Библиографическое описание:

Чикаткова А. А., Ковалева И. А. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2.1. — С. 29-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2204/ (дата обращения: 18.02.2018).



Идея современной концепции взаимодействия семьи и детского сада: воспитание детей – совместная ответственность, как семьи, так и дошкольного учреждения. А все остальное дополняет их воспитательное воздействие. На первый план выходит сотрудничество и взаимодействие. Сотрудничество – это совместная позитивная деятельность без контроля и оценивания, общение «на равных».

Личностное взаимодействие воспитателя и родителей главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение». Очень часто родители и педагоги нуждаются в помощи друг другу в решении его индивидуальных проблем, в понимании личности ребенка и в гармоничном его развитии [2, с.10].

Для того, чтобы перейти к новым формам отношений, дошкольному образовательному учреждению необходимо стать открытой системой. Отечественные и зарубежные исследования выделяют две составляющие, из которых складывается открытость дошкольного образовательного учреждения – «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь», то есть придать педагогическому процессу более свободный, гибкий, дифференцированный характер отношений между воспитанниками, воспитателями и родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения это «открытость детского сада внутрь».

Многие родители охотно включаются в систематическую оздоровительную работу с детьми. Например, они могут вести кружки, студии. От совместного участия в работе детского сада выигрывают все участники воспитательного процесса и, прежде всего – сами дети и не только потому, что узнают много нового. Воспитатели тоже получают возможность лучше узнать членов семьи, проанализировать сильные и слабые стороны воспитания в семье, определиться с характером и мерой помощи, а иногда и даже поучится чему-то у родителей.

Открытость дошкольного образовательного учреждения влиянию микросоциума, готовность к сотрудничеству с социальными институтами, расположенными на его территории: художественной, музыкальной, общеобразовательной школой, библиотекой и т. д. означает «открытость детского сада наружу». [2, с. 12].

У родителей и педагогов должно быть доверие. Это важное условие, когда дошкольное учреждение может стать реальной открытой системой. Родители должны быть уверены, что педагог хорошо относится к их ребенку. Педагог обязан видеть в ребенке положительные качества, как в развитии, так и в личности. Для того, чтобы было доверие к педагогу, родители должны уважать его опыт, знания, быть уверенны в компетентности в вопросах воспитания. А также уважать личностные качества воспитания (внимание, забота, чуткость, доброта).

В открытом детском саду родители могут свободно посещать группу, понаблюдать, поиграть и т.д. Такое посещение дает возможность семьям воспитанников оценить и выявить объективные трудности (не достаточное дидактическое оснащение, мало игрушек и т. д.). И тогда у них появляется желание помочь в улучшении условий воспитания в группе. Так же родители берут на заметку воспитательные приемы педагогов, расширяют свои знания о воспитательном процессе.

Дифференцированный подход – это взаимодействие родителей в малой группе. Такие родители имеют сходные проблемы в домашнем воспитании, например, капризность, застенчивость, детское упрямство, беспокойный сон, гиперактивность ребенка [1, с. 41].

Если ребенок с родителями делится своими впечатлениями, приходя из дошкольного учреждения, значит работа в группе интересная, содержательная, ребенку в ней эмоционально комфортно. Это еще одна линия воздействия на семью – через ребенка [2, с. 14].

Сравнительно новая форма сотрудничества дошкольного учреждения с родителями вечера отдыха, спортивные состязания, посиделки, совместные спектакли и др. Все они проводятся с участием воспитателей, родителей и других членов семей и детей. Распространенные формы работы – это, например, «День добрых дел», «Телефон доверия», встречи вопросов и ответов.

Команда родителей, педагогов и детей, основанная на доверительных отношениях, желание делиться друг с другом своими потребностями и решать их совместно – основная цель форм и видов сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей.

Взаимодействие существует, если:

 приобщить родителей к процессам обучения и воспитания;

 расширить сферы участия родителей в жизни ДОУ;

 родители могут посетить занятия, в удобное для них время;

 создать благоприятные условия для воплощения в жизнь творческих способностей воспитателей, родителей и детей;

 делать выставки детских работ, демонстрируя психолого-педагогическую литературу, которые позволяют ознакомиться родителям с развивающей и воспитывающей средой ДОУ;

 разработать содержание программы совместной деятельности детей и родителей;

 освоить искусство диалога взрослых с детьми, основанного на знаниях психических особенностей его возраста, учитывая опыт и знания ребенка;

 стремиться учитывать интересы ребенка, проявляя такт и внимание, терпимость в воспитании и обучении;

 уважать взаимоотношения семьи и ДОУ.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что взаимоотношения дошкольного образовательного учреждения и семьи могут основываться на взаимодействии и сотрудничестве, при условии «открытости внутрь и наружу» дошкольного образовательного учреждения.

Литература:

  1. Давыдова О. И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер // Приложение к журналу Управление ДОУ. – Москва: ТЦ Сфера, 2005 – 144 с.
  2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. / В. А. Сухомлинский – Москва: Педагогика, 1981. – 403 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного образовательного учреждения, дошкольного учреждения, детского сада, «открытость детского сада, взаимодействия дошкольного образовательного, открытость дошкольного образовательного, сотрудничества дошкольного учреждения, Открытость дошкольного образовательного, процесс дошкольного образовательного, взаимоотношения дошкольного образовательного, сотрудничества дошкольного образовательного, учреждения влиянию микросоциума, детском саду родители, родителей главный момент, открытой системой, сферы участия родителей, взаимодействие родителей, Вовлечение родителей, работе детского сада, личностные качества воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос