Формирование профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 31.10.2013

Статья просмотрена: 532 раза

Библиографическое описание:

Вознюк О. Н. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 579-581. — URL https://moluch.ru/archive/58/8129/ (дата обращения: 23.10.2018).

Современное общество, развитие которого обусловлено социально-экономическими преобразованиями, глобализационными процессами как в духовной сфере, так и в сфере материального производства и услуг, выдвигает новые требования к профессиональной подготовке инженерных кадров. Государство и институты формируют заказ отечественной системе высшего образования по подготовке самодостаточной личности компетентного специалиста, интеллигентного человека, в котором духовный потенциал интегрированные с умственными способностями. Решение такой сложной задачи возможно при направленности профессиональной подготовки в технических вузах на всестороннее развитие специалиста.

Особенности объектов профессиональной деятельности и специфика отраслевой активности будущих специалистов железнодорожного транспорта обусловливают острую потребность по переосмыслению содержания и методики их обучения с переориентацией на формирование у них профессиональной культуры. Профессиональная культура является сферой творческого использования и реализации способностей личности будущего специалиста железнодорожной отрасли, а поэтому её формирование должно происходить на субъективных началах, когда студент из объекта обучения, воспитания и профессионального образования превращается в высшую ценность, то есть приобретает сущности субъекта.

В условиях кризисного общества преобладают прагматические ориентиры и если нет надлежащей базовой культуры личности, то общественные процессы не развиваются. Ведь «соразмерность социальных изменений с культурным потенциалом является социокультурным законом развития. Поэтому ценностные ориентации, социокультурная направленность оцениваются соотношением того, какие материальные и духовные ценности воспитанники получают от общества и привносят в его развитие» [1].

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и другие факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное действие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижности профессии в обществе. Среди субъективных факторов — общая культура и мотивация личности, ее совокупность склонностей к социальной практики, сформирована в виде когнитивных и мотивационных структур в первые годы социального взаимодействия [2].

Профессиональная культура инженера железнодорожного транспорта относится к сфере его профессионально важных качеств и, естественно, органично связана с другими подструктурами личности специалиста. Учебно-воспитательная работа в вузе должна обеспечивать не только усвоение научно-методической информации, но также обеспечивать развивающий личностный эффект в форме высокой профессиональной культуры будущего специалиста. Профессиональная культура личности специалиста железнодорожного транспорта — это способность к сознательному усвоению научно — технической информации, к целенаправленной самоорганизации поведения и общения в трудовом коллективе, к творческому выполнению своей работы на основании социально-правовых, моральных и этических норм.

По нашему мнению, основными задачами формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников являются: координация целей культурологического образования железнодорожников и их профессиональной подготовки; логическая последовательность развития культурологических знаний и умений для их эффективного использования в будущей профессиональной деятельности; обоснование концептуальных основ культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников на основе философско-методологического и научно-теоретического обоснования; обоснование принципов культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников, обеспечение непрерывности культурологической подготовки студентов, разработка целевых моделей культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников; разработка комплексного учебно-методического обеспечения культурологического образования железнодорожников; организационное обеспечение культурологической составляющей в профессиональной подготовке железнодорожников путем соответствующей подготовки преподавательского состава высших учебных заведений, обеспечение мотивации учения культурологических дисциплин путём выделения в её содержании и акцентировании ее значимости для будущей профессиональной деятельности железнодорожников.

Итак, основными методологическими принципами формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта избраны принципы объективности, всесторонности изучения педагогических процессов и явлений, единства исторического и логического и целостности.

На основе этих методологических принципов мы определили общепедагогические принципы формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта: гуманизации, деятельности, оптимальности, непрерывности.

Взаимодействие целей культурологического образования и профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта следует из идеи целеустремленности и мотивации изучения культурологических дисциплин в высших учебных заведениях студентов технических специальностей. Её педагогическими предпосылками является профессиональная направленность и мотивация обучения культурологических дисциплин специалистов.

Исходя из вышеизложенного, мы формулируем ряд концептуальных основ формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта:

1)        формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта целесообразно рассматривать как педагогическую систему, созданную на основе научно обоснованных подходов, теоретических и практических достижений отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, концепции непрерывного образования, с учётом основных задач формирования отечественной технической интеллигенции;

2)        в процессе формирования профессиональной культуры необходимо тесное взаимодействие профессиональной и культурологической, гуманитарной и технологической составляющих учебно-воспитательного процесса;

3)        теоретическое обоснование формирования профессиональной культуры базируется на принципах философии образования, культурологического и личностно-ориентированного обучения, направленных на подготовку квалифицированного специалиста в соответствии с его способностей, возможностей и потребностей отрасли и объектов их профессиональной деятельности;

4)        содержание и методы культуроведческих дисциплин реализуются для утверждения толерантных принципов жизни и межличностного и профессионального взаимодействия;

5)        профессиональная направленность содержания культурологических дисциплин, которые включают в себя знания из таких наук, как культурология, философия, этика, психология, педагогика, эстетика, религиоведение и др.;

6)        культурологическая направленность и использование культурологического потенциала технических и специальных дисциплин;

7)        непрерывность культурологического образования будущего специалиста;

8)        подготовка преподавателей технических вузов к формированию профессиональной культуры студентов в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, общая цель, которая прогнозирует конечный результат формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников заключается в учете как общих целей формирования профессиональной культуры, так и специфических, обусловленных особенностями профессиональной подготовки будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Профессиональная направленность обучения культурологических дисциплин железнодорожниками реализует единство содержания, форм и методов обучения. Она — целевой ориентир будущих специалистов железнодорожного транспорта на постоянное использование полученных культурологических знаний и умений для профессиональных целей. Профессиональная направленность содержания культурологического образования специалистов железнодорожного транспорта должна иметь не эпизодический характер, а систематически приучать студентов использовать культурологический аппарат к решению профессиональных задач, формировать самостоятельный перенос культурологических знаний, умений и навыков в условиях практической деятельности.

Таким образом, в процессе формирования профессиональной культуры будущих специалистов железнодорожного транспорта целесообразна взаимодействие целей культурологического образования и профессиональной подготовки, гуманитарной и технологической составляющей профессиональной культуры на всех уровнях.

Составляющая содержания культурологического образования выступает как фактор мотивации обучения, она базируется на положении, оптимального сочетания гуманизации образования с её профессионализацией, поскольку культурологическое образование является важной предпосылкой становления компетентности специалиста-железнодорожника.

Общая культурологическая подготовка будущих железнодорожников в высших учебных заведениях рассматривается как система. Ведущей является идея, что вся профессиональная подготовка железнодорожника должна быть культурологической направления, опираться на опыт довузовской подготовки и создавать предпосылки для культурологической подготовки в системе последипломного образования.

Таким образом, непрерывная культурологическая подготовка железнодорожника должно охватывать весь период его профессиональной деятельности, начиная с этапа профориентации и отвечать требованиям образования на протяжении всей жизни. Аналогично, культурологический компонент должен присутствовать и в последипломном образовании, который обеспечивает углубление, расширение и обновление профессиональных знаний, умений и навыков. Профессиональное культурологическое образование призвано способствовать дальнейшему развитию общих и специальных знаний, формирование навыков культурного поведения и т. д.

Исходя из выше изложенного, мы обосновываем педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих железнодорожников: научно обоснованный отбор элементов содержания непрерывной культурологической подготовки железнодорожника; единство и целостность системы культурологических знаний и профессиональная направленность культурологической подготовки с максимальным учётом содержания будущей профессиональной деятельности; ориентация культурологических знаний в единстве с профессиональными; формированием качеств личности будущего железнодорожника на основе профессиональной подготовки в техническом вузе.

Литература:

1.                  Болгаріна В. Культурологічний підхід як імператив управління школою / В. Болгаріна // Освіта і управління. –– 2003. –– Т. 6. –– № 3. –– С. 29.

2.                  Бурдьё П. Структуры. Habitus. Практики // Современная социальная теория: Бурдбе, Гидденс, Хабермас / П. Бурдьё; под ред. А. Ледёневой, И. Давыдовой. –– Новосибирск, 1995. –– С. 16––32

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, профессиональная подготовка, культурологическое образование, профессиональная культура, профессиональная культура будущих специалистов, будущий специалист, профессиональная деятельность, непрерывная культурологическая подготовка, культурологическая подготовка, последипломное образование.


Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Разработкой проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности занимались Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев и Р.Р. Юсупов, разработавшие на примере Татарии региональную модель культурологического образования...

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г

По определению, которое предоставляет культурологический словарь, профессиональная культура характеризует уровень и...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, культурологические преобразования оказали существенное влияние на...

Педагогический потенциал культурологического подхода...

культурологический подход, культура, высшее профессиональное образование, современное общество, образование, технический вуз, гуманитарная культура, конкурентоспособный специалист, гуманитарная среда, активная...

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Профессиональная деятельность специалистов, работающих в области железнодорожного транспорта, имеет сложный интегрированный характер, сочетая...

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Профессиональный музыкант сегодня — это специалист, обладающий эстетической, коммуникативной и информационной культурой.

Реализация культурологического подхода к профессиональной...

Культурологический подход к профессиональной подготовке будущих учителей дает возможность избрать культурологическую позицию во взгляде на профессиональную деятельность...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Профессиональная подготовка бакалавров опирается на основные научные подходы (антропологический, культурологический, системный, субъектно-деятельностный...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Разработкой проблем профессиональной подготовки специалистов социально-культурной деятельности занимались Р.З. Богоудинова, Е.Д. Румянцев и Р.Р. Юсупов, разработавшие на примере Татарии региональную модель культурологического образования...

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г

По определению, которое предоставляет культурологический словарь, профессиональная культура характеризует уровень и...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности будущих учителей профессионального образования.

Государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, культурологические преобразования оказали существенное влияние на...

Педагогический потенциал культурологического подхода...

культурологический подход, культура, высшее профессиональное образование, современное общество, образование, технический вуз, гуманитарная культура, конкурентоспособный специалист, гуманитарная среда, активная...

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Профессиональная деятельность специалистов, работающих в области железнодорожного транспорта, имеет сложный интегрированный характер, сочетая...

Культурологический подход к профессиональной подготовке...

Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Профессиональный музыкант сегодня — это специалист, обладающий эстетической, коммуникативной и информационной культурой.

Реализация культурологического подхода к профессиональной...

Культурологический подход к профессиональной подготовке будущих учителей дает возможность избрать культурологическую позицию во взгляде на профессиональную деятельность...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического...

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Профессиональная подготовка бакалавров опирается на основные научные подходы (антропологический, культурологический, системный, субъектно-деятельностный...

Задать вопрос