Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников И. В., Сибирко И. В., Ковш С. Ф. Корпоративная система профессионального образования как основа развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 49-51. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/308/14535/ (дата обращения: 19.10.2019).



В проанализирована отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД. Сделан вывод о необходимости развития системы бизнес-образования, в целях обеспечения высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического бизнеса.

Ключевые слова: корпоративная система профобразования, развитие кадрового потенциала, отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД.

История железнодорожного образования в России неразрывно связана с развитием железных дорог. Объем потребностей и повышенные требования к специализированной подготовке предопределили необходимость создания территориально распределенной сети образовательных организаций, обладающих потенциалом и учебно-лабораторной базой для воспроизводства высококвалифицированных рабочих, технических специалистов, инженеров, специалистов по широкому кругу направлений подготовки.

С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее. Об этом свидетельствуют время и география создания вузов. Первый вуз, положивший начало специализированной подготовке кадров для железных дорог, железнодорожному образованию в целом, был создан в 1809 г., еще до строительства первой железной дороги в Санкт-Петербурге и длительное время обеспечивал потребности всей страны. Затем по мере развития железных дорог в Европейской части и в первую очередь для кадрового обеспечения строительства Транссиба были созданы вузы в Москве и Омске (первоначально располагался в Томске). Расширение сети железных дорог потребовало подготовки специалистов для Юга России (Ростов-на-Дону), Дальнего Востока (Хабаровск), а также создания еще одного вуза в Сибири (Новосибирск). Была создана опорная сеть вузов в районах наиболее плотной железнодорожной сети и в районах пролегания евро-азиатской магистрали. Затем шло создание дополнительных вузов, усиливающих эту сеть (Екатеринбург, Самара, Иркутск). Иркутский государственный университет путей сообщения был создан в 1975 г., что завершило продолжавшееся почти 170 лет формирование сети железнодорожных вузов.

В этот период происходили неоднократные слияния с другими вузами и факультетами (включая работавшие в сфере водного, автомобильного, электрического транспорта), а также обратные процессы, приводившие к созданию самостоятельных институтов других видов транспорта. Параллельно шел процесс создания учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов) и филиалов вузов с программами высшего образования, подчинявшийся тем же потребностям размещении мест обучения в районах пролегания железных дорог, расположения крупных железнодорожных узлов.

Следуя за задачами железнодорожного транспорта, головные вузы поэтапно переходили от решения задач индустриализации — массовой подготовки инженеров, в первую очередь — занятых строительством, эксплуатацией транспортной инфраструктуры и транспортных средств — к решению комплексных задач развития фундаментального инженерного образования, подготовки специалистов в новых сферах техники и технологий (информационных, строительных, связи, экологии, безопасности). При этом вузы существовали в составе МПС, полностью выполняя ведомственное задание по подготовке кадров. С 1978 г. была внедрена система целевого приема.

Ситуация изменилась в 2003 году после создания ОАО «РЖД». Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта. К 2009 году, преследуя цель сохранить качество подготовки технических специалистов со средним образованием, бывшие техникумы вошли в структуру вузов в качестве филиалов, произошел процесс преобразования головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы, обеспечивающие подготовку по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3; 5].

При этом вузы вошли в конкурентную среду, вышли на рынок образовательных услуг, сумев привлечь абитуриентов качеством реализуемых образовательных программ. Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и магистратуры. Исходя из интересов отрасли список направлений подготовки расширился, включив в себя новые востребованные направления (логистика и мультимодальные перевозки, информационные технологии, машиностроение, робототехника и т. д.). Несмотря на структурные преобразования в отрасли, в железнодорожной системе образования сохранились объемы подготовки кадров по базовым специальностям для ОАО «РЖД» по программам специалитета [2].

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей на базе созданного АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», с которым выстроено тесное взаимодействие государственных университетов путей сообщения.

В целом, как считают специалисты, сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней [2; 4; 5], обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных молодых специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сеть состоит из 9 университетских комплексов, включающих 70 филиалов, расположенных в 57 из 76 субъектов Российской Федерации, где есть железные дороги, в границах всех 16 железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», а также в Монголии. Все университетские комплексы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования, всех видов высшего образования, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования.

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012–2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне каждой дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения — от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД» [5].

В УЦПК проводится профессиональная подготовка (обучение профессии впервые, получение второй или смежной профессии, переподготовка (например, обучение новому подвижному составу) более, чем по 100 профессиям. Разработка учебных планов и программ по соответствующим профессиям осуществляется на основании квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) авторскими коллективами, сформированными из наиболее подготовленных и авторитетных преподавателей УЦПК, специалистов филиалов и научных работников. Данные программы проходят рецензирование, согласование и утверждаются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим соответствующее направление работы в компании. В УЦПК работает более 1,6 тыс. преподавателей, для которых регулярно организуются курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства.

В связи с увеличением потребности холдинга «РЖД» в проведении профессиональной подготовки рабочих и служащих в УЦПК и для повышения качества их обучения реализуется инвестиционная программа по развитию материально-технической базы учебных центров. Учебно-лабораторная база УЦПК оборудована, в целом, современными средствами обучения. Она состоит из 300 электронных тренажеров, 150 компьютерных классов, около 4,0 тыс. персональных компьютеров с 250 компьютерными программами (обучающие, тестирующие, экзаменационные), 68 учебных площадок и полигонов, 32 мастерских и других ресурсов (макеты, видеофильмы). Учитывая активное поступление на сеть новой техники и технологий, процесс обновления инфраструктуры УЦПК осуществляется постоянно.

Для совершенствования системы управления профессиональным обучением рабочих и служащих ОАО «РЖД» создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала. В компании развивается система бизнес-образования. В 2016 году в соответствии с планами переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ОАО «РЖД» на базе вузов железнодорожного транспорта и других образовательных организаций повысили квалификацию 83,3 тысячи руководителей и специалистов ОАО «РЖД». При этом приоритетной задачей является обеспечение высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического бизнеса.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  2. Казакбаев, З.М., Мицук, И. В. Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  3. Охотников, И. В. Реформирование железнодорожного транспорта России: риски институциональных преобразований // Предпринимательство. — 2014. — № 7.
  4. Хомова Н. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности и персонала национальных предприятий // NovaInfo.Ru. — 2016. — № 55. — Т.2. — С. 3. — Режим доступа: https://novainfo.ru/article/8803
  5. Хусаинов, Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, профессиональное образование, программа, вуз, дорога, железнодорожное образование, отраслевая система, дополнительное профессиональное образование, высшее образование, транспортно-логистический бизнес.

Ключевые слова

корпоративная система профобразования, развитие кадрового потенциала, отраслевая система профессионального образования Холдинга РЖД

Похожие статьи

Корпоративная система образования как основа развития...

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Вопрос качества образования — один из самых острых в российской действительности, влияющий не

Советская система образования была сильна и успешна, но на данный момент, она

К сожалению, реформы проводились без учёта отраслевых потребностей и мнения...

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Исторически обусловленная единая система подготовки кадров высшей школой в советский период запрограммировала на многие годы вперед сходство...

образовательный процесс, профессиональное образование...

Тайгинский институт железнодорожного транспорта на факультете среднего профессионального образования осуществляет подготовку специалистов среднего звена по трем специальностям: 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) (железнодорожный...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».

Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах...»

железнодорожное образование, вуз, профессиональное образование, программа, подготовка специалистов, железнодорожный транспорт, дорога, дополнительное профессиональное образование, высшее образование...

Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для...

Как известно, в обучении специалистов, которые впоследствии станут сотрудниками железнодорожной отрасли заинтересован сам холдинг ОАО «РЖД» и готовит работников «для себя», поэтому особенно заинтересован в качественном образовании выпускников.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Профессиональная культура инженера железнодорожного транспорта относится к сфере его профессионально важных качеств и, естественно, органично связана с другими подструктурами личности специалиста. Учебно-воспитательная работа в вузе должна обеспечивать не только...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

STEP-анализ проблем современной системы профессионального образования. Сферы и показатели.

Это компенсирует расходы, связанные с отменой платного образования на очных отделениях государственных учебных заведений, а также повысит его качество.

Похожие статьи

Корпоративная система образования как основа развития...

В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Инновационный подход в подготовке специалистов для...

Вопрос качества образования — один из самых острых в российской действительности, влияющий не

Советская система образования была сильна и успешна, но на данный момент, она

К сожалению, реформы проводились без учёта отраслевых потребностей и мнения...

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Исторически обусловленная единая система подготовки кадров высшей школой в советский период запрограммировала на многие годы вперед сходство...

образовательный процесс, профессиональное образование...

Тайгинский институт железнодорожного транспорта на факультете среднего профессионального образования осуществляет подготовку специалистов среднего звена по трем специальностям: 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) (железнодорожный...

Анализ системы дополнительного профессионального...

В Послании Президента России Федеральному собранию в 2001 году отмечено: «Темпы развития современных экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному, в течение всей жизни, образованию».

Обучение в магистратуре «Безопасность на дорогах...»

железнодорожное образование, вуз, профессиональное образование, программа, подготовка специалистов, железнодорожный транспорт, дорога, дополнительное профессиональное образование, высшее образование...

Роль компетентностного подхода в подготовке персонала для...

Как известно, в обучении специалистов, которые впоследствии станут сотрудниками железнодорожной отрасли заинтересован сам холдинг ОАО «РЖД» и готовит работников «для себя», поэтому особенно заинтересован в качественном образовании выпускников.

Формирование профессиональной культуры будущих...

Профессиональная культура инженера железнодорожного транспорта относится к сфере его профессионально важных качеств и, естественно, органично связана с другими подструктурами личности специалиста. Учебно-воспитательная работа в вузе должна обеспечивать не только...

Система профессионального образования: проблемы и пути...

STEP-анализ проблем современной системы профессионального образования. Сферы и показатели.

Это компенсирует расходы, связанные с отменой платного образования на очных отделениях государственных учебных заведений, а также повысит его качество.