Автор: Миняева Ольга Александровна

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 5100 раз

Библиографическое описание:

Миняева О. А. Механизм формирования и этапы реализации компетенций специалистов в области фармации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 220-222.


Высшим компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, или способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями, т.е. в соответствии с задачами и стандартами их выполнения, принятыми в отрасли.

Настоящее время характеризуется открытостью образования, возрастанием значения интеркультурных коммуникаций. Обществу необходимы специалисты, аккумулирующие новые качества теории и практики, принципы научного мышления. От качества выпускаемых вузами специалистов зависят темпы и эффективность многих преобразований, рост культуры. В связи с этим необходима разработка и четкая формулировка позиций, отражающих механизм формирования и этапы формирования компетенций будущего специалиста.

Будущему специалисту необходимо уметь осуществлять поиск и переработку информации, уметь ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание. На этом пути основополагающими являются готовность студента к самообразовательной деятельности, наличие умений учиться, внутренняя мотивация учения. Следовательно, ориентация на повышение конкурентоспособности выпускников должна подготовить студентов к эффективному осуществлению ими самообразования. В связи с этим встает вопрос решения проблемы развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности у будущих специалистов в процессе формирования готовности к самообразовательной деятельности студентов.

Компетенция специалиста в плане деятельности опирается на личные качества специалиста, такие как решительность, исполнительность, инициативность, умение мотивировать и способность к мотивации, способность выдерживать нагрузки, находчивость, последовательность, воля, умение доводить дело до конца. Профессионально-методическая компетенция базируется на профессиональных знаниях специалиста, на его аналитических способностях, на умении разрабатывать концепции и планировать свою деятельность, на осознании последствий своей деятельности. [1].

В ЧелГМА реализуется системный подход в формировании и развитии компетенций у будущих специалистов в области фармации. Провизор – это специалист в области фармации – научно-практической отрасли, занимающейся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Обществу требуется специалист, который хорошо ориентируется во всех вопросах фармации, но особенно в практических вопросах, касающихся изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств. Формирование этих навыков невозможно без соответствующей грамотности специалиста в области химических дисциплин.

Результатом учебной деятельности должно быть развитие студента. Методическая модель организации и реализации химического эксперимента предполагает определенную деятельность преподавателя и студента в рамках субъект-субъектных отношений и включает три основных этапа: деятельностно-теоретический, деятельностно-практический и результативный. Таким образом, практическая направленность образования служит основой формирования профессиональных умений будущего провизора.

Подготовка квалифицированного специалиста во многом зависит от четкого функционирования научно-педагогической системы вуза, т.е. от содержания обучения, методов обучения и организационных форм обучения, которые постоянно совершенствуются. Деятельность учения, как процесс усвоения определенного материала, имеет мыслительную и практическую формы, и состоит из этапов восприятия информации, понимания, обработки и закрепления материала и контроля и коррекции. Проследить, какие этапы мыслительной деятельности обучаемого преобладают на определенных организационных формах обучения, позволяет схема, предложенная М.С. Дианкиной [2].

Обучение студентов на фармацевтическом факультете предполагает, что специалист в области фармации в процессе формирования своих профессиональных компетенций не должен останавливаться на исполнительском уровне. Уровень планирования, который следует за исполнительским, предполагает взаимосвязь профессиональной деятельности и новых требований, которые к специалисту начинает проявлять сама жизнь. На уровне проектирования происходит переход к целостной системе знаний умений и навыков, складывается системное представление о профессиональной деятельности.


Схема.

Взаимосвязь организационных форм обучения

с этапами процесса учебной деятельности (по М.С. Дианкиной)

Требования к профессиональной деятельности и опыт работы по подготовке специалистов, отвечающих определенным требованиям, позволили сформулировать позиции, составляющие на наш взгляд сущность механизмов формирования и реализации профессиональных компетенций. Механизм формирования компетенций в обязательном порядке должен включать следующие составляющие:

1) наличие внутренней мотивации у студента; готовность к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации;

2) наличие мотивации у профессорско-преподавательского состава к постоянному самосовершенствованию и самореализации в рамках преподаваемых дисциплин и в научном плане;

3) соответствие уровня преподаваемых дисциплин требованиям образовательных стандартов III поколения.

Реализация компетенций студента - будущего специалиста - происходит на следующих этапах:

1) работа на лабораторно-практических занятиях;

2) научная работа (участие в СНО);

3) прохождение учебной, производственной и преддипломной практик;

4) выполнение квалификационной (дипломной) работы.

Лабораторно-практические занятия и практика как организационные формы обучения позволяют сформировать у студентов систему профессиональных компетенций в области фармации, такую, что будущие специалисты оказываются выведенными на уровень проектирования. Главной целью практических занятий является обработка и закрепление новых знаний, перевод теоретических знаний в практические умения и навыки. Кроме того, задачей практических занятий является коррекция и контроль ранее усвоенных знаний. По итогам практических занятий оценивается успешность усвоения определенного объема знаний и успешность приобретения определенного перечня умений и навыков, т.е. практические занятия позволяют как сформировать, так и реализовать сформированные компетенции. Для специалиста-провизора практические занятия являются ведущей организационной формой обучения. В рамках изучаемых химических дисциплин химический эксперимент занимает ведущее место на практических занятиях. Обучаемые должны понимать, для чего необходимо сделать опыт, и как организовать эксперимент, чтобы решить поставленную перед ними задачу. Выполнение самого химического опыта требует владения определенными практическими приемами, умениями и навыками. После окончания опыта студенты должны самостоятельно сделать выводы, используя соответствующую теоретическую концепцию, и оформить отчет о проделанной работе. Процедура оформления отчета несет огромную смысловую нагрузку, поскольку в процессе оформления обучаемые учатся лаконичному и точному изложению мыслей, формулированию аргументированных выводов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных дисциплин для каждой ступени обучения, играя интегративную роль в процессе взаимодействия образования, науки и практики [3].

Профессиональная компетентность специалиста оценивается уровнем сформированности профессиональных умений и навыков. Показателем сформированности является выполнение квалификационной (дипломной) работы по специальности «Фармация». Дипломная работа должна выявить уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение исследовательскими умениями.

В ходе выполнения квалификационной работы проявляются основные компоненты профессиональной компетентности выпускника: социально-правовые - владение приемами профессионального общения и поведения; персональные - способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализации себя в профессиональном труде; специальные - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности. При выполнении дипломной работы будущие специалисты решают достаточно сложные задачи, выдвигают проблемы, и находят принципиально новые нестандартные, нетривиальные, творческие решения.

Осуществляемое на компетентностной основе профессиональное образование обеспечивает целостное развитие личности. Образовательные компетенции играют многофункциональную межпредметную роль, проявляющуюся не только в учебном заведении, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Реализуемый принцип профессионального образования ставит своей целью создание условий, в которых поставленные цели станут для студента личностно значимыми и будут включены в его собственную систему ценностей.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании при подготовке специалистов в области фармации в ЧелГМА позволяет получить специалиста с широкой базой знаний, владеющего не только конкретными предметными, но и универсальными умениями и навыками, позволяющими действовать профессионально в жизненных ситуациях.


Литература:

1. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. – 2004. - №3. – с.21-26.

2. Дианкина, М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект) / М.С. Дианкина. - М.: Изд-во Росс. госуд. мед. ун-та, 2000. – 276 с.

3. Миняева О.А., Зайцева Е.В. Системный подход в формировании специалиста в области фармации // Проблемы современного образования: материалы межд. науч.-практ. конф. 5-6 сентября 2010г. – Пенза – Ереван – Прага; ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – с.378.

Основные термины (генерируются автоматически): области фармации, профессиональных компетенций, формирования предметных компетенций, формирования компетенций, предметных компетенций учащихся, развития общекультурных компетенций, будущих специалистов, формирования компетенций будущего, профессиональной деятельности, Методические условия формирования, Этапы формирования предметных, области безопасности жизнедеятельности, Механизм формирования компетенций, формирования профессиональных компетенций, реализации компетенций специалистов, формирования ключевых компетенций, процессе формирования, реализации профессиональных компетенций, Реализация компетенций студента, систему профессиональных компетенций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос