, чтобы она проходила через каждого дошкольника. Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу [2].
Формирование нравственных качеств личности через патриотичекое воспитание дошкольников станет эффективным при условии организации определенных педагогических русловий, которыми, согласно Е. Ю. Александровой, могут выступать [5]:
- обеспечение понимания детьми нравственно-патриотических категорий и осознание их морали;
- комплексное решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в различных видах деятельности (художественно-речевая, игровая, театрализованная, учебная) как на занятиях, так и в повседневной жизни;
- стимулирование оценочно-контрольной деятельности в нравственно-патриотическом поведении детей).
Наиболее эффективными формы работы с детьми в данном направлении, как отмечает Н. В. Алешина, могут выступать [1]:
- Творческая деятельность педагога с детьми.
- Фронтальная работа в виде проведения праздников и развлечений.
- Индивидуальная работа педагога с детьми.
В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов:
1 этап. Началом такой работы должно являться создание благоприятной развивающей среды. Необходимо создать в группе такую атмосферу, которая способствовала бы патриотическому воспитанию детей. Для этого можно организовать групповой стенд с атрибутами символики родного города, района, государственной символики. Здесь же можно организовать «Уголок родного края», в котором расположить фотографии, атрибуты, книги, журналы, открытки и т. п., посвященные изучению родного города.
2 этап. Дальнейшей работой по патриотическому воспитанию, с целью формирования нравственных качеств может стать ознакомление детей с народным фольклором, в котором наиболее доступно для детей данного возраста раскрываются нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, правде, верности, трудолюбии. На этом этапе работы необходимо знакомить детей с загадками, половицами, поговорками, сказками, частушками, тем самым, приобщая детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
3 этап. Следующим этапом работы должно являться знакомство с народными традициями, как один из главных методов приобщения детей к народной культуре. На данном этапе можно использовать такие методы как ведение народного календаря, фиксирование изменений в природе, при этом можно использовать приемы сравнения с народными приметами. Уместными на данном этапе могут стать беседы о труде человека, раскрытие взаимосвязи между природой и обычаями народа.
Основополагающей целью данного этапа должно выступать формирование у дошкольников интереса к культурному наследию страны. При этом нужно развивать у детей такие качества как любознательность, активность, самостоятельность.
4 этап. На данном этапе патриотического воспитания основной задачей должно выступать непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной.
На данном этапе работа должна осуществляться в соответствии с тематическими блоками. Предусмотренными программой обучения дошкольников: «Моя семья», «Моя улица», «Мой город», «Моя страна» и т. п.
В работе могут быть использованы разнообразные методы и приемы: беседы, наблюдения, целевые чтение художественной литературы, составление рассказов, прогулки, экскурсии, проектная деятельность. Одним из главных приемов на данном этапе должна выступать игра, как ведущая деятельность в данном возрасте. Можно использовать всевозможные дидактические игры, настольно-печатные игры, народные подвижные игры и т. п.
На данном этапе нужно уделять внимание воспитанию у дошкольников умений понимать и ценить красоту природы родного края, воспитывать созидательное отношение к ней, желание сделать что — то полезное для других людей. С этой целью можно использовать труд на участке детского сада, организовать природоохранные акции, такие как: «Поможем зимой птицам», «Посадим дерево для города» и т. п.
5 этап. На последнем этапе работы стоит закрепить полученные навыки у детей. С этой целью организовываются праздники, вечера развлечений, проекты. Среди них могут быть такие: «Моя малая Родина», «День Защитника Отечества», «Великая Победа» и другие.
В работе могут быть эффективно использованы такие формы работы, как праздничные утренники: «День России», «День города», «Мой папа самый лучший», «Поклонимся великим тем годам».
Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания. Подготовленность предполагает наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, мастерства, способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.
Реализация работы по воспитанию нравственных качеств средствами патриотического воспитания может показать такие результаты:
- Знакомство детей с социальными нормами и правилами поведения в обществе для установления добрых взаимоотношений между людьми.
- Формирование у дошкольников основ патриотизма, гражданственности и ответственности за судьбу Отечества и готовность к его защите.
- Усвоение опыта предыдущих поколений, способствующего успешной социализации детей.
Выводы. Таким образом, основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.
В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов: создание благоприятной развивающей среды, ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями, непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление.
Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.
Литература:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н. В. Алешина — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
2. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. / М. Д. Маханева — М.: Сфера, 2010
3. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К.: Сфера, 2013. — 144 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.
5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
Ключевые слова
патриотическое воспитание, дети дошкольного возраста, нравственное развитие, нравственно-патриотические чувства., нравственно-патриотические чувстваПохожие статьи
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...
Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспита...
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...
Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...
Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с нравственным воспитанием подростков во внеучебной деятельности. В статье ситуации нравственного выбора рассматриваются как средство нравственного воспитания подростков.
Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...
Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны
Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.
Похожие статьи
Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста по нравственно — патриотическому воспитанию. Основными положениями педагоги — дошкольники считают — создание оптимальных условий для формирования нравственно — патриот...
Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников
В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспита...
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
О средствах эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется проблема эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые средства эстетического воспитания, формирования эстетической культуры личности старшего дошкольника. Проведено исследование...
Роль музыки в формировании основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме формирования основных двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста и влиянии средств музыки на данный процесс. Определено влияние музыки на формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраст...
Нравственное воспитание подростков во внеучебной деятельности с использованием ситуаций нравственного выбора
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с нравственным воспитанием подростков во внеучебной деятельности. В статье ситуации нравственного выбора рассматриваются как средство нравственного воспитания подростков.
Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...
Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Данная статья посвящена анализу эффективности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения. В исследовании оценивается влияние литературного материала на формирование и развитие нравственных понятий у детей начальной шко...
Нравственное воспитание дошкольников на примере подвигов оскольчан в годы войны
Статья посвящена вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста, рассматривает основные направления деятельности по формированию нравственных качеств детей.