Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов закаливания
Авторы: Брыткова Татьяна Михайловна, Павлова Светлана Викторовна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 27.06.2019
Статья просмотрена: 575 раз
Библиографическое описание:
Брыткова, Т. М. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов закаливания / Т. М. Брыткова, С. В. Павлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4326/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья посвящена актуальной проблеме всестороннего развития физического и психологического здоровья детей дошкольного возраста; закаливанию организма естественными силами природы.
Ключевые слова: закаливание организма, нетрадиционные методы, естественные силы природы.
Много веков назад люди поняли, насколько важно заботиться о своём здоровье, держать в чистоте и закалять тело, чтобы оно всегда было крепким и сильным. Чтобы быть здоровым нужно обладать искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, так как сейчас идеально здоровых детей немного.
Здоровье — дело престижное. А раз так, то должна возрастать роль каждого человека в борьбе за собственное здоровье и здоровье ребёнка, а значит необходимо, чтобы оно стало по-настоящему престижным. Необходимо помнить, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методом совершенствования здоровья приведут к положительным результатам.
Ведущим фактором правильного психофизического развития ребенка-дошкольника является забота о здоровье, создание комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям.
Закаливание — одно из лучших средств повышения уровня защитных сил организма к действию метеорологических факторов — холода, тепла, пониженного атмосферного давления. Закаливание означает тренировку приспособительных возможностей организма и основано на том, что при систематическом и повторном воздействии на кожные рецепторы факторов внешней среды (воздух, вода, солнечная радиация) в организме происходят различные изменения.
Прежде всего, совершенствуются процессы терморегуляции, от чего повышается способность организма приспосабливаться к окружающим условиям без вреда для здоровья.
Самый важный принцип закаливания состоит в сознательном отношении к закаливающим процедурам. Это означает, что ребенка следует, заинтересовать, создать у него нужный психологический настрой, убедить, что закаляться необходимо так же, как умываться, чистить зубы и пр. Это позволит обеспечить наибольший успех закаливания.
Одно из важных требований — постепенность закаливания. Положительный результат будет наиболее эффективным в том случае, если интенсивность закаливающего фактора будет увеличиваться постепенно. Переход от менее сильных воздействий к более сильным определяется состоянием организма ребенка, его реакцией на данное воздействие.
Другое требование — систематичность закаливания. Очень важно выработать привычку к систематическому закаливанию, которая перерастает в потребность на всю жизнь. Если процедуры босохождения, холодных обливаний на свежем воздухе выполняются ежедневно в любое время года — реакция организма будет более устойчивой.
Устойчивость организма следует вырабатывать ко всем природным факторам (солнце, воздух, вода). Однако влиянию холода мы уделяем наибольшее внимание, так как в весенне-осенние сезоны резко возрастает число случаев острых респираторных заболеваний, ангин, бронхитов. Причиной их является переохлаждение всего организма.
Очень важно, чтобы во время закаливающих процедур было хорошее настроение, так как положительные эмоции почти полностью исключают отрицательный эффект даже при очень сильном охлаждении.
Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают ребенка более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.
Свою работу направляем на укрепление здоровья детей, путём закаливающих и развивающих мероприятий: с 1991 года ведем работу по оздоровлению детей нетрадиционными методами закаливания — солнцем, воздухом, водой, снегом.
Цель нашей работы — вырастить физически и психологически здоровым каждого ребёнка, но это возможно только при взаимодействии семьи, педагога-психолога, медицинского персонала, администрации и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Для успешного достижения данной цели необходимо:
- Обеспечить всестороннюю физическую и психологическую подготовленность каждого ребёнка; сохранить и укрепить здоровье детей; закаливать организм естественными силами природы.
- Создать целостный развивающий и оздоровительный комплекс мероприятий, направленный на всестороннее развитие ребёнка-дошкольника.
- Обеспечить безопасное поведение детей при проведении закаливающих мероприятий.
Суть применяемой нами методики состоит в следующем: постепенно увеличиваем время прогулки на свежем воздухе, оставляя на детях минимум одежды. Обязательное условие — двигательная активность. Дети не стоят на холодной земле или снегу, они играют в подвижные игры, маршируют, произнося при этом веселые речевки.
Каждый «моржонок» знает, природа помогает ему стать сильным и крепким. Выходя, на природу с голым торсом и босыми ногами дети здороваются с ветерком, солнышком, деревьями (есть своя любимая березка), впитывают целебные токи земли и обливаются холодной «живой» водой. Оздоровительные прогулки заканчиваем массажем ступней и витаминным напитком.
Своих детей по праву считаем самыми закаленными «моржатами» в городе. Им не страшны мороз, снег, метель. Они даже радуются, если на улице портится погода: гордо «шлепают» босиком по ледяным лужам, могут даже обтираться снегом, при этом детские лица светятся восторгом и оптимизмом.
Кроме того, с детьми используем: динамические паузы, элементы гимнастики мозга, самомассаж, дыхательные упражнения, подвижные и спортивные игры, релаксацию и пр.
В группе, наряду со спортивным уголком, появился уголок «Страна Неболеек», который содержит информационно-познавательные материалы:
– Лэпбуки «Закалка, спорт, движение — всех целей достижение!» «Закаливание», «Азбука здоровья»;
– папки-передвижки «Здоровый образ жизни», «Безопасность детей», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»;
– фотоматериалы;
– демонстрационный материал.
В самостоятельной деятельности детей используем сюжетно-ролевые игры: «Доктор Пилюлькин», «Путешествие», в которых они отражают полученные знания по сохранению и укреплению здоровья. Вместе с детьми составляем описательные рассказы на темы: «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Что нужно для здоровья?», «Овощи и фрукты — сильные продукты» и др. организовываем развивающие и оздоровительные мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни ребенка — дошкольника: «Путешествие на поезде «Здоровье», «Путешествие «Капелек», «Откуда берутся грязнули?», «Путешествие в страну Здоровячков», «В гости к Снежной королеве» и др. (с выходом детей в природу с голым торсом, босиком, обливание тела на свежем воздухе).
В совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями были реализованы исследовательские проекты: «Кто такие моржи и почему людей называют «моржами»?», «Полезно или вредно закалять нос и горло холодной водой и воздухом?», «Микробы — друзья или враги», «Волшебные превращения воды».
Чтобы быть здоровым, энергичным, творчески активным, необходимо смолоду бороться за здоровье, закалять организм.
Литература:
- Алямовская В. Г., Как воспитать здорового ребенка. [Текст] / В. Г. Алямовская, — М.:LINKA PRESS, 1993.
- Аркин Е. А. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника [Текст] / Е. А. Аркин // Дошкольное воспитание. — 2008. № 1. — с. 11–16.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в ДОУ. [Текст] / Т. Л. Богина, — М.: Мозаика-синтез, 2005.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. [Текст] / М. Ю. Картушина, — М., 2004.
- Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. [Текст] / Под редакцией Н. В. Сократова, — М.: ТЦ Сфера, 2005, с. 224.
Похожие статьи
Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся
В статье поднята проблема малой двигательной активности обучающихся и популяризация физической культуры и спорта. Предложены методы и средства популяризации здорового образа жизни в системе подготовки студентов.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов
В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.
Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи
В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.
Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...
Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...
Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда
В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.
Методы популяризации здорового образа жизни среди обучающихся
В статье поднята проблема малой двигательной активности обучающихся и популяризация физической культуры и спорта. Предложены методы и средства популяризации здорового образа жизни в системе подготовки студентов.
Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».
Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов
В статье рассматривается эффективное воздействие спортивно-ориентированного подхода в физическом воспитании. Обязанность вузовских педагогов учитывать эти интересы, создавать условия для их реализации.
Проблемы физического воспитания студенческой молодёжи
В статье рассматривается эффективность государственной политики в отношении физического воспитания студенческой молодежи в системе высшего образования и формирования навыков здорового образа жизни.
Анализ эффективности внедрения инновационных методов обучения для формирования радиационной культуры учащихся общеобразовательной школы
Формирование культуры радиационной безопасности у учащихся общеобразовательных школ будет эффективным при условии внедрения инновационных форм и методов в процесс обучения: проведение уроков-экскурсий; организация ролевых игр; использование «поисково...
Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста
В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Игры спортивного характера как основное средство развития физических качеств детей дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме развития физических качеств детей дошкольного возраста посредством проведения и организации игр спортивного характера. Автор статьи методически раскрывает поэтапность проведения спортивных игр, доступных пониманию детей и ис...
Система работы по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается практический подход по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста через специально организованную систему целенаправленных взаимодополняющих мероприятий, проводимых с детьми, их родителями и коллек...
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.