Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 01.03.2019

Статья просмотрена: 563 раза

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Формирование образовательной среды нового поколения на основе цифровых технологий обучения в ОАО «Российские железные дороги» / И. В. Охотников, И. В. Сибирко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14903/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье проанализированы особенности формирования цифровой образовательной среды нового поколения в ОАО «РЖД». Сделан вывод о повышении эффективности системы корпоративного обучения на основе внедрения цифровых образовательных технологий.

Ключевые слова: отраслевая система профессионального обучения, цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, цифровой ассистент преподавателя.

Стремительно меняющиеся экономические условия, новые достижения в науке и технике, внедрение информационных технологий постоянно ставят перед ОАО «Российские железные дороги» задачу соответствия квалификации сотрудников современным требованиям. В условиях динамичного развития ОАО «РЖД» все более важную роль придает качеству подготовки, своевременности повышения квалификации персонала, обучению по актуализированным учебным программам и современным образовательным технологиям, комплексному и системному развитию компетенций всех категорий работников.

Сегодня на железнодорожном транспорте, сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней, обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сформирована во многом, как отмечают специалисты [2; 3; 4; 5], уникальная система непрерывного образования. Сеть учебных центров, обеспечивающая подготовку рабочих кадров, техникумы и вузы железнодорожного транспорта (университетские комплексы), которые при подготовке специалистов продолжают ориентироваться на потребности Компании, как главного работодателя российских железных дорог, постоянно проводимая работа по повышению квалификации руководящего состава и специалистов ОАО «РЖД» — это элементы полного цикла корпоративного обучения от начальной профессиональной подготовки до непрерывного обучения в течение всего времени работы сотрудника.

Основой корпоративной системы профессионального обучения рабочих кадров на железнодорожном транспорте, являются учебные центры профессиональных квалификаций (УЦПК). Целью деятельности учебных центров является обеспечение подразделений ОАО «РЖД» квалифицированными рабочими кадрами и служащими в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Приказом ОАО «РЖД» от 23.11.2012 № 127 «О преобразовании технических школ, центров обучения и учебных центров — образовательных структурных подразделений железных дорог в учебные центры профессиональных квалификаций» дорожные технические школы и учебные центры были преобразованы в учебные центры профессиональных квалификаций. Это позволило в период с 2012 по 2017 годы сформировать на полигоне дорог единую вертикаль управления образовательными подразделениями, внедрить единые стандарты организации образовательного процесса, контролировать качество профессионального обучения, вести системную работу по организации учебно-методического обеспечения и формированию учебно-лабораторной базы, обеспечивать максимальное сближение производства и обучения.

В настоящее время в ОАО «РЖД» функционируют 15 учебных центров, в состав которых входят 64 подразделения, Петропавловская техническая школа, Учебный центр ДОСС. Ежегодно профессиональное обучение в учебных центрах проходит около 100 тыс. человек., в том числе по программам профессиональной подготовки более 40 тыс. человек, по программам повышения квалификации более 60 тыс. человек. Общая численность работников учебных центров составляет 1640 человек, в том числе: руководителей — 168 чел., методистов — 56 чел., штатных преподавателей — 721 чел., мастеров производственного обучения — 85 чел., инструкторов 50 чел., прочие (библиотекари, специалисты по ТСО, специалисты по управлению персоналом, рабочие) — 751чел.

Концепция развития учебных центров профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» до 2025 года в качестве основных направлений совершенствования системы профессионального обучения рабочих и служащих ОАО «РЖД», выделяет: во-первых, совершенствование образовательного процесса; во-вторых, формирование цифровой образовательной среды; в-третьих, развитие кадрового потенциала; в-четвертых, развитие и совершенствование учебной и материально-технической базы; в-пятых, организационно-структурные мероприятия.

Формирование цифровой образовательной среды в ОАО «РЖД» предполагает:

во-первых, обеспечение доступа обучающихся и преподавателей УЦПК к образовательной среде нового поколения;

во-вторых, внедрение автоматизированной системы управления учебными центрами (АСУ УЦПК);

в-третьих, реализация проекта «Новая система обучения производственного персонала с учетом вызовов времени»;

в-четвертых, развитие системы управления знаниями профессионального обучения рабочих кадров (внедрение решения «Цифровой ассистент преподавателя»).

Для реализации системного подхода по внедрению современных цифровых технологий в организацию работы учебных центров (АСУ УЦПК), применению VR и AR-технологий в образовательном процессе, обеспечению доступа к информационным учебным ресурсам необходимо обеспечить учебные центры высокоскоростным доступом к сетям интернет и интранет. Предварительный анализ ситуации с подключением учебных центров к сетям передачи данных свидетельствует о неоднородности качества подключений к сетям передачи данных. Для решения этой задачи реализованы следующие мероприятия: проведено комплексное обследование подключения учебных центров к сетям передачи данных и условий провайдеров по предоставлению услуг использования сети интернет на полигонах железных дорог; подготовлены предложения в программу информатизации в целях выделения соответствующего финансирования на разработку технических условий и их реализацию.

Современные образовательные технологии базируются на активном использовании новых информационных технологий, на базе мультимедиа, позволяющих передавать учебную информацию (текст, графика, аудио, видео) на неограниченные расстояния и обеспечивающие интерактивность обмена информацией, VR и AR-технологиях. Эффективность обучения зависит от методического качества используемых материалов и организации их применения, а также насколько учтены особенности представления информации, уровня подготовки преподавателей, участвующих в их использовании, понимания ими особенностей предоставления и восприятия информации в современных тенденциях.

Качество результатов профессионального обучения зависит от результатов проведения конкретных учебных занятий. Эффективное учебное занятие может быть организовано и проведено при соответствующем уровне профессионализма преподавателя, обеспеченности актуальными учебными материалами, техническими средствами обучения и эффективными методиками их применения на каждой стадии учебного занятия.

В настоящее время обеспеченность учебных занятий характеризуется с одной стороны большим разнообразием информационных материалов и инструментов его организации, с другой недостаточностью их качеств с точки зрения учебного назначения. Кроме того, существенное влияние на проведение учебных занятий оказывает территориальная распределенность учебных центров, разный уровень профессиональной подготовленности преподавателей, отсутствие базовой (типовой) методологии организации и проведения учебных занятий, что в конечном счете влияет на итоговый результат обучения.

Реализация на базе действующей системы управления знаниями решения «Цифровой ассистент преподавателя» позволит:

во-первых, внедрить типовые учебно-методические комплексы по учебным предметам;

во-вторых, обеспечить учебные занятия рекомендованными и проверенными экспертным сообществом актуальными учебными ресурсами (печатными, электронными);

в-третьих, повысить эффективность подготовки преподавателей к проведению учебных занятий (цифровой ассистент предполагает персонифицированную настройку рабочего кабинета преподавателя, в котором будут сохраняться учебные планы и программы по проводимому предмету, все учебные материалы, необходимые для проведения занятия, конспекты лекций, презентации, методики контроля, контрольные вопросы, а также рекомендации по проведению практических занятий);

в-четвертых, обеспечить контроль за работой преподавателей и своевременную корректировку учебного процесса в целях достижения качества обучения.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  2. Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  3. Охотников, И. В. Реформирование железнодорожного транспорта России: риски институциональных преобразований // Предпринимательство. — 2014. — № 7.
  4. Хомова Н. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности и персонала национальных предприятий // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 55. — Т.2. — С. 3. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8803
  5. Хусаинов, Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): центр, профессиональное обучение, цифровая образовательная среда, железнодорожный транспорт, образовательный процесс, сеть передачи данных, занятие, корпоративное обучение, профессиональное обучение рабочих кадров.

Похожие статьи

Корпоративная система профессионального образования как...

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, профессиональное образование...

Корпоративная система образования как основа развития...

‒ синхронизировать обучение в образовательных учреждениях с процессом введения новых уровней образования, ускорение процесса...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Индикаторы эффективной деятельности образовательной...

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС). Автор: Селиванов Евгений Иванович.

Практика организации корпоративного обучения взрослых

Система корпоративного обучения предусматривает внутренние и внешние

ценностное поле, формирует особое образовательную среду и оптимизирует систему управления

Инструментом реализации стратегии корпоративного обучения и развития персонала...

Модернизации системы управления образовательным...

- требованиями формирования в учебных заведениях профессионального образования

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность... Интеграция теоретических и практических... |

Пути решения проблем обучения взрослых...

Данные центры ориентированы на целевую профессиональную подготовку рабочих кадров под реализуемые инвестиционные проекты в Тюменской области. Финансирование создания и текущей деятельности МФЦПК осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской...

Повышение уровня профессиональной мотивации...

Повышение уровня профессиональной мотивации управленческого персонала ОАО «РЖД»

Одним из наиболее ярких примеров корпоративного обучения в России является

Для создания Корпоративного университета в железнодорожной отрасли существовало...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Поэтому непременная составляющая образовательного процесса обучения специалистов нового поколения — это тщательно подобранный список актуальных бизнес-дисциплин. Без этого компонента сегодня невозможно подготовить специалистов, инженерных кадров любой...

Похожие статьи

Корпоративная система профессионального образования как...

В статье проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, профессиональное образование...

Корпоративная система образования как основа развития...

‒ синхронизировать обучение в образовательных учреждениях с процессом введения новых уровней образования, ускорение процесса...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Индикаторы эффективной деятельности образовательной...

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС). Автор: Селиванов Евгений Иванович.

Практика организации корпоративного обучения взрослых

Система корпоративного обучения предусматривает внутренние и внешние

ценностное поле, формирует особое образовательную среду и оптимизирует систему управления

Инструментом реализации стратегии корпоративного обучения и развития персонала...

Модернизации системы управления образовательным...

- требованиями формирования в учебных заведениях профессионального образования

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование...

Интеграция образовательных программ начального и среднего...

образовательный процесс, профессиональное образование, учебный процесс, государственный образовательный стандарт, процесс обучения, специальное образование, трудовая деятельность... Интеграция теоретических и практических... |

Пути решения проблем обучения взрослых...

Данные центры ориентированы на целевую профессиональную подготовку рабочих кадров под реализуемые инвестиционные проекты в Тюменской области. Финансирование создания и текущей деятельности МФЦПК осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской...

Повышение уровня профессиональной мотивации...

Повышение уровня профессиональной мотивации управленческого персонала ОАО «РЖД»

Одним из наиболее ярких примеров корпоративного обучения в России является

Для создания Корпоративного университета в железнодорожной отрасли существовало...

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Поэтому непременная составляющая образовательного процесса обучения специалистов нового поколения — это тщательно подобранный список актуальных бизнес-дисциплин. Без этого компонента сегодня невозможно подготовить специалистов, инженерных кадров любой...