Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Медико-гигиеническое воспитание обучающихся начальной школы / О. М. Панкова, Н. А. Гладкова, А. А. Лукьянченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14940/ (дата обращения: 22.12.2024).



Медико-гигиеническое воспитание школьников является частью целостной и непрерывной работы, которую проводят в содружестве школа, семья и общественность. Именно в семье, начиная с первых дней жизни ребенка, осуществляется подавляющее большинство гигиенических требований, на практике решаются вопросы личной гигиены, режима труда и отдыха, гигиены питания, закаливания и т. д. школа в данном случае, по словам А. С. Макаренко, должна выполнять функцию «руководящей воспитательной организации и по отношению к отдельному ученику, и по отношению к семье».

Важную роль в улучшении семейного воспитания призвана сыграть система педагогического всеобуча родителей, включающая все виды мероприятий по повышению педагогической культуры родителей, начиная с общего ознакомления всего взрослого населения с основами воспитания и кончая индивидуальной работой учителей, воспитателей детских садов, общественников с родителями. В медико-гигиеническом плане главная цель педагогического всеобуча — вооружить родителей минимумом медико-гигиенических знаний о ребенке, добиться использования этих знаний в повседневной жизни. Для этого родителям необходимо знание основ гигиены и охраны здоровья детей, возрастных особенностей своих детей, методов медико-гигиенического воспитания.

Помощь школы родителям в медико-гигиеническом воспитании детей станет действенной, если школа будет, во-первых, регулярно повышать информированность родителей как по вопросам гигиены и охраны здоровья детей разного возраста, так и по конкретным вопросам, связанным с состоянием здоровья, наличием гигиенических знаний и навыков, соблюдением правил общественной и личной гигиены каждым учащимся; и, во-вторых, регулярно осуществлять контроль за состоянием медико-гигиенического воспитания в семье.

Во многих семьях недостаточен контроль со стороны взрослых за выполнением детьми правил личной и общественной гигиены, за состоянием здоровья детей. В результате дети плохо приучены к самостоятельному выполнению этих правил, часто болеют. В семье слабо используются доступные общеукрепляющие средства — утренняя гигиеническая гимнастика, динамические паузы во время приготовления домашнего задания, закаливание. Вместе с тем именно эти простые и всем известные приемы укрепляют организм младшего школьника, повышают его устойчивость ко многим заболеваниям.

Основными источниками получения родителями информации по медико-гигиеническому воспитанию детей являются личный опыт, в меньшей степени — телевизионные передачи, специальная литература, интернет. Роль школы в медико-гигиеническом просвещении родителей крайне низка. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования работы учителя с родителями по данным вопросам.

Задача школы в плане медико-гигиенического просвещения родителей — довести до их сведения, какой объем знаний, умений и навыков необходим учащимся данного возраста по вопросам гигиены и охраны здоровья. Делать это лучше на одном из первых в учебном году родительских собраний классному руководителю или медицинскому работнику школы.

Неформальное осуществление в школе педагогического всеобуча родителей по вопросам медико-гигиенического воспитания предусматривает встречи с медицинскими работниками и работниками ГАИ, тематические встречи вопросов и ответов, праздники здоровья с участием родителей и т. п.

На классных родительских собраниях следует как можно чаще уделять внимание вопросам медико-гигиенического воспитания учащихся. Это может быть 10–15 минутная беседа классного руководителя, медицинского работника школы или учителя физической культуры с родителями; выступление врача-специалиста, приглашенного из детской поликлиники, из СЭС или из числа родителей по вопросам, интересующим родителей. С большим интересом воспринимаются выступления родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями. Классные руководители и воспитатели должны осуществлять постоянный контроль за правильностью медико-гигиенического воспитания детей в семье.

Если на очередном родительском собрании не предусмотрено обсуждение вопросов медико-гигиенического воспитания, рекомендуется заранее приготовить стенд «Здоровье наших детей», с помощью которого родители получат необходимую информацию по медико-гигиеническому воспитанию, сравнят успехи своего ребенка в физическом воспитании с успехами других детей. Готовится стенд при участии родителей, учащихся, медицинского работника школы, учителя физической культуры. На стенде могут быть представлены советы родителям, касающиеся режима дня младших школьников, правила предупреждения инфекционных и желудочно-кишечных заболеваний, методы закаливания и т. п. Желательно поместить результаты медицинского осмотра (диспансеризации), где указать, к какой группе здоровья относится каждый учащийся, его вес и рост, на какие особенности его развития следует обратить внимание родителям. С помощью учителя физической культуры подготовить можно бюллетень о выполнении учащимися нормативов по различным упражнениям (бег, прыжки, метание и т. д.). при этом необязательно указывать конкретный результат, можно дать его обозначение: например, зеленый кружок — норма, красный — ниже нормы, синий — выше нормы. На стенде можно поместить конверт для вопросов и предложений родителей (на какую тему нужна беседа, совет медицинского работника, кому и в чем нужна конкретная помощь и т. д.).

Большое значение имеет индивидуальная работа с родителями: беседы с родителями отдельных учащихся классного руководителя, медицинского работника школы, учителя физической культуры (рекомендации по режиму дня, закаливанию, занятиям спортом, необходимости обратить внимание на изменения в состоянии здоровья ребенка и т. п.); посещение классным руководителем, членами родительского комитета, медицинским работником школы семей учащихся (выявление причин неблагополучия в состоянии здоровья, организация помощи). Все это также способствует контролю за правильностью медико-гигиенического воспитания учащихся младших классов в семье.

Чем шире будет круг медико-гигиенических знаний родителей о ребенке, чем полнее станет использование этих знаний в повседневной жизни, тем скорее мы сможем убедить взрослых серьезно относиться к здоровью ребенка и к своему собственному здоровью. Этому способствует контроль со стороны классного руководителя, воспитателя, медицинского работника школы, родительской общественности за состоянием медико-гигиенического воспитания детей в семье.

Литература:

  1. Корбут В. Г. Как уберечь детей от травм. — Минск: Беларусь, 1985
  2. Куценко Г. И., Кононов И. Ф. Режим дня школьника. — М.: Медицина, 1983
  3. Полиевский С. А., Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. — М.: Медицина, 1984
Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, медико-гигиеническое воспитание, медико-гигиеническое воспитание детей, медицинский работник школы, родитель, физическая культура, семья, личная гигиена, медико-гигиеническое воспитание учащихся, повседневная жизнь.