Опыт прохождения международной практики в Институте интеллектуальных интеграций (г. Вена, Австрия) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Народное образование и педагогика за рубежом

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Санкт-Петербург, июль 2019)

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Калашникова, В. Ю. Опыт прохождения международной практики в Институте интеллектуальных интеграций (г. Вена, Австрия) / В. Ю. Калашникова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/337/15198/ (дата обращения: 27.04.2024).



Ключевые слова: международная практика, интеллектуальная интеграция, управленческие компетенции, институциональная модель управления, профессиональные компетенции, инновационные образовательные проекты.

Обучаясь в магистратуре по профилю «Управление образовательной организацией», мы ставим перед собой задачи развития управленческих компетенций, в числе которых умение создавать условия для построения индивидуальных траекторий личностного и профессионального развития педагогических кадров.

В условиях стратегического развития, современное мировое сообщество активно развивает и поддерживает образовательную парадигму «обучение на протяжении всей жизни» — «life long leаrning». Стремительное внедрение инновационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества предопределяет постоянные изменения и развитие, требующие непрерывного повышения собственной квалификации. Обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

Ученые (например, И. Ф. Сибгатуллина и Е. Г. Скобельцына) говорят о необходимости кооперации власти и местного сообщества в вопросах создания условий для обучения и привлечения людей к проектной деятельности: «определение новых социальных стратегий в образовании взрослых обеспечивается путем общественного вмешательства поддержать организационные и иные инновации региональной или муниципальной власти. Опыт развития обучающегося сообщества, обучающегося региона в Германии, Ирландии, Финляндии, Китае, Франции, Австрии, Канаде и США показывает, что основной предпосылкой реализации подобных инновационных проектов является горизонтальная кооперация между местными властями, образовательными институтами, организациями культуры, коммерческими предприятиями, торгово-промышленными палатами и общественными структурами. Главная цель здесь состоит в том, чтобы предоставить гражданам возможности активно и на протяжении всей жизни участвовать в инновационных изменениях» [3, с. 76–77].

К таким инновационным изменениям можно отнести возможности, предоставляемые вузами для прохождения практики студентов и магистрантов, а также стажировок преподавателей не только на базе российских образовательных учреждений, но и зарубежных образовательных организаций. В рамках изучения институциональной модели управления проектами информального образования, нам удалось успешно пройти опытно-экспериментальную практику на базе Венского института интеллектуальных интеграций (III Institut fuer intellektuelle Integrаtion), который представляет собой институциональную платформу международных инноваций в области адресного взаимодействия структур дополнительного профессионального образования, рейтингования и ревитализации научной карьеры и рабочей миграции. Институт содействует установлению партнерских отношений на основе совместно разработанных и реализованных программ последипломного образования, научных экспедиций, педагогики свободного времени и каникулярных программ. Организаторы программ мотивированы на расширение сети партнеров из числа образовательных организаций и университетов стран СНГ; развитие общенаучных, инструментальных, системных профессиональных компетенций в использовании информальных методов интеграционного образования и персональных форм улучшения качества жизни педагогических работников. Участники программ мотивированы на повышение квалификации, обеспечивающей приоритетную востребованность на международном рынке образования; стремление продолжать образование в течение всей жизни. [4]

В рамках прохождения опытно-экспериментальной на базе Института интеллектуальных интеграций (г. Вена, Австрия) нами проведено исследование, направленное на изучение системы управления образовательными проектами.

В процессе исследования реализовано пять этапов эксперимента:

1. Диагностический этап. Осуществлен анализ литературных источников и документов, регламентирующих деятельность Института интеллектуальных интеграций по внедрению международных образовательных проектов. По результатам изучения материалов: определена проблема исследования и обоснована её актуальность; разработана структура программы педагогического эксперимента; описана база практики. На данном этапе требовались и приобретались следующие компетенции: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; умение обосновывать выбранное научное направление; адекватно подбирать средства и методы для решения поставленных задач.

2. На прогностическом этаперазработана программа исследования, включающая в себя постановку цели, задач исследования, формулировку рабочей гипотезы, методов сбора информации, критерии оценки, календарный план исследования, методику обработки результатов исследования, операционализацию понятий и т. д. На этом же этапе разработан инструментарий (бланк интервью участников проекта), сформирована база для набивки первичных данных в компьютерной программе Vortex. Приобретены компетенции: способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, в том числе с помощью информационных технологий; умение анализировать, систематизировать и обобщать различные виды информации; способность систематизировать полученные знания и применять их на практике.

3. На организационном этапе исследования нами велась: подготовка материальной базы эксперимента; изучение участников эксперимента; подбор экспериментальных и контрольных объектов. До начала его реализации нами подготовлено более 30 писем на немецком языке, сделано столько же переводов с русского на немецкий язык, изучено 12 официальных сайтов учреждений г. Вены, сформирована база актуальных городских мероприятий в период будущего пребывания участников проекта. На данном этапе требовалось: высокий уровень ответственности, владение навыками работы на компьютере, знания офисных компьютерных программ, грамотная письменная речь и языковые навыки английского и немецкого языков, навыки деловой переписки.

4. На практическом этапе основная роль отдавалась организации мероприятий для участников Проекта, ежедневному планированию максимально эффективного использования времени, непосредственному сопровождению группы вовремя воркшопов, экскурсий, решению текущих вопросов. На этом этапе практиковались: коммуникабельность, пунктуальность, стрессоустойчивость, гибкость, быстрое принятие решений в нестандартных ситуациях, лояльность и терпение, языковые навыки и организаторские способности, способности формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики.

5. На обобщающем этапе проведен комплексный анализ собственной деятельности и деятельности организации, выделены основные функции и принципы управления; обработаны эмпирические данные; соотнесены результаты исследования с поставленными целями; сделан анализ полученных данных; выделены принципы и управленческие функции; оформлен и описан ход и результаты эксперимента. Практиковались: умение анализировать результаты научных исследований с применением их на практике; самостоятельное осуществление научного исследования.

Участие в Проекте позволило на практике отработать следующие управленческие функции: организационную (планирование и создание условий для реализации проекта); координационную и регулирующую (обеспечение согласованности действий всех участников проекта в реализации намеченных планов); мотивационную (стимулирование и активизация участников, побуждающие к действию для повышения эффективности деятельности); коммуникационную (создание условий для свободного общения между всеми участниками и организаторами проекта); контролирующую (систематическое наблюдение за деятельностью всех участников проекта, анализ и учет собственного времени и видов выполняемой работы).

Благодаря анализу собственной деятельности, определен ряд принципов, которых необходимо придерживаться при выполнении менеджерских функций: принцип ответственности (быть пунктуальным, знать правила, стандарты и документы управления проектами); принцип дифференцированности (необходимо учитывать специфику и разные категории участников проекта); принцип экономической целесообразности (ориентироваться на результат, рассчитывать собственные силы для достижения эффективности деятельности с точки зрения затрат энергии, времени и материальных средств); принцип разделения полномочий (соблюдать профессиональную этику при выполнении функциональных обязанностей: «одно поручение — один исполнитель»); принцип открытости (выстраивать взаимоотношения на доверии и возможности внесения идей, предложений и пожеланий); принцип гибкости (сочетание жестких правил с гибкостью в реагировании на нестандартные ситуации); принцип мобильности (быть готовым к любым изменениям); принцип сохранения здоровья (уметь правильно реагировать на стрессовые ситуации).

Таким образом, зарубежная практика позволила отойти от традиционных форм пребывания в учительском коллективе российской школы и полностью самостоятельно погрузиться в инновационную профессиональную среду. Пройдя все опытно-экспериментальные этапы наблюдения, приобретен целый комплекс общих (личностных) и профессиональных (управленческих) компетенций не только соответствующих ФГОС, но и специфических: освоение креативных механизмов использования профессионального и личного времени; овладение приемами тайм-стресс-менеджмента и навыками взаимодействия внутри управленческой команды; рефлексия чувства справедливости по отношению к собственному эмоциональному и физическому здоровью; применение способностей использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; повышение уровня языковых компетенций, межкультурных коммуникаций; проявление инициативы и лидерских качеств. Самое важное, на наш взгляд, получен позитивный настрой и впечатления, которые вдохновили на создание собственного проекта.

Литература:

  1. Гордина О. В., Гордин А. И. Информальное и неформальное образование взрослых: вопросы теории и практики: Монография. — Иркутск: изд-во ВСГАО, — 2010. — 184 с.
  2. Латун В. В., Окунева И. А., Солтовец Е. М., Федотова О. Д. Тематизация зарубежных научных исследований в области информального образования как методологический индикатор альтернативных педагогических тенденций // Интернет-журнал «Мир науки». — 2017. — Том 5. — № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/38PDMN517.pdf (дата обращения 20.05.2019).
  3. Сибгатуллина И. Ф., Скобельцына Е. Г. Трансфер проекта «Обучающийся регион — обучающееся сообщество» в Российской Федерации // Казанский педагогический журнал. — 2013. — № 2. — С. 75–82.
  4. III Institut fuer intellektuelle Integration // Официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbs-ifie.at (дата обращения: 12–20.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): III, Австрия, знание, инновационная образовательная политика, институциональная модель управления, компетенция, немецкий язык, проект, реализация задач, способность, умение.

Ключевые слова

профессиональные компетенции, международная практика, интеллектуальная интеграция, управленческие компетенции, институциональная модель управления, инновационные образовательные проекты

Похожие статьи

Компетенции и компетентностный подход в обучении

Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков»...

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Четвёртый блок оценивает когнитивные компетенции сотрудника (работа со знаниями и информацией), а также способность к критическому мышлению.

Для реализации эффективной системы управления персоналом наиболее важны компетенции второй группы.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

Образовательная политика сегодня в стране строится по двум альтернативным

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинули ряд

Главное здесь — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые...

Механизм формирования и этапы реализации компетенций...

Профессионально-методическая компетенция базируется на профессиональных знаниях

Методическая модель организации и реализации химического эксперимента предполагает

Механизм формирования компетенций в обязательном порядке должен включать следующие...

Историко-генетический подход к изучению понятий...

Для немецких и французских исследователей с самого начала было характерно стремление уйти от одномерности англо-американских моделей и учитывать знания и опыт субъекта, а не только его поведенческие (США) или функциональные (Великобритания) характеристики.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

В данной статье автор проводит анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью.

2. Использование местной научно-исследовательской и образовательной базы.

Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

 Самооценка знаний, умений и навыков по иностранному языку. Технологический.

 Самоанализ сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Эффективности реализации технологии способствует актуализация знаний по предмету, высокая мотивация к...

Создание модели управления инновационными процессами...

- Разработка новой модели управления инновационными процессами в образовательной организации; •Организация службы социально-психологического сопровождения инновационных процессов. - Разработка локальных нормативно-правовых актов и Положений

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

Цель современного профессионального образования - формирование основных компонентов профессиональной культуры (ключевых компетенций и квалификаций) и профессиональной компетентности специалиста, позволяющих ему быть конкурентоспособным на рынке труда.

Похожие статьи

Компетенции и компетентностный подход в обучении

Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков»...

Разработка методики оценки компетенции «Инновационность»

Четвёртый блок оценивает когнитивные компетенции сотрудника (работа со знаниями и информацией), а также способность к критическому мышлению.

Для реализации эффективной системы управления персоналом наиболее важны компетенции второй группы.

Компетентностный подход в профессиональной подготовке...

Образовательная политика сегодня в стране строится по двум альтернативным

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинули ряд

Главное здесь — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые...

Механизм формирования и этапы реализации компетенций...

Профессионально-методическая компетенция базируется на профессиональных знаниях

Методическая модель организации и реализации химического эксперимента предполагает

Механизм формирования компетенций в обязательном порядке должен включать следующие...

Историко-генетический подход к изучению понятий...

Для немецких и французских исследователей с самого начала было характерно стремление уйти от одномерности англо-американских моделей и учитывать знания и опыт субъекта, а не только его поведенческие (США) или функциональные (Великобритания) характеристики.

Анализ зарубежного опыта по управлению инновационной...

В данной статье автор проводит анализ зарубежного опыта по управлению инновационной деятельностью.

2. Использование местной научно-исследовательской и образовательной базы.

Инновационная и научно-техническая политика ориентируется на цели, которые...

Модель педагогической технологии формирования иноязычной...

 Самооценка знаний, умений и навыков по иностранному языку. Технологический.

 Самоанализ сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

Эффективности реализации технологии способствует актуализация знаний по предмету, высокая мотивация к...

Создание модели управления инновационными процессами...

- Разработка новой модели управления инновационными процессами в образовательной организации; •Организация службы социально-психологического сопровождения инновационных процессов. - Разработка локальных нормативно-правовых актов и Положений

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

Цель современного профессионального образования - формирование основных компонентов профессиональной культуры (ключевых компетенций и квалификаций) и профессиональной компетентности специалиста, позволяющих ему быть конкурентоспособным на рынке труда.