Визуальные помощники в повседневной жизни детей с выраженными ментальными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 16.11.2019

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Андросова Т. В. Визуальные помощники в повседневной жизни детей с выраженными ментальными нарушениями [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 47-46. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15416/ (дата обращения: 15.12.2019).



Дети с интеллектуальными нарушениями являются одной из наиболее уязвимых групп населения. Их развитие почти полностью зависит от помощи, которую они получают, а перспективы дальнейшей жизни — от уровня самостоятельности при решении повседневных задач (бытовых, коммуникативных, досуговых и др.) и способности адаптироваться в имеющихся условиях проживания. Часто бывает, что при переходе из учреждения для детей в учреждение для взрослых молодые инвалиды деградируют, уменьшается их возможность справляться со своими нуждами, падает качество жизни.

Перспективы улучшения качества жизни молодых инвалидов с ментальными нарушениями связаны с усовершенствованием системы подготовки детей-инвалидов к дальнейшему жизнеустройству.

Ключевую роль в успешной подготовке воспитанников к взрослой жизни играет организация специальной среды развития, создание таких условий, где ребенок мог проявлять собственную инициативу, делать осознанный выбор, выполнять бытовые дела с минимальной помощью взрослого.

Организуя среду большое внимание уделяем визуальным помощникам. С помощью которых ребенок способен самостоятельно справляться с повседневными делами. В данном случае роль взрослого берет на себя «визуальная подсказка».

В процессе обучения мы позволяем предметам, мебели, комнатам «говорить» самим за себя. На стенах, дверях, дверцах шкафов, ящиках, полках на удобной высоте закреплены символы — подсказки, личное пространство ребенка, его личные вещи маркируется его фотографией или напечатанным словом, в зависимости от возможностей ребенка, что помогает воспитанникам ориентироваться в ближайшем окружающем пространстве и быстрее его осваивать.

Для того, чтобы абстрактная концепция времени «стала зримой», мы используем сезонные календари, песочные часы, будильник, а также визуальное расписание дня, которое дети самостоятельно выстраивают, при этом учатся планировать дела на день. В течение дня в общем расписании дети переставляют «указательную стрелочку» на то действие, которое выполняется в данный момент, при этом видно предыдущее и следующее действие. Помимо общего расписания на экране «режим дня», отображаются занятия со специалистами, занятия по дополнительному образованию, бытовые дела, досуговая деятельность индивидуально для каждого воспитанника. Так ребенку легче понимать, что он делал, и что будет делать сегодня. Без такой «конкретизации» многие были бы достаточно растеряны. Предоставление упорядоченности событий помогает предупредить нарушение поведения, проявлений негативных реакций.

Регулировать возникающие конфликты между воспитанниками помогают визуализированные правила проживания в квартире, которые ребята сами выбирали при заселении в квартиру.

Также существует визуальный экран «график уборки», где находятся фотографии воспитанников и последовательность дней недели.

Каждый ребенок выбирает дело из каталога «Уборка», и крепит ее на пересечении своей фотографии и соответствующего дня недели. Ориентировка в последовательности действий внутри деятельности «одевания», «раздевания», «умывания», «мытья рук» и т. д. обеспечивается также наличием зрительных опор, при этом используются расположенные по порядку соответствующие карточки. В процессе развивающих занятий соблюдается постоянная последовательность, которая отображается знаками — картинками или предметами.

При обучении пользованию бытовыми приборами и кухонной техникой ребятам предлагаются визуальные инструкции, где на фотографиях отражается каждый последовательный шаг при работе с той или иной техникой. Такой альбом с подробной визуальной инструкцией для ребенка является так называемой «внешней памятью», который помогает ребенку правильно и в необходимой последовательности выполнить все действия.

Пример пользования посудомоечной машиной:

– открыл посудомоечную машину,

– вытянул противень (корзину) на себя,

– очистил посуду от крупных остатков пищи,

– положил грязную посуду в посудомоечную машину,

– положил всю грязную посуду,

– задвинул противень (корзину),

– проверил, что крышка (для таблетки) открыта,

– положил таблетку внутрь,

– задвинул крышку,

– закрыл посудомоечную машину,

– нашел кнопку «Включение/Выключение»,

– нажал кнопку «Включение/Выключение»,

– нашел кнопку «Старт»,

– нажал кнопку «Старт»,

– проверил, что загорелись лампочки и машина начала работать,

– увидел, что лампочки на машине погасли,

– нашел кнопку «Включение/Выключение»,

– нажал кнопку «Включение/Выключение»,

– открыл посудомоечную машину,

– выдвинул противень (корзину),

– достал посуду,

– положил чистую посуду на место,

– оставил машину проветриваться (на 15 минут),

– закрыл посудомоечную машину.

При обучении воспитанников приготовлению блюд используем визуальные рецепты, отдельные карточки с продуктами, визитницу. Воспитанники, выбрав блюдо, которое планируют готовить, находят соответствующий рецепт. Ориентируясь на визуальный рецепт определяют наличие необходимых продуктов, карточки с недостающими продуктами вкладывают в визитницу, с которой отправляются в магазин, где по карточкам находят и покупают нужные продукты. Затем, по возвращению домой, готовят запланированное блюдо, выполняют все необходимые действия и приемы, указанные в визуальном рецепте. Отдельные кулинарные приемы также визуализированы (полный стакан, пол-стакана, ложка столовая, ложка чайная, полная ложка, пол-ложки).

Визуальные помощники в жизни воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью являются огромным вспомогательным средством на пути к самостоятельности. Используя визуальных помощников, уровень помощи со стороны взрослого при выполнении ежедневных дел снижается, и ребенок делает свой шаг в развитии. Пусть маленький, но значимый для его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): посудомоечная машина, ребенок, визуальный рецепт, грязная посуда, дело, кнопка, общее расписание.

Похожие статьи

Использование пиктограмм и визуального расписания при...

Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными

В свое работе мы используем общее и индивидуальное визуальное расписание. На занятии «Круг» мы выстраиваем структуру дня.

Научный журнал «Молодой ученый» №42 (228) октябрь 2018 г.

Основные технологические параметры почвообрабатывающих машин нового поколения.

Инновация агромелиоративных машин для обработки в междурядьях хлопчатника. Сафронов П. Г., Рашидов В. А.

Видеома как средство формирования метапредметных умений...

Вознесенский экспериментировал в области художественной формы. Поэт создавал «видеомы», в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №50...

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю своё согласие ООО «Издательство Молодой ученый» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей...

Особенности использования средств мультимедиа при обучении...

В статье рассмотрена проблема использования средств мультимедиа при обуче-нии школьников 7–8 классов. В качестве средства мультимедиа предложена презента-ция, созданная в программе Power Point из пакета Microsoft Office. Показаны особенности использования средств...

Что должны знать родители, оставляя ребёнка одного дома

Эти вопросы очень часто задают родители, которым необходимо оставить ребёнка одного дома.

‒ Не прыгай на диване — можешь упасть и получить ушиб. ‒ Не пытайся кусать посуду из стекла — можешь порезаться.

Оставшись один, ребёнок обычно любит смотреть в окно.

Как представить лексику в языковой школе в коммуникативной...

Визуальные методы для презентации новых лексических единиц относятся к визуальной памяти, который считается полезным

Обучающиеся могут гораздо более эффективно вспомнить представленный материал, если он был представлен с помощью визуальных...

Московская электронная школа как средство повышения...

Посредством дистанционного образования решается проблема интеграции и социализации в обществе детей с ОВЗ, создается безбарьерная среда. В целом, «Московская электронная школа» сочетает в себе лучшие традиции образования и современные технологии.

Похожие статьи

Использование пиктограмм и визуального расписания при...

Чтобы научить ребенка использовать визуальное расписание требуется терпение и время. Только так дети научатся быть более самостоятельными

В свое работе мы используем общее и индивидуальное визуальное расписание. На занятии «Круг» мы выстраиваем структуру дня.

Научный журнал «Молодой ученый» №42 (228) октябрь 2018 г.

Основные технологические параметры почвообрабатывающих машин нового поколения.

Инновация агромелиоративных машин для обработки в междурядьях хлопчатника. Сафронов П. Г., Рашидов В. А.

Видеома как средство формирования метапредметных умений...

Вознесенский экспериментировал в области художественной формы. Поэт создавал «видеомы», в которых стихи совмещались с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями. Он считал, что такая визуальная поэзия соединяет зрительное восприятие с духовным.

Опубликовать статью в журнале «Молодой учёный» №50...

Нажимая кнопку «Зарегистрироваться», я даю своё согласие ООО «Издательство Молодой ученый» на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей...

Особенности использования средств мультимедиа при обучении...

В статье рассмотрена проблема использования средств мультимедиа при обуче-нии школьников 7–8 классов. В качестве средства мультимедиа предложена презента-ция, созданная в программе Power Point из пакета Microsoft Office. Показаны особенности использования средств...

Что должны знать родители, оставляя ребёнка одного дома

Эти вопросы очень часто задают родители, которым необходимо оставить ребёнка одного дома.

‒ Не прыгай на диване — можешь упасть и получить ушиб. ‒ Не пытайся кусать посуду из стекла — можешь порезаться.

Оставшись один, ребёнок обычно любит смотреть в окно.

Как представить лексику в языковой школе в коммуникативной...

Визуальные методы для презентации новых лексических единиц относятся к визуальной памяти, который считается полезным

Обучающиеся могут гораздо более эффективно вспомнить представленный материал, если он был представлен с помощью визуальных...

Московская электронная школа как средство повышения...

Посредством дистанционного образования решается проблема интеграции и социализации в обществе детей с ОВЗ, создается безбарьерная среда. В целом, «Московская электронная школа» сочетает в себе лучшие традиции образования и современные технологии.