Стань творцом своего здоровья
Авторы: Брыткова Татьяна Михайловна, Павлова Светлана Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 07.05.2018
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Брыткова, Т. М. Стань творцом своего здоровья / Т. М. Брыткова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 16-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3333/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящее время условия жизни в современном обществе, особенно в больших городах, стали значительно менее комфортными. Это обусловлено многими причинами — прежде всего оборотной стороной научно- технического развития, урбанизацией населенных пунктов, ухудшением экологии, усилением вредного влияния на здоровье человека отходов промышленного производства и др. Все это не может не сказываться отрицательно на состоянии здоровья взрослых и детей. Исследования показали, что за последние годы количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в состоянии здоровья, увеличилось в два раза, а число дошкольников, не имеющих таких отклонений, уменьшилось в три раза /В. Р. Кучма, М. И. Степанова /.
Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7–8 % зависит от успехов здравоохранения и на 50 % от образа жизни.
На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно обладать искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует так же забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования здоровья приведут к положительным результатам.
Важно, чтобы за период пребывания в дошкольном учреждении ребенок окреп, вырос, успешно овладел разнообразными навыками, умениями, знаниями и способностью к восприятию и обучению.
Поэтому считаем, что проблема оздоровления детей — целенаправленная, систематически спланированная работа.
Одной из важнейших задач в воспитании ребенка, ведущим фактором правильного психофизического развития является забота о здоровье, создание комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям.
Решение этой задачи возможно при взаимодействии семьи, физкультурно-оздоровительной работы и работы медицинского персонала в ДОУ. Только совместными усилиями мы поможем ребенку ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, сделать процесс формирования здоровья радостным.
С 1991 года ведем работу по оздоровлению дошкольников нетрадиционными методами закаливания (естественными силами природы — солнцем, воздухом, водой и снегом)
Цель нашей работы: сохранять и укреплять здоровье детей, закаливать организм ребенка естественными силами природы; закреплять потребность в разнообразной двигательной активности; формировать у детей привычки здорового образа жизни; добиваться единства действий физкультурно-оздоровительной работы, работы с медицинским персоналом ДОУ, взаимодействие с семьями воспитанников.
Для достижения указанной цели определили следующие задачи:
- обеспечить координацию усилий и единство действий в работе по оздоровлению детей дошкольного возраста, включая следующие направления:
– физкультурно-оздоровительная деятельность;
– организация работы с семьёй, медицинским персоналом, педагогом-психологом;
– лечебная коррекция и реабилитация;
– гигиено-профилактическая деятельность.
- создать целостный развивающий и закаливающий комплекс на основе реализации инновационных подходов в оздоровительной работе;
- организовать пропаганду здорового образа жизни, активно влиять на окружающую среду, способствующую формированию привычки к здоровому образу жизни.
Основной идеей в нашей работе является стремление помочь растущему человеку войти в этот огромный, полный тайн и хитростей мир здоровым, крепким, жизнерадостным, то есть приучить его самого заботиться о своем здоровье с раннего детства.
Ведь как говорит О. О. Филиппова, в современном обществе должен быть создан приоритет здоровья, который формируется в сознании людей, начиная с дошкольного возраста.
Неоспорим тот факт, что хорошее здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный периоды детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свое значение в последующие годы жизни.
Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляем по следующим направлениям:
– привитие культурно-гигиенических навыков;
– развитие представлений о строении собственного тела, о том, что полезно, что вредно организму;
– формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности;
– формирование потребности в ежедневных закаливающих мероприятиях;
– осознание ответственности за свое здоровье, умение найти в необходимый момент помощь, умение рассказывать о своем состоянии;
– обучение приемам управления своим поведением.
Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и ДОУ.
Прогулки на свежем воздухе отлично закаливают детей. Надо только научить их гулять в любую погоду, ежедневно бывать на свежем воздухе. Выдающийся отечественный педиатр Р. А. Сперанский отмечал, что «День, проведенный без прогулки, потерян для здоровья».
Значимой формой укрепления здоровья детей является закаливание.
Процесс закаливания — это воздействие на организм комплекса природных факторов: воды, воздуха, снега, солнца… В его использовании прослеживается взаимосвязь методов и приемов по воспитанию здорового ребенка. Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты. Если процедура босохождения, холодных обливаний на воздухе повторяются каждый день, в одно и то же время, реакция организма будет наиболее устойчивой.
В процессе приобщения детей к закаливанию выработаны стойкие культурно-гигиенические навыки, дети научены уходу за своим телом, у них сформировано представление о том, что полезно и что вредно для организма, ребенок чаще общается с «Докторами Природы»: «Доктором Воздух», «Доктором Земля», «Доктором Ветерок», «Доктором Вода» и пр. У детей выработаны привычки в ежедневных закаливающих процедурах, и они выполняются автоматически.
При повышении эффективности закаливающих мероприятий необходим положительный эмоциональный настрой детей. И как сказал А.Пушкин: «Здоровью моему полезен русский холод!»
Все закаливающие процедуры должны выполняться на фоне позитивных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа: «Не навреди!».
Литература:
- Алямовская В. Г., Как воспитать здорового ребенка. [Текст] / В. Г. Алямовская, — М.:LINKA PRESS, 1993.
- Бересневая З. И. Здоровый малыш. [Текст] / З. И. Бересневая // Программа оздоровления детей в ДОУ. -+ М.: Т.Ц., 2005.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М. Ю. Картушина, — М., 2004.