Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Шаталова Е. В. Проектирование развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 649-652. — URL https://moluch.ru/archive/136/38105/ (дата обращения: 25.04.2018).



В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с развитием открытого образовательного пространства дошкольной образовательной организации, разработан проект, позволяющий обеспечить доступность и новое качество дошкольного образования.

Ключевые слова: проектирование, открытое образовательное пространство, дошкольная образовательная организация, социальное партнерство

Актуальность проблемы развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства обусловлена тем, что в дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольной образовательной организации (ДОО) для решения имеющихся проблем, связанных с воспитанием, образованием, социализацией детей, необходимо перейти от «закрытой», достаточно автономной системы на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытым образовательным пространством». На это указывает ФГОС ДО, предполагающий создание образовательной среды, которая обеспечивала открытость дошкольного образования, возможность участия родителей и других образовательных субъектов в образовательной деятельности.

Открытость — это один из основных признаков демократических образовательных систем и в силу этого демократическая система имеет большее количество связей как внутри системы, так и с внешним окружением. Увеличение количества связей увеличивает открытость системы. Необходимость широкого социального партнерства в дошкольном образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование, которое представляет собой один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума.

В настоящее время для системы дошкольного образования становится характерно построение открытого образовательного пространства, так как образовательные пространства, по мнению Н. В. Рыбалкиной, независимо от конкретного содержания, накладывают свой отпечаток, формируют образ человека той или иной мерности, задают его объем [3]. Развитие открытого образовательного пространства ДОО позволит обеспечить доступность и новое качество образования для подрастающего поколения. В. Н. Куровский считает, что интеграция открытого образовательного пространства предполагает включение всех субъектов в совместную деятельность, расширение деятельности, выход за пределы внутреннего образовательного пространства, формирование банка индивидуальных педагогических проблем и разработка методических рекомендаций по их развитию, совместное проектирование [2].

Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева рассматривают проектирование в условиях развития открытого образовательного пространства как процесс, который включает методы разработки и внедрения управленческих проектов и предполагающей обеспечение целенаправленной и организованной деятельности коллектива по обновлению дошкольной образовательной практики [1].

Следует отметить, что ведущим механизмом управления развитием дошкольного образования в современной социокультурной ситуации выступает технология инновационного проектирования развития открытого образовательного пространства как особый и своеобразный вид творческой научно-исследовательской деятельности. Проектирование развития открытого образовательного пространства включает этапы планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств, наиболее эффективно используется образовательный потенциал, и, как следствие, улучшается качество образовательной деятельности педагогического коллектива.

На основании анализа научных исследований гипотетически мы предположили, что развитие открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства будет эффективным, если проектирование данного процесса будет включать:

− определение структуры, формы и основных направлений взаимосвязей и взаимодействия дошкольной организации с социальными институтами;

− разработку алгоритма реализации проекта по развитию открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства на основе учета потребностей субъектов образовательного процесса;

− многоуровневое управление проектированием развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства.

На основании выделенных условий О. Н. Бекетовой был разработан проект развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства, который был апробирован на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Псельский детский сад» Беловского района Курской области. В исследовании участвовали старший воспитатель, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Цель проекта ‒ создание открытого образовательного пространства на основе взаимосотрудничества ДОО с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала.

Задачи проекта:

1) разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнерами;

2) создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;

3) установить партнерские отношения с сообществом для поддержания благоприятного общественного окружения;

4) развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

5) формировать положительный имидж дошкольной образовательной организации в местном социуме.

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап — подготовительный, который был направлен на определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

1) анализ деятельности дошкольной образовательной организации по созданию открытого образовательного пространства;

2) анализ новых объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

3) установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района;

4) определение основных направлений взаимодействия,

5) разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

6) заключение договоров о совместной работе;

7) составление плана совместной работы;

8) информирование родителей о проводимых мероприятиях.

Второй этап — практический, целью которого была реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа:

1) формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в реализации данного проекта;

2) разработка социально-значимых проектов взаимодействия ДОО с объектами социума по различным направлениям деятельности;

3) разработка методических материалов для реализации данных проектов;

4) разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта, связанного с взаимодействием с различными социальными партнерами.

На данном этапе был разработан рабочий план реализации проекта по развитию открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства.

Третий этап — оценочно-рефлексивный проводился с целью подведения итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

1) проведение анализа проделанной работы;

2) определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Опыт работы ДОО с учреждениями социума показал, что активная позиция педагога влияет на личную позицию детей, родителей, делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОО и учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО. Реализация заявленного проекта позволит расширить развивающую предметно-пространственную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные результаты образовательной деятельности, строить внешние связи и взаимоотношения с учетом интересов детей, родителей и педагогов, а также других субъектов.

Таким образом, реализация проекта развития открытого образовательного пространства дошкольной организации в условиях социального партнерства позволяет решать многие социальные и экономические проблемы общества в целом. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи и других образовательных субъектов в настоящее время является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Дошкольными образовательными организациями накоплен значительный опыт сотрудничества с различными социальными институтами в целях повышения эффективности нравственного, трудового, интеллектуального, физического, художественно-эстетического развития детей.

Современная дошкольная образовательная организация является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Процессы демократизации, информатизации, технического и научного прогресса, происходящие в обществе, диктуют необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с другими социальными институтами.

Вместе с тем, необходимо отметить, что остается целый ряд неразработанных аспектов проблемы развития открытого образовательного пространства дошкольной организации. Перспективным направлением исследования, на наш взгляд, является разработка содержания, нетрадиционных методов и форм взаимодействия ДОО, семьи и социокультурных институтов (сельской библиотеки, клубом, Дворцом культуры и др.) по решению данной проблемы с учетом регионального компонента.

Литература:

  1. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2007. — С. 97–99.
  2. Куровский В. Н. Концептуальные основы проектирования открытого образовательного пространства в сельской местности Режим доступа: http://pandia.org/text/77/462/2906.php
  3. Рыбалкина Н. В. Открытое пространство образования: способы представления и построения // Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. ‒ Томск, 2003. — С. 24–31.
Основные термины (генерируются автоматически): открытого образовательного пространства, развития открытого образовательного, образовательного пространства дошкольной, пространства дошкольной организации, условиях социального партнерства, дошкольного образовательного учреждения, дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательного пространства ДОО, Проектирование развития открытого, развитием открытого образовательного, проблемы развития открытого, образовательного процесса, внутреннего образовательного пространства, построение открытого образовательного, интеграция открытого образовательного, развитию открытого образовательного, развитие открытого образовательного, создание открытого образовательного, созданию открытого образовательного.

Ключевые слова

Социальное партнерство, проектирование, дошкольная образовательная организация, открытое образовательное пространство

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос