Нетрадиционные формы построения партнерских взаимоотношений педагога с родителями в условиях ДОУ. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перексина Н. П., Фролова А. А., Бизяева И. А. Нетрадиционные формы построения партнерских взаимоотношений педагога с родителями в условиях ДОУ. [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 15-18. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15056/ (дата обращения: 20.10.2019).



Первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение — это детский сад. От совместной деятельности родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Важно, чтобы воспитатель не только ориентировался в организации воспитательно-образовательного процесса, владел новыми технологиями, но и был открыт к общению.

Профессиональная компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Для этого воспитателю нужно обладать коммуникативными умениями в организации общения, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Он должен показать свою заинтересованность в успешном развитии ребёнка, а в родителях видеть партнёров и единомышленников. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и будут устанавливать с ними контакт.

Для творческого сотрудничества разработали и реализуем детско-родительский проект «Теплые ладошки».

Цель проекта — создание, в рамках социального партнерства с родителями, дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно-субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.

Согласно цели определены следующие задачи:

− содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;

− формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;

− создать условия в коллективе группы по организации взаимодействия с семьей;

− разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия);

− организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Проект рассчитан на 5 лет.

I этап — подготовительный. (2016–2017гг.)

Цель — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи:

− Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства.

− Определение содержания и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)

− Установление контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

II этап — исполнительский (2017–2020 гг.)

Цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

− Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.

− Разработка социально-значимых мини-проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;

− Оказание практического и педагогического сопровождения родителей при внедрении личных проектов.

− Разработка методических материалов для реализации данных мини-проектов;

III этап — заключительный. (2020–2021 гг.)

Цель — подведение итогов творческого партнерства.

Задачи данного этапа:

− Проведение анализа проделанной работы;

− Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.

− Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

На I этапе проекта для выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, провели анкетирование на тему «Социальный портрет семьи», анализ детских рисунков на тему «Моя семья», «Мой дом», что помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

Анализ анкетирования «Эффективность работы ДОУ с семьей» показал следующие результаты.

Критерии

Кол-во

%

Результаты деятельности ДОУ с семьей существенны, проявляются полно, ярко.

10

50 %

Результаты деятельности удовлетворительны.

8

40 %

Работа с родителями ведется формально.

2

10 %

Сделали вывод, что необходимо привлекать родителей и делать их активными участниками мероприятий ДОУ.

Метод анкетирования позволил собрать данные о потребностях каждой семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, о проблемах воспитания и развития, возникающих в семье. Что дает возможность учесть индивидуальные особенности ребенка.

Индивидуальные беседы и консультации позволили правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать активные формы взаимодействия с семьей.

На II этапе проекта с целью реализации программы сотрудничества был составлен план мероприятий по вовлечению семей в деятельность группы, как полноправных участников образовательного процесса.

Совместные досуги, праздники «Праздник мам», «Самый сильный папа», спортивные досуги (Папа, мама, я — спортивная семья). Родители с большим удовольствием принимают участие в постановке спектаклей, танцев на праздниках, разыгрывают сценки, читают стихи, танцуют вместе с детьми. Вот уже третий год подряд детский сад собирает друзей на ставший уже традиционным фестиваль семейного творчества «Счастливы вместе». Каждая семья-это свой внутренний мир и своя жизнь, свои заботы и традиции. Совокупность таких разных и неповторимых семей — это и есть наше большое сообщество, в которое входят и семьи — с десятилетиями стажа любви и уважения, и те, кто создал семью совсем недавно. Фестиваль был представлен в двух номинациях: исполнительское и декоративно-прикладное творчество. Отличительной особенностью данного мероприятия является то, что оно имеет не только развлекательный, но и познавательный характер. Благодаря данной встрече удалось расширить знания о настоящей жизни данных семей. Семьи подошли к участию в конкурсе серьезно и проявили творческий подход по созданию номеров, показав семейную сплоченность, дружбу, юмор и конечно таланты. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Одной из задач проекта — это вовлечение родителей в творческое взаимодействие через совместные мероприятия. Они участвуют в фотовыставках и выставках поделок. Такие выставки демонстрируют результаты совместной деятельности: «Огородная страна чудес», «Новогодняя игрушка», «Пасхальное яйцо». Также, совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Мое спортивное лето», «Читаем вместе с семьей», «Мой папа лучше всех». Совместно с родителями создан лэпбук «Город Саяногорск», выставка рисунков «Достопримечательности города», выставка поделок «Мой город». У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей, участвовавших в его создании, за неповторимую красоту природы Хакасии. Это способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Практические навыки воспитания детей, родители получают на семинарах-практикумах, клубах, гостиных, в форме деловых игр. Знакомятся с мероприятиями, запланированными на год, и предлагают помощь. Учитываем их пожелания и предложения на учебный год.

В конце года для родителей мы готовим творческие отчеты, в форме открытых занятий, театральных постановок или праздников. Дети показывают знания и умения, накопленные за год.

На семинарах-практикумах знакомим с различными упражнениями, помогаем применять полученную информацию на практике, обыгрываем и решаем проблемные ситуации. В свою очередь они делятся опытом по организации выходного дня, каким видом спорта можно заниматься с ребенком, как развить творческие способности детей. На семинаре: «Играем вместе» взрослые показывали и рассказывали, в какие игры они играют дома с детьми. Педагог-психолог провела семинар-практикум «Роль игрушки в жизни ребенка» с элементами тренинга. Рассказала о влиянии игрушек на эмоциональное и психическое развитие ребенка.

Ежегодно проводим «Дни открытых дверей в ДОУ», открытых просмотров НОД, прогулок и других видов деятельности воспитанников, с использованием игровых технологий. Родители посетили прогулку, которая проходила, как Квест — игра. Это позволило глубже окунуться в процесс обучения детей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить прогулки, выставки детских работ, могут посмотреть фотографии, видеоролики в группе WhatsApp, и на личном сайте педагога.

Необходимо сказать о важном моменте в нашей системе работы. Каждый человек нуждается в оценке своего труда. Особенно в этом нуждаются и наши родители. Мы не забываем хвалить их в присутствии детей. Взрослым очень приятно, когда они слышат слова благодарности и особенно радостно за детей, которые с гордостью смотрят на своих родителей.

Эффективность творческого сотрудничества подтверждают отзывы родителей выпускных групп.

Таким образом, проектная деятельность, способствовала повышению компетентности, в способах осуществления партнерской позиции в общении родителей и педагогов.

Литература:

  1. Апаткина Ю. М., Лопатина О. Г. Задачи психолога в дошкольном учреждении //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2008 -№ 2;
  2. Кириллова Ю. В. Психолого-педагогический практикум с педагогами ДОУ «Предупреждение и разрешение конфликтов в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения -2011-№ 1;
  3. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/-2-е изд.–Волгоград: Учитель,2011.–123с.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, семья, образовательный процесс, социальное партнерство, ребенок, семейный социум, III, дошкольное учреждение, творческое сотрудничество.

Похожие статьи

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников — перспективный и эффективный вид взаимодействия, в основе которого лежат определение и принятие партнерами общих целей и задач воспитания дошкольников...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели. От их работы зависит то, насколько...

Система установления социального партнерства дошкольной...

Процесс установления социального партнерства образовательной организации с социумом сложный и многогранный процесс, который

Система социального партнерства образовательной организации имеет многоцелевой характер и выстраиваться на нескольких...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи являются: проявление интереса

Организация социального партнерства дошкольной...

Представляем организацию социального партнерства ДОУ с учреждениями социума

Семья— важнейший фактор воспитания и развития дошкольника; деятельность ДОУ должна быть

дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, социальный...

Детский сад и семьявзаимодействие и сотрудничество

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Ключевые слова: опыт взаимодействия, взаимодействие с социальными институтами, социальное партнерство

Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей...

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в

Главный момент в контексте «семьядошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе...

Похожие статьи

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников — перспективный и эффективный вид взаимодействия, в основе которого лежат определение и принятие партнерами общих целей и задач воспитания дошкольников...

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских...

Педагогические условия организации социального партнерства...

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели. От их работы зависит то, насколько...

Система установления социального партнерства дошкольной...

Процесс установления социального партнерства образовательной организации с социумом сложный и многогранный процесс, который

Система социального партнерства образовательной организации имеет многоцелевой характер и выстраиваться на нескольких...

Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных...

Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка как детского сада, так и семьи и строится на определённых

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи являются: проявление интереса

Организация социального партнерства дошкольной...

Представляем организацию социального партнерства ДОУ с учреждениями социума

Семья— важнейший фактор воспитания и развития дошкольника; деятельность ДОУ должна быть

дошкольное образовательное учреждение, сетевое взаимодействие, социальный...

Детский сад и семьявзаимодействие и сотрудничество

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс...

Социальное партнерство — способ социализации здорового...

Ключевые слова: опыт взаимодействия, взаимодействие с социальными институтами, социальное партнерство

Опыт работы ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольных учреждений влияет на личную позицию педагогов, детей...

Инновационные подходы к реализации социального партнерства...

В статье рассматривается особенности реализации инновационных формы взаимодействия всех участников образовательного процесса в муниципальном автономном оздоровительном общеобразовательном учреждением санаторного типа для детей...

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Партнерство — определенная форма взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений в процессе достижения совместно поставленных целей, в

Главный момент в контексте «семьядошкольное учреждение» — личное взаимодействие педагога и родителей в процессе...