Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 30.04.2014

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Крылова, Ю. С. Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа / Ю. С. Крылова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 721-724. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10340/ (дата обращения: 05.05.2024).

Интенсивные изменения, происходящиевсоциокультурном пространстве на рубеже двух столетий, затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе все уровни образовательных систем. Современная образовательная парадигмаопирается наподходы, направленные на формирование ценностей и смыслов деятельности, культуры современного специалиста. Культурологический подход является одним из основных методологических подходов к организации образовательного процесса в Петрозаводском музыкальном колледже им. К. Э. Раутио, где профессиональная подготовка студентов лежит в плоскости музыкального искусства и воспитания духовности как ценности художественно-творческой деятельности. Профессиональный музыкант сегодня — это специалист, обладающий эстетической, коммуникативной и информационной культурой.

Один из основоположников культурологии И. Г. Гардер определил культуру как «уровень человечности» и «второе рождение человека», так как только в процессе образования и воспитания человек получает то, что позволяет в процессе жизнедеятельности характеризовать его как человека определенной культуры. Немецкий педагог А. Дистервег отмечал влияние культуры страны, в которой родился человек на принципы культуросообразности воспитания. Русский мыслитель Н. А. Бердяев связывал культуру с духовными традициями предков, основанными на знаках и символах нематериальной деятельности.

В современном научном знании существует огромное количество трактовок культуры как феномена системы ценностей, находящихся в определенной иерархии и социальных процессов, порождающих культурные ценности в определенный исторический период. На наш взгляд, наиболее концептуальным является определение Л. Р. Золотаревой, которая считает, что «культура — это исторически развивающаяся система созданных человеком материальных и духовных ценностей, норм, способов организации поведения и общения; сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной жизнедеятельности общества и процесс развития сущностных сил, творческой деятельности и самореализации человека» [3, с.106].

В данном определении заложен сущностный смысл культуры как среды, в которой формируются установки у субъектов образовательного процесса на художественно-эстетическую деятельность. Активное вовлечение их в сферу этой деятельности способствует раскрытию творческого потенциала, проявляющегося в умении подходить к конкретной задаче или явлению нестандартно, искать и находить оптимальные пути, эффективные методы решения возникающих проблем, в способности к оценочным суждениям и критичности мышления, легкости ассоциирования, в способности вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации.

В данном случае образовательная среда музыкального колледжа a priori влияет на формирование способов творческой деятельности и создание базы практических умений и навыков, способствующих в дальнейшем успешной самореализации специалиста в учреждениях культуры и искусства. Содержание учебного процесса, состоящего из комплекса дисциплин и учебных модулей, исполнительской и педагогической практик, различных видов внеучебной деятельности, предусмотренной государственным образовательным стандартом и инициированной преподавателями колледжа или самими студентами, способствуют профессиональной подготовке будущего специалиста в контексте культуры. Формирование у обучающихся творческого мышления, умения публично демонстрировать креативные достижения в исполнительской сольной или коллективной деятельности подчинено законам культуросообразности.

Н. Н. Шевченко считает, что «принцип культуросообразности как гуманистически ориентированный принцип, определяет отношения между воспитанием и культурой — средой, питающей личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это значит, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять общечеловеческие ценности, а отношение к воспитаннику должно строиться на восприятии его как свободного индивидуума, который способен к самоопределению и самореализации в мире культуры» [6, с.11]. Воспитание «человека культуры» невозможно без индивидуального подхода к личности студента, чья профессиональная деятельность в дальнейшем связана с различными ипостасями специалиста в сфере культуры и музыкальной педагогики: музыкант — педагог — руководитель творческого коллектива.

В связи с этим, учебно-воспитательный процесс в музыкальном колледже при заданных образовательным стандартом параметрах предусматривает индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося в части выбора содержания обучения и способов самореализации. В данном случае сотворчество педагога и учащегося имеет большое значение. Диалог, выстраиваемый в процессе обучения, соотносится с ожидаемыми результатами в случае, если он основан на грамотном изучении, адекватном музыкальном восприятии, профессиональном воспроизведении обучающимися предметов духовной деятельности. Соприкасаясь с произведениями композиторов классиков или сочинениями современников, создавая креативные программы самостоятельно, учащиеся не только включаются в процесс познания нового, но и узнают азы педагогической культуры, построенной на использовании найденных совместно с наставниками способов творческой коммуникации. Эти способы в дальнейшем подлежат транспозиции в собственную педагогическую деятельность выпускника колледжа.

Подчеркивая творческую природу педагогической культуры, В. А. Сластенин отмечает: «Культура — это всегда творчество со всеми характеристиками творческого акта, она всегда рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» ее есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживания и сотворчества, где каждый вновь обретенный элемент культуры не перечеркивает, не отрицает предшествующий пласт культуры» [4, с.16]. Творчество является тем сакральным актом, который предполагает рождение нового знания на основе достижений предыдущих поколений и новых тенденций в области культуры.

Исполнительская деятельность студентов, непосредственно связанная с интерпретацией сочинений известных композиторов, одновременно представляет собой перманентный процесс создания нового. Выступая на академических концертах или участвуя в конкурсных или фестивальных мероприятиях, учащиеся исполняют одну и ту же музыку по-разному, «пропуская» ее сквозь призму личностных переживаний, собственного сценического опыта, инициируя передачу духовных ценностей от исполнителя к слушателю. В процессе такой передачи происходит невольное пересечение традиций, обусловленное временными рамками создания произведения и его современного исполнения. В данном случае культурологический подход, исходя из принципа преемственности, единства традиции и новаторства, реализуется в условиях той или иной культуры, которая является источником, питающим воспитание, средоточием всего наследия человечества, сокровищницей духовно-нравственных богатств, движущей силой развития личности [6, с.11].

Традиции и новаторство тесно переплетаются в образовательном процессе музыкального колледжа. Одним из проявлений такой интеграции является передача ученикам отношения к ценностям культуры в рамках педагогической практики. Осуществляя педагогическую деятельность на занятиях, студенты колледжа передают своим воспитанникам знания о культурологических процессах, учат любить музыку и бережно относится к инструментам, на которых она исполняется. В. И. Андреев указывая на педагогическую закономерность воспитания, считает, что «воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации» [2, с.353].

Ориентация на национальные традиции и народную мудрость, заимствование идеалов из фольклорного наследия и тенденция преемственности прошлого и настоящего, на наш взгляд, должна составлять не только основу содержания этнопедагогики, но и академической педагогической науки. Идея сопричастности к культуре региона, в котором осуществляет свою деятельность Петрозаводский музыкальный колледж им. К. Э. Раутио, воплощается в созданных на основе карело-финского народного эпоса музыкальных спектаклях.

Синтетический жанр, к которому обращаются преподаватели музыкального колледжа и основанный на использовании музыки, слова, танца, не только выполняет функции обучения студентов профессиональным навыкам в рамках образовательного процесса, но и воспитывает интерес у обучающихся к культуре своего края. Воплощение на сцене образов положительных героев, в характере которых заложены черты, присущие северному народу: упорство, отвага, борьба за счастье соотечественников, преданная любовь к близким людям; изучение рунического стиха, которым описывается в том числе процесс создания национальных инструментов и особенностей их звучания, — все это формирует представление об особенностях культуры коренных народов Карелии.

В учебные программы исполнительских отделений включены произведения карельских композиторов. Разучивая эти произведения, студенты колледжа с одной стороны пополняют свой репертуарный багаж, с другой — посредством проигрывания интонаций, характерных для любой национальной музыки, узнают и воспринимают «код» культуры своего региона. Процесс изучения музыки карельских композиторов сопровождается также непосредственным профессиональным общением с ними на творческих встречах и мастер-классах. Уникальный в данном случае опыт позволяет выпускнику колледжа включаться в процесс передачи нематериального наследия от поколения к поколению.

Коммуникативная культура музыканта является важным компонентом его профессионального облика в современных условиях рынка труда и рассматривается как целостное интегральное свойство личности, предполагающее совокупность коммуникативных способностей, качеств, умений и навыков. Межличностное взаимодействие в творческом коллективе, невербальное общение со слушателем на концертах, открытая и эмоциональная подача музыкального материала, экстравертивный характер деятельности в ходе учебного процесса и вне его, навыки адекватного восприятия, воспроизведения и передачи информации о свойствах объектов творческой деятельности составляют основу коммуникативной культуры будущего специалиста.

Воспитание коммуникативной культуры студентов в колледже осуществляется посредством:

-       участия в репетициях творческих коллективов;

-       выступления на различных концертных площадках и для разной целевой аудитории;

-       организации и участия в различных мероприятиях совместно со сверстниками;

-       выступлений на исследовательских конференциях, тематических семинарах, творческих олимпиадах.

Наиболее эффективным дидактическим инструментом, способствующим развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, является проектный метод, который активно используется в образовательном процессе колледжа. Вовлечение студентов всех курсов и в течение всего периода обучения в колледже в международные проекты способствовало формированию их коммуникативных навыков в совместной творческой деятельности с музыкантами разного возраста и другой культуры.

Современные подходы к уровню подготовки специалиста определяют также формирование информационной культуры, которая рассматривается, в том числе, с точки зрения субъект-субъектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей. При этом информационная культура как специфическая часть общей культуры есть одновременно исторически обусловленные уровень, способ (метод) духовно-практического освоения действительности, зафиксированные и передаваемые от поколения к поколению посредством различных материальных носителей [5, с. 85]. Благодаря таким носителям информации ценности культуры становятся всеобщим достоянием.

Медиатека, создаваемая в колледже, включающая записи спектаклей, концертов, конкурсных и проектных мероприятий, позволяет зафиксировать результаты творческих достижений студентов и преподавателей и одновременно передать опыт художественно-творческой деятельности следующим поколениям обучающихся. Качество этих материалов влияет на «чистоту» их восприятия и напрямую связано с формированием эстетической культуры специалиста. Однако, в настоящее время отмечается дефицит развития информационного сознания человека, его ценностных ориентаций при использовании средств информационных технологий, готовности к успешной деятельности в постоянно изменяющихся условиях информационной среды [1, с. 27].

Дефицит компетенций у обучающихся, связанных с информационной культурой, мешает оптимальному использованию ИКТ-технологий в организации образовательного процесса. В данной ситуации целесообразным, на наш взгляд, является комплексное решение проблемы, которое включает осмысление опыта информационной деятельности, привлечение методов, позволяющих адекватно оценивать индивидуальные когнитивные способности студентов, отбор информационных потоков с целью вычленения сегментов, носящих образовательный и воспитательный характер в подготовке будущего специалиста. Таким образом, можно рассматривать культурологический подход как методологическое основание в организации процесса профессиональной подготовки будущего специалиста-музыканта, обладающего в комплексе эстетической, коммуникативной и информационной культурой.

Литература:

1.                  Адольф В. А., Степанова И. Ю. Дидактические аспекты формирования информационной культуры личности. / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова [Текст] // Информатика и образование, № 5. — 2013. С. 27–30.

2.                  Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.

3.                  Золотарева Л. Р. Культурная стратегия образования / Л. Р. Золотарева [Текст] // Вестник Московского университета, Сер. 20, Педагогическое образование. — 2012. — № 4. — С. 105–116.

4.                  Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208с.

5.                  Полякова Г. Феномен информационной культуры в современном обществе / Г. Полякова [Текст] // Власть, № 10. — 2013. — С. 83–86.

6.                  Шевченко Н. Н. Культурологический аспект профессиональной подготовки учителя в художественно-эстетической образовательной среде педагогического вуза: монография. — LAP LAMBERT Academic Publishing / Германия. — 2013. — 168с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная культура, образовательный процесс, музыкальный колледж, будущий специалист, культура, культурологический подход, творческая деятельность, педагогическая культура, педагогическая практика, Петрозаводский музыкальный колледж.


Похожие статьи

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя...

Все эти формы или слагаемые музыкальной культуры личности учителя музыки возникают на основе его музыкально-педагогической деятельности и развитого музыкального сознания. При разработке учебных планов в Кызылординском гуманитарном колледже имени М...

Развитие художественно-эстетической культуры студента...

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическая культура, эстетическая культура, творческое мышление, Узбекистан

Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Педагогическая технология формирования профессиональной культуры будущих специалистов предполагает использование таких ее составляющих компонентов: организационно-целевого, мотивационно-ценностного, профессионально- культурологического.

Педагогический потенциал культурологического подхода...

культурологический подход, культура, высшее профессиональное образование, современное общество, образование, технический вуз, гуманитарная культура, конкурентоспособный специалист, гуманитарная среда...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств. Автор: Лапшина Анна Васильевна. Рубрика: Педагогика.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

Педагогическая культура является сложной системой, состоящей из многоуровневой структуры субъекта педагогической деятельности.

Пространство обсуждения понятия педагогической культуры педагогов в мировой практике очень обширно.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Правовая культура как педагогический феномен. Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды...

образовательное учреждение, педагогический потенциал, музыкально-культурная среда.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете.

Похожие статьи

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя...

Все эти формы или слагаемые музыкальной культуры личности учителя музыки возникают на основе его музыкально-педагогической деятельности и развитого музыкального сознания. При разработке учебных планов в Кызылординском гуманитарном колледже имени М...

Развитие художественно-эстетической культуры студента...

Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическая культура, эстетическая культура, творческое мышление, Узбекистан

Принципы формирования художественно-эстетической компетенции у студентов педагогического колледжа.

Профессиональная культура и ее роль в формировании...

Педагогическая технология формирования профессиональной культуры будущих специалистов предполагает использование таких ее составляющих компонентов: организационно-целевого, мотивационно-ценностного, профессионально- культурологического.

Педагогический потенциал культурологического подхода...

культурологический подход, культура, высшее профессиональное образование, современное общество, образование, технический вуз, гуманитарная культура, конкурентоспособный специалист, гуманитарная среда...

Особенности профессиональной подготовки будущих...

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств. Автор: Лапшина Анна Васильевна. Рубрика: Педагогика.

Педагогическая культура как составляющая профессиональной...

Педагогическая культура является сложной системой, состоящей из многоуровневой структуры субъекта педагогической деятельности.

Пространство обсуждения понятия педагогической культуры педагогов в мировой практике очень обширно.

Урок как культурологический и педагогический феномен

Правовая культура как педагогический феномен. Культурологический подход к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа.

Педагогический потенциал музыкально-культурной среды...

образовательное учреждение, педагогический потенциал, музыкально-культурная среда.

Потенциал образовательной коммуникации и виртуальной среды в обеспечении учебного процесса в университете.

Задать вопрос