Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 07.11.2014

Статья просмотрена: 885 раз

Библиографическое описание:

Булавко О. В., Пепеляева А. П., Мурий Н. П., Поединок Е. А. Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалистов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 221-223. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6499/ (дата обращения: 21.08.2018).

 

В настоящее время очевидным становится то, что успехи и благополучие любой страны во многом определяются качеством ее человеческого потенциала уровнем образованности и компетентности специалистов различных сфер деятельности. При этом совершенно ясно, что качественный продукт может быть получен только в результате труда качественно подготовленных людей. Следовательно, образование является начальным этапом совокупности связанных между собой действий по управлению качеством в любой сфере человеческой деятельности, хотя большинство исследователей и специалистов до сих пор сосредоточивают свое внимание на технической стороне дела. Однако уже в современных условиях, внимание должно уделяться не только производственным процессам, но и совершенствованию системы управления в целом, вовлечению сотрудников в их обучение, повышению заинтересованности людей в высококачественном труде и своей квалификации.

Российская система образования в очередной раз находится на пороге нового этапа кардинального реформирования. Образовательная политика сегодня в стране строится по двум альтернативным стратегическим направлениям. Одно из них связано со стратегией выживания, то есть с сохранением («неуничтожением») существующего уровня состояния образования. Другое со стратегией развития, отрицания стремительно устаревающих привычных форм деятельности, предполагающей инновационные подходы к содержанию, формам, методам обучения; поиск оптимального соотношения государственного и социального заказа высшей школы.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности» [2].

Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», фундаментом для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Под ключевыми нами понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности. Таким образом, ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях, то есть они становятся универсальными.

Достижения по разработке и реализации ключевых компетенций в системе образования выдвинули ряд новых проблем и направлений развития высшего образования:

-                   работа над развитием ключевых компетенций в учебном процессе (на занятиях по общепрофессиональной и специальной подготовке);

-                   подготовка преподавательского состава к работе по становлению ключевых компетенций у учащихся;

-                   разработка критериев и технологий оценки качества высшего образования с позиции компетентностного подхода.

Понятие «Компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании.

Одной стороны, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

С другой стороны, компетентностный подход в подготовке специалистов заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. [3].

Ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетенции не связаны с конкретным рабочим местом, они основываются на свойствах конкретной личности. В трудовой жизни они считаются компетенциями сотрудника, выходящими за профессиональные рамки. Благодаря им, сотрудник в состоянии свои профессиональные и общие знания творчески соотносить с постоянно меняющимися профессиональными ситуациями в совместной работе с другими членами общества.

Социально-личностные, экономические и организационно управленческие, общенаучные и общетехнические компетенции служат фундаментом, обеспечивающим выпускнику мобильность на рынке профессионального труда и подготовленность к продолжению образования в сфере высшего или дополнительного образования.

Общепрофессиональные и специальные компетенции (профессионально ориентированные знания и навыки) отражают объектную и предметную ориентацию подготовки и являются необходимой базой для работы с конкретными объектами и предметами труда.

Основой формирования всех компетенций являются профессиональные знания. Для обеспечения адаптации выпускника к запросам динамично развивающегося рынка труда он должен обладать широким кругозором, общетехнической образованностью, выходящей за рамки общей образованности, формируемой средней школой. Фундаментальные знания, определяющие общетехническую образованность, должны формироваться в результате освоения студентом циклов естественнонаучных и математических дисциплин, а также общих для широкого круга профессий знаний в области организационно-управленческой деятельности, информационных технологий.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода — создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той, или иной компетенции. Необходимо моделировать (задавать или создавать) параметры среды, ситуации деятельности, в которой формируются и развиваются определенные компетентности. [1].

Выпускник должен иметь следующий набор ключевых компетенций:

-                   Социально-личностные;

-                   Экономические организационно-управленческие;

-                   Общенаучные;

-                   Общетехнические;

-                   Общепрофессиональные;

-                   Специальные.

Для достижения этих компетенций необходимо совершенствование образовательных технологий:

-          перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны (при одновременном сохранении ее достоинств) на компетенции и ожидаемые результаты образовательного процесса, что должно оправдываться усилением его студентоцентрированной направленности;

-          отражение в основной образовательной программе доминирующих перспектив, позволяющих ориентировать подготовку выпускников на эффективную деятельность в мире будущего;

-          использование модульной организации основных образовательных программ;

-          увеличение степени свободы обучающихся в том, что касается выбора ими различных индивидуализированных образовательных траекторий.

Таким образом, компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания, решать различные производственные задачи.

На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у студента ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования. [4].

Что касается профессиональной компетентности, то анализ показывает наличие здесь различных точек зрения. Согласно первой точке зрения «профессиональная компетентность — это интегративное понятие включающее три слагаемых — мобильность знаний, вариативность метода и критичность мышления». Вторая точка зрения состоит в рассмотрении профессиональной компетентности как системы их трех компонентов: социальная компетентность (способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результат своего труда, владение приемами профессионального обучения); специальная компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи, умение оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности); индивидуальная компетентность (готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодоление профессиональных кризисов и профессиональных деформаций). Третья точка зрения, разделяемая нами состоит в определении профессиональной компетентности как совокупности двух компонентов: профессионально-технологической подготовленности, означающей владение технологиями и компонента, имеющего надпрофессиональный характер, но необходимого каждому специалисту — ключевых компетенций. [5].

Нередко компетентность рассматривают как синоним качества подготовки. Рассмотрим их соотношение. На наш взгляд, соотношение между качеством подготовки специалиста и компетентностью специалиста такое же, как между общим и частным. Качество подготовки специалиста — понятие многомерное и многокомпонентное. Оно включает в себя совокупность качеств тех объектов и процессов, которые имеют отношение к подготовке специалиста. Это многоуровневое явление. Можно говорить о качестве на федеральном, региональном, институциональном, личностном уровнях. Можно говорить о качестве результата и качестве процесса, качестве проекта (или модели подготовки), которые ведут к результату. И так далее.

В сущностном, содержательном плане понятие «качество подготовки специалиста» богаче, шире по своему объему, чем понятие «компетентность специалиста». С другой стороны, качество и компетентность могут находиться в отношениях «средство, условие — цель». Качественные цели, содержание, формы, методы и средства, условия подготовки являются необходимой гарантией формирования компетентностного специалиста.

Понятие «компетентность», если говорить о структуре подготовки специалиста (включающей цели, содержание, средства, результат), употребляется применительно к цели и результату, а качество — ко всем компонентам структуры. Компетентность — характеристика качества цели.

Важный вопрос — о месте компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. С нашей точки зрения (и она согласуется с приведенными выше определениями профессиональной компетентности), компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода — главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса — содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь — это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

 

Литература:

 

1.         Болотов В. А. Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 3.

2.         Давыдов Л. Д. Использование компетентностной модели специалиста в формировании содержания профессионального образования: историко-педагогический аспект. Методическое пособие. — М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2004.

3.         Давыдов Л. Д. Компетентностный подход в системе профессионального образования //Среднее профессиональное образование.-2006.-№ 9.

4.         Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. 2005. № 3.

5.         Кожевникова Т. А. Компетентностный подход в образовании // Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития науки и образования». — Мурманск: БИЭПП, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание, качество подготовки специалиста.

Похожие статьи

Компетентностный подход как условие качества подготовки...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Практические позиции взаимодействия образовательной...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его профессиональной подготовки.

обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников университета)

Сущность понятия «модель профессиональной компетентности...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Компетентностный подход как условие качества подготовки...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

К вопросу об особенностях формирования профессиональных...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Практические позиции взаимодействия образовательной...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Компетентностный подход в высшем образовании

Рубрика: Высшее профессиональное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №4 (4) октябрь 2015 г.

В процессе профессиональной подготовки формируются следующие компетенции

Качество подготовки специалиста в системе высшего...

Зачастую это является следствием качества подготовки специалиста в процессе его профессиональной подготовки.

обеспечение качества результатов образования (качества образованности выпускников университета)

Сущность понятия «модель профессиональной компетентности...

компетенция, образовательный процесс, профессиональная компетентность, подход, член общества, профессиональное образование, общетехническая образованность, высшее образование, знание...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Современные подходы к формированию компетенций студентов...

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, высшее образование, компетентность, иностранный язык, знание, высшее профессиональное образование, способность, умение.

Задать вопрос