Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дубова, И. А. Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников / И. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13347/ (дата обращения: 19.04.2024).



Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели. От их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую дошкольного образовательного учреждения по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и детского сада создадут благоприятные условия для развития ребенка.

Эффективное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей может быть реализовано только при наличии определенных педагогических условий, обеспечивающих возможность установления партнерских отношений. Такими условиями, в первую очередь, являются:

‒ обеспечение открытости дошкольного образовательного учреждения;

‒ осознание всеми педагогами учреждения необходимости формирования партнерских отношений с семьей воспитанников как цели и критерия эффективности воспитательного процесса;

‒ реализация диалогического, индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к взаимодействию с родителями;

‒ применение во взаимодействии инновационных форм и технологий.

Как утверждает Т. А. Куликова, перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой [2]. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях. Т. А. Куликова считает, что, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.

Открытость дошкольного образовательного учреждения наружу означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека, музей и др. Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. (3) Ее несомненная ценность — в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

По мнению Т. П. Елисеевой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, представляет организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в форме проектной деятельности. Такая работа способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых. [1]

Значительно расширяют возможности организации эффективного общения с родителями Интернет-ресурсы, общение on-line. С. Ю. Танцюра предлагает несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

‒ телемост;

‒ телекоммуникационный проект;

‒ дистанционные конференции;

‒ создание информационно-методического журнала on-line;

‒ создание сайта детского сада.

Рассмотрим каждый из них.

Телемост. Если раньше он был возможен только между телеведущими разных стран, или каких-либо крупных компаний между собой, то теперь, благодаря современным Интернет-ресурсам, проведение телемоста между семьями становится реальностью. Это хороший способ общения, который привлекает родителей своей необычной формой.

Телекоммуникационный проект. Это своего рода игра-соревнование между несколькими группами родителей с использованием для связи между собой электронной почты. Сейчас существует много таких проектов, в которых могут принимать участие родители дошкольников.

Дистанционные телеконференции. Они подразделяются на конференции в режиме реального времени и конференции, организованные с помощью электронной переписки. Более интересной формой является первый вид (чат). Готовясь к дистанционной конференции, ведущий предлагает участникам заранее написать свои вопросы и суждения по заявленным темам. Ведущий конференции также готовит свои основные вопросы участникам, чей состав и творческие работы ему уже известны. Во время электронной дискуссии, предварительно написанные ключевые фразы помогают координатору оперативно вести диалог, не тратя лишнего времени на набор текста. В то же время от ведущего требуется быстрая реакция на происходящее, оперативность включения своих реплик в нить дискуссии, принятие решений о смене темы или вида деятельности участников конференции. [5]. Но, для тех районов, где Интернет неустойчивый, может прерываться, то лучше использовать второй вариант — дистанционные конференции спомощью электронной почты врежиме списка рассылки. У такой конференции, есть, и существенное преимущество перед общением в реальном времени — больший период времени, который имеют участники на обдумывание своих вопросов, ответов и суждений. Это позволяет участнику подготовить свой ответ, привести его в соответствие с заданными требованиями. Кроме того, по электронной почте участники могут высылать иллюстративный материал, мультимедийную информацию, которую в обычных чат-программах представить пока невозможно.

Информационно-методический журнал on-line. Это довольно эффективная форма взаимодействия с семьями. Недостатком является отсутствие обратной связи. Родители получают необходимую методическую информацию из выпусков журнала. Обычно каждый номер посвящен какой-либо отдельной воспитательной проблеме. Статей может быть несколько, писать могут все педагоги учреждения, различные специалисты. Тема номера обсуждается заранее с родителями, чтобы всем читателям было интересно. Возможна подписка на данный журнал, и тогда родители получают свежий выпуск по электронной почте.

Сайт дошкольного образовательного учреждения. Это одно из самых доступных всем детским садам применение Интернет-ресурсов. На нем остановимся подробнее.

Сайт создается с целью активизации интереса родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, получения полной информации о деятельности дошкольного учреждения, а также улучшения качества обратной связи с родителями. Об актуальности говорит тот факт, что в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» неоднократно подчеркивается, что вся информация об учреждении должна находить свое отражение на официальном сайте. Так в статье 28 п. 3 говорится, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» [6]. В статье 29 п. 1 отмечается, что образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» [6].

Первоначально для родителей основным мотивом посещения сайта дошкольного образовательного учреждения является необходимость быть в курсе дел, происходящих в детском саду. Но со временем появляется желание пополнить знания по проблемам воспитания и обучения своего ребенка. Этому способствуют соответствующие разделы сайта, в которых размещаются консультационные материалы специалистов и воспитателей детского сада и других учреждений социума. Можно через сайт получить информацию об образовательных программах, традициях, истории детского сада. При этом родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания детей. Сайты полезны родителям при выборе ими дошкольного образовательного учреждения для ребенка. Как правило, на сайтах ДОУ есть перечни всех необходимых документов для оформления ребенка, информация о процедуре записи в дошкольное образовательное учреждение.

Т. А. Мерцалова подчеркивает, что сегодня недостаточно наполнить сайт информацией. Современные родители рассчитывают на то, что с помощью интернет-ресурса интересующего их дошкольного учреждения они получат возможность общения, активного и конструктивного взаимодействия. Поэтому особое внимание уделяется коммуникативным сервисам, с помощью которых родители имеют возможность общаться друг с другом и с работниками дошкольного образовательного учреждения [4].

Очень интересным решением является создание на сайтах детских садов форума для родителей. На таком форуме каждый родитель имеет возможность в письменном виде высказать свое пожелание, предложение, обсудить с другими родителями какой-то злободневный вопрос. Также может получить ответы специалистов на вопросы, касающиеся как организации и содержания совместных занятий с детьми, особенностей воспитания ребенка в семье.

В настоящее время создаются сайты и отдельных групп. На них родители получают более конкретную информацию о своем ребенке, мероприятиях в группе, расписании занятий и многое другое.

Как правило, на сайтах дошкольного образовательного учреждения или сайтах групп администраторы размещают не только текстовый материал, но и фото, и видео-подборки по итогам проведения воспитательных мероприятий. Это интересно любому родителю. Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада. Педагогическими условиями организации этого партнерства являются открытость детского сада внутрь и наружу, осознание всеми педагогами ДОУ необходимости формирования партнерских отношений с семьей воспитанников, реализация диалогического, индивидуально-творческого и практико-ориентированного подходов к взаимодействию с родителями; широкое применение в организации партнерства инновационных форм и технологий, в том числе интернет-ресурсов.

Литература:

  1. Елисеева Т. П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Т. П. Елисеева — М: Лексис, 2004. — 68 с.
  2. Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Т. А. Куликова // Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 2000. — С. 65–71.
  3. Майер А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада./А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина. — М: Сфера, 2011. — 128 с.
  4. Мерцалова Т. А. Сайт детского сада: ожидания родителей / Т. А. Мерцалова // Справочник руководителя дошкольного учреждения — 2013 — № 11 — С.70–72
  5. Танцюра С. Ю. Дистанционное обучение: проблемы и перспективы // Качество дошкольного образования: проблемы и перспективы: Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции / Под ред. Н. В. Микляевой. М.: МГПИ, 2006
  6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — Информационная справочно-правовая система «Консультант Плюс»
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, воспитание детей, образовательная организация, официальный сайт, семья.

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

детский сад, дошкольное образовательное учреждение...

...образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап. Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

Проектирование развития открытого образовательного...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной образовательной...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

детский сад, дошкольное образовательное учреждение...

...образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение...

родитель, детский сад, ребенок, семья воспитанников, воспитатель, семья, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, образовательный процесс, современный этап. Народная педагогика в воспитательном процессе дошкольной...

Проектирование развития открытого образовательного...

детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, семья воспитанников, электронная почта, семья, официальный сайт, образовательная организация, воспитание детей.

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

Современные подходы к организации взаимодействия...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья.

Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки...

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, образовательная деятельность, родитель, образовательная организация, ребенок, родитель воспитанников.

родитель, детский сад, дошкольное учреждение, воспитание...

родитель, дошкольное учреждение, воспитание детей, ребенок, семейное воспитание, детский сад, родительский клуб, семья, активное участие, совместная деятельность.