Особенности социального партнерства детского сада и семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 27.10.2017

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Пойминова Е. В. Особенности социального партнерства детского сада и семьи [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13156/ (дата обращения: 24.09.2018).



Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения — это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка-дошкольника.

Н. А. Дорохина отмечает, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребенка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнеров. Социальное партнерство строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. В самом общем виде можно сказать, что социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом [5, 28].

Т. Н. Захарова отмечает, что узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, — это социальная проблема. На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов ребенка этот процесс затруднен [6, 62].

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Следуя методическим рекомендациям А. В. Козловой, Р. П. Дешеулиной, О. В. Солодянкиной, Т. Н. Дороновой, организация социального партнерства детского сада и семьи предусматривает прохождение следующих фаз:

  1. Установление доверительных деловых контактов с семьями воспитанников;
  2. Обеспечение родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком;
  3. Обеспечение регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечение членов семьи в педагогический процесс [4;37].

Таким образом, сегодня коренным образом меняется взгляд не только на семью, который существовал в течение десятилетий, но и на взаимодействие социальных институтов с ней.

Формы организации социального партнерства детского сада и семьи, отмечают авторы Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова — это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов таких форм — установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны [8; 72].

В настоящее время в системе организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи выделяют традиционные и нетрадиционные формы.

Традиционные формы, направленные на педагогическое просвещение родителей, используются для ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирования у родителей практических навыков воспитания детей. Они, в свою очередь, делятся на коллективные и индивидуальные:

‒ коллективные: родительские собрания, семейные клубы, педагогическая гостиная, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, деловые и ролевые игры, практикумы, семейные альбомы, выявление лучшего опыта семейного воспитания;

‒ индивидуальные: беседы, тематические консультации, посещение семьи на дому, личные поручения и т. д.

К нетрадиционным формам относятся: информационно-просветительские, развивающаяся система общественного управления, интерактивные, творческо-продуктивные и обратная связь [7,24]. Остановимся на характеристике нетрадиционных форм организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Информационно-просветительские формы используются для ознакомления родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей, формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей. К таким формам взаимодействия относятся: устные журналы, вечера вопросов и ответов, пресс-конференции, семинары, тематические консультации, информационные стенды, доски объявлений, сайты, реклама, газета детского сада, переносная библиотека и др.

Интерактивные формы направлены на создание условий для обеспечения регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей, вовлечение членов семьи в педагогический процесс посредством познавательной, продуктивной, трудовой деятельности детей, родителей, педагогов. Это — дискуссионные круглые столы, родительские собрания-студии, различные викторины, КВН, совместные и индивидуальные проекты, тренинги, мастер-классы, презентации ДОУ или группы, моделирование игровых и проблемных ситуаций, представление семейного опыта воспитания и т. д.

Творческо-продуктивные формы используются для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Это могут быть совместные праздники, вечера, досуги, изготовление нетрадиционного оборудования при организации развивающей среды, оформление пригласительных билетов, выставки детских и совместных работ, творческие мастерские, совместные походы и экскурсии, участие родителей и детей в тематических вечерах, выступление родителей в роли персонажей на праздниках и т. д.

Обратная связь направлена на выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности — анкетирование, экспресс-опрос, беседы, наблюдение, форум на сайте детского сада, «Родительская почта», «Книга доверия», информационная корзина, личные блокноты, журнал «Ваше мнение важно для нас», видеопросмотры, проведенных мероприятий и т. д.

Слово «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо, или кем-либо. Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

По мнению М. Г. Агавелян, Е. Ю. Даниловой, О. Г. Чечулиной дискуссионные круглые столы — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры [1,74]. Отличительная особенность ее заключается в том, что она позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех дискуссии во многом зависит от ее подготовки. Главный принцип дискуссионного круглого стола — уважение к позиции и мнению любого участника.

Т. Ю. Гущина раскрывает суть родительского собрания-студии, как одной из перспективных форм социального партнерства. Автор отмечает, что педагогам необходимо заранее тщательно продумывать ход предстоящего мероприятия с участием родителей, чтобы всем участникам было интересно [3, 52].

По мнению С. В. Глебовой, праздники не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического коллектива и родителей. В процессе подготовки мероприятий воспитатель может узнать много интересного о семьях своих воспитанников, об их традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались [2,79].

Таким образом, социальное партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников — перспективный и эффективный вид взаимодействия, в основе которого лежат определение и принятие партнерами общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей. Однако в одностороннем порядке для детского сада трудно наладить сотрудничество, если семья к нему, либо не готова, либо не желает принимать участие. И в то же время систематическая, последовательная работа ведет к возникновению взаимосвязи между дошкольным образовательным учреждением и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность дошкольного образовательного учреждения в развитии ребенка и будет стремиться к контакту.

Итогом организации социального партнерства должно выступать подлинное доверие и партнёрство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей. В связи с этим, повышается эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью.

Литература:

  1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128 с.
  2. Глебова С. В. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей./ С. В. Глебова — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005–111 с.
  3. Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Ю. Гущиной. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2004, — 180 с.
  4. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья./ Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. — М.: Линка-пресс, 2001. — 224 с.
  5. Дорохина Н. А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей / Н. А. Дорохина // Ребенок в детском саду — 2003 — № 6 — С. 26–32
  6. Захарова Т. Н. Социальное партнерство как средство развития личности дошкольника / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник — 2009 — № 2 С.60–62
  7. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.
  8. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. [Электронный ресурс] // Проблемы и перспективы развития образования (II): — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71–74 Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/
Основные термины (генерируются автоматически): социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Система установления социального партнерства дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Педагогические условия организации социального...

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном...

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок, воспитательный процесс, открытость, педагог, семья. Создание системы взаимодействия с родителями воспитанников...

Система установления социального партнерства дошкольной...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический...

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Педагогические условия организации социального...

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно сотрудничают дошкольное образовательное учреждение и семья. Ведущую роль в организации партнерства детского сада и семьи играют воспитатели.

Особенности взаимодействия дошкольного образовательного...

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья. Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека...

Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Задать вопрос