Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мухамеджан Т. М., Бимагамбетова Р. Ж. Формирование музыкально-эстетической культуры учителя музыки // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 58-61. — URL https://moluch.ru/archive/144/40793/ (дата обращения: 15.12.2019).



Основной целью современного образования Респблики Казахстан является формирование учителя новой формации, способного к рефлекции, способного ценить и развивать национальные ценности во всех сферах общественной жизни, а также формирование социализированной личности, характеризующийся высокой степенью коммуникативной, информационной и другими компетентностями (1).

Учитель музыки общеобразовательной школы должен осознавать не только цели, задачу своей будущей профессии, но и ту социально-культурную ситуацию, в которой осуществляется деятельность ребенка. Музыкант-педагог не может не анализировать картину реальной музыкальной среды, окужающей школьника дома и на улице. Еще А. В. Луначарский писал: “Нам нужно, чтобы музыкальные творения составляли часть жизни, и поэтому необходимо, чтобы произошла гармоническая стычка между подлинной художественной музыкой и потребностью масс” (2).

Современный учитель музыки — это современный взгляд на роль музыки в обществе, на картину ее бытования в детской и юношеской среде. Это позиция в преодолении сложностей и противоречий эстетико-воспитательного процесса. Учитель музыки осуществляет музыкальное развитие детей, организует и проводит музыкальные занятия, детские праздники и другие культурно-массовые мероприятия, выявляет музыкально-одаренных детей, проводит индивидуальную работу с детьми, дает советы родителям по вопросам воспитания детей музыке, как указанно в особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в группах и классах предшкольной подготовки, определенные в целях и задачах государственной программы развития науки и образования в Республике Казахстан на 2011–2019 годы (3).

Позиция музыканта-педагога в деле воспитания подрастающего поколения во многом должна определяться пониманием того, что музыкальное искусство не является замкнутой художественной средой, а представляет собой социальную, историческую и культурную реальность. Во всех разновидностях музыкального искусства присутствует мировоззренческая позиция художника, которая воздействует на исполнителей и слушателей. Поэтому музыка должна быть носителем общечеловеческих гуманистических идей.

Педагогическое общество Республики Казахстан проводит широкое обсуждение проблем музыкального воспитания детей и подростков. Участники дискуссии и споров сходятся в том, что истоки нового качественного состояния музыкальной культуры лежат в новом качественном состоянии системы музыкально-эстетического воспитания детей.

Учитель музыки призван воспитывать и совершенствовать духовный мир детей, создавать фундамент их музыкальной и эстетической культуры. Воспитывать музыкально-эстетическую культуру ученика может конкурентноспособный, компетентностный специалист.

Анализ содержания профессиональной культуры учителя музыки предполагает учет множества требований, характеризующие способности, желания умения, навыки, моральные и волевые качества специалистов.

Н. Н. Гришанович предлагает графическую модель, отражающую структуру квалификационную характеристику. Основные цели подготовки учителя музыки определились на основании политики в области обеспечения качества образования: подготовка учителя музыки новой формации — формирование духовно-гуманной, гражданско-ответственной, творческой личности, профессионально грамотного специалиста, способного к рефлекции, способного ценить и развивать национальные ценности во всех сферах общественной жизни, формирование социализированной личности, характеризующийся высокой степенью коммуникативной, информационной и другими компетентностями (4).

В исследовании Л. Г. Арчажниковой условная модель будущего специалиста предстает как система общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков учителя, таких направлений в его работе, как организационное, познавательное, эмоциональное, исследовательское, а также требовани которые отражают содержание музыкально-теоретической, дирижерско-хоровой, инструментальной и методической подготовки. Задача формирования музыкально-эстетической культуры здесь соотносится с эмоциональным направлением его деятельности, которое связывается со способностями чутко реагировать на все прекрасное в жизни и искусстве, формировать чувство красоты у учащихся, поддерживать у них увлеченность музыкальным искусством (5).

Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности учителя музыки предстает как часть его общей культуры, в которой выражается способность воспринимать и творить мир музыки в соответствии с нормами эстетического отношения. Музыкально-эстетическая культура личности учителя отражается на его воспитанниках и обуславливает содержательность, форму, объем, воспитательную значимость их совместной деятельности в сфере музыкального искусства.

Освоение и приумножение музыкальной культуры общества отдельной личностью основывается на важнейших компонентах музыкального развития: музыкальной деятельности и музыкальному сознанию, центральной формой которого является музыкально-эстетический идеал.

Уровень музыкальной культуры личности характеризуется комплексом таких проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки и оценки. Все эти формы или слагаемые музыкальной культуры личности учителя музыки возникают на основе его музыкально-педагогической деятельности и развитого музыкального сознания.

При разработке учебных планов в Кызылординском гуманитарном колледже имени М. Маметовой применяются элементы технологии модульного обучения. Содержание дисциплин, в зависимости от тем и количества часов, делятся на модули, в которых указаны формируемые знания, умения, навыки, осваиваемые базовые знания, виды заданий для формирования предметных и профессиональных компетенции, критерии оценки обучающихся. При разработке рабочих учебных программ, в содержание дисциплины внесены до 30 % изменений и дополнений, где определены актуальные направления обучения.

В целях обновления содержания среднего образования и в целях изучения школьниками ценностей и общенародной идеи в патриотическом акте “Вечная страна”, в рамках реализации Плана нации “100 конкретных шагов” по реализации реформ Президента Р. К. Н.А. Назарбаева и определенные в целях и задачах государственной программы развития науки и образования в Республике Казахстан на 2016–2019, указанные в Методическом инструктивном письме Национальной Академии образования имени И. Алтынсарина об особенностях организации учебного процесса в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 2016–2017 учебном году, в содержание рабочих учебных программ дисциплин основной инструмент (баян), концертмейстерство, хоровой класс, постановка голоса, дирижирование, дополнительные инструменты фортепиано, домбра для 1–4 курсов внедрен музыкальный репертуар патриотической тематики, а также дисциплина «Методика музыкального воспитания в школе» пополнилась программами М.Оразалиевой, С.Омаровой для 1 класса по программе 12-летнего образования, а для 2–6 классов пополнились музыкальными темами программы А.Райымбергенова, С. Райымбергеновой, У.Байбосыновой, издательства «Атамура», в соответствии с изменениями и обновлениями в содержании общего среднего образования (3).

Критерии оценки знаний в рабочих учебных программах по специальным дисциплинам состоят из изучаемых музыкальных тем в учебных модулях и соответствующих критерий оценки знаний учебных модулей. При создании рабочей учебной программы учитывались согласие и мнения работодателей. Это связано с тем, что соответствие основных целей, задач и требований преподавателя на производстве и учителя колледжа в вопросах основного образования — актуальная проблема. Предусмотрено овладения студентом тем школьной программы в полном соответствии с модернизированным содержанием образования.

Для личностного совершенствования студентов в образовательных программах проводятся факультативные курсы, влияющие на формирование музыкально-эстетической культуры будущего учителя музыки.

В целях формирования музыкально-эстетической культуры будущего учителя музыки в колледже проводится факультативный курс «Культура классического исполнительства». Результатом является исполнение студентами на высоком уровне цикла классических произведений «Парад теноров» в рамках мероприятия «Наш энтуазизм — нашей Родине!», посвященный 25-летию Независимости РК, который проходил в областной универсальной научной библиотеке имени А.Тажибаева. В 2012–2013 учебном году проводились факультативные курсы: «Реализация национальных ценностей через национальное воспитание», «Основы поликультурного образования», в 2014–2015 учебном году проводились следующие курсы: «Формирование культуры профессионального исполнителя», «Организация досуга молодежи». Цель факультативного курса «Основы поликультурного образования»: развитие социальных и педагогических воззрений по вопросам различных процессов, происходящих в мире, развитие умения сравнительно анализировать особенности, тенденции и принципы поликультурного образования, способствование формированию педагогической культуры. В связи с этим для изучения студентами колледжа мировой культуры, искусства, музыки, прошло воспитательное мероприятие под названием «Под единым шаныраком», которое организовала преподаватель М. Макашева.

Сложная система музыкально-эстетической культуры учителя музыки предстает как мера эстетического освоения им музыкальной культуры обществаи творческой самоотдачи в педагогической деятельности. Музыкально-эстетическая культура личности выступает как единство теоретических знаний, навыков, компетенций, полученных в психолого-педагогических, музыкально-теоретических циклах, и позволяет осознанно использовать знания методики музыкального воспитания во время занятий.

Компоненты образовательных программ, способствующие личностному развитию, формирующие профессиональные компетенции, развивающие творческие способности учителя музыки, проявляются для достижения профессиональных, развивающих, воспитательных целей. Каждый учитель музыки, в целях повышения интереса к дисциплине, активно использует интерактивную доску, электронные учебники, по видам занятий показывают мастер-классы, основанные на новых педагогических технологиях.

Таким образом, музыкально-эстетическая культура личности учителя музыки рассматривается нами как основание для требований к специалисту: к свойствам личности педагога, к профессионально значимым качествам. Здесь музыкально-эстетическая культура выступает как условие и предпосылка, определяющие эффективность будущего учителя музыки. Вопрос о формировании музыкально-эстетической культуры будущего учителя музыки должен быть стержнем, определяющим все формы и виды работ по подготовке квалифицированного учителя музыки.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319-III.
  2. Луначарский А. В. Основы художественного образования// Собр.соч.-М.,967.- Т. 7. — С.448
  3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан № 1118 от 7 декабря 2011 г.
  4. Гришанович Н. Н. Модель специалиста (выпускника педагогического института по специальности № 2119 «Музыка и пение») / Минск: Минск, пед. ин-т, 1985. — С.34
  5. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки: книга для учителей / Л. Г. Арчажникова. — Москва: Просвещение, 1984. — 109 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкально-эстетическая культура, музыкальное искусство, будущий учитель музыки, учитель музыки, Казахстан, поликультурное образование, музыкальная культура, общественная жизнь, музыкально-эстетическая культура личности учителя музыки, критерий оценки знаний.


Похожие статьи

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Музыка Казахстана: проблемы образования.

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры».

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры. [1]. Жанр классической хоровой музыки заложили классики XIX века — А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Вкус и кругозор являются важнейшими компонентами эстетической культуры личности учащихся. Эти две категории (вкус и кругозор) тесно...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

формирование музыкальной культуры; развитие музыкальных способностей подростков

Безусловно, классический репертуар по праву является основой воспитания музыкально-эстетической культуры подростка.

Значение курса «История узбекской музыки» в профессиональной...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская музыкальная культура, исторический процесс, музыкальное явление, студент, студент знания, современная узбекская музыка, многообразие связей, Азия.

Некоторые особенности современного музыкального...

Музыка и искусство уже в силу своей внутренней природы должны быть главной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждого будущего учителя. Ведь музыкальная педагогика — искусство, требующее от людей...

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен:  выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые

 понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальный дидактизм, Россия, музыкальная деятельность, музыкальное творчество, музыкальный эстетизм, начальная...

Похожие статьи

Школы Казахстана в контексте образования мировой...

Музыка Казахстана: проблемы образования.

Технология выполнения заданий дистанционного учебного курса «Музыкально-сценическое искусство в контексте мировой художественной культуры».

Новые тенденции в хоровой музыке Казахстана | Статья...

Хоровое искусство — не только неповторимое богатство прошлого, но и источник развития музыкальной культуры. [1]. Жанр классической хоровой музыки заложили классики XIX века — А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, П. Чайковский...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Вкус и кругозор являются важнейшими компонентами эстетической культуры личности учащихся. Эти две категории (вкус и кругозор) тесно...

Музыкально-эстетическое развитие подростка в современной...

формирование музыкальной культуры; развитие музыкальных способностей подростков

Безусловно, классический репертуар по праву является основой воспитания музыкально-эстетической культуры подростка.

Значение курса «История узбекской музыки» в профессиональной...

узбекская музыка, музыкальное искусство, узбекская музыкальная культура, исторический процесс, музыкальное явление, студент, студент знания, современная узбекская музыка, многообразие связей, Азия.

Некоторые особенности современного музыкального...

Музыка и искусство уже в силу своей внутренней природы должны быть главной частью любого воспитания, а для этого они должны стать частью образования каждого будущего учителя. Ведь музыкальная педагогика — искусство, требующее от людей...

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство...

Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен:  выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые

 понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальный дидактизм, Россия, музыкальная деятельность, музыкальное творчество, музыкальный эстетизм, начальная...

Задать вопрос