Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 07.03.2016

Статья просмотрена: 861 раз

Библиографическое описание:

Голубцова М. В. Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность // Молодой ученый. — 2016. — №5.3. — С. 10-11. — URL https://moluch.ru/archive/109/26750/ (дата обращения: 23.10.2018).



 

Педагогическая профессия, будучи по своей сущности сложной и многогранной, предъявляет множество требований к педагогу-музыканту. Совершенствование различных сторон единой по своей структуре педагогической деятельности требует от учителя музыки овладения специальными знаниями, навыками, умениями, что, в свою очередь, ведет к развитию педагогических способностей и в итоге к овладению педагогическим мастерством. Доказано, что социально-культурный опыт в применении к музыкально-педагогическому образованию означает профессиональную компетентность и методическую оснащенность. Нейгауз подчеркивал, что «учитель на любом инструменте… должен быть толкователем музыки… историком музыки и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта и игры на фортепиано» [1, с.185].

Педагогу важно в совершенстве овладеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности.

Первый метод — наблюдение, при котором внимание сосредотачивается не на субъективных переживаниях личности, а на анализе ее конкретных действий, помогая постичь психику наблюдаемого. Выяснив психологический склад ученика, педагог сумеет найти наиболее целесообразные пути воздействия на него.

Другим методом, тесно связанным с наблюдением, является беседа. Продуманная беседа позволяет собрать необходимую информацию, выяснить правильность или ошибочность выводов, полученных посредством наблюдения, наметить перспективу развития учащегося, помогает достижению долее тесного контакта между педагогом и учеником. Действенность этого метода связана с необычайной силой слова.

Третий метод, весьма существенный в педагогической работе — эксперимент, предполагающий наблюдения и уточнения посредством беседы, позволяющий объяснить изучаемые психические явления, а не только констатировать их качественные особенности [2, с.18].

Профессионально-педагогическая направленность педагога-музыканта является основным условием формирования и совершенствования не только его отдельных качеств личности, но и приобретением важнейших специальных знаний, умений и навыков. Среди таких умений, прежде всего, выделяются конструктивные, организационные, коммуникативные, гностические, информационные и развивающие.

Формируя и совершенствуя названные знания и умения, учитель музыки должен:

          выявлять в содержании специальных знаний те аспекты, которые приобретают особое значение для работы с учащимися;

          больше уделять внимания использованию поисковых ситуаций, которые вызывают необходимость творческого отношения к решению педагогических задач;

          использовать разнообразные средства и методы обучения (проблемно-поисковые методы, методы эмоционального воздействия, методы стимулирования мотивации);

          постоянно анализировать и оценивать свои педагогические действия, воспитывать в себе чувство самокритичности.

В целях повышения своего профессионального мастерства, педагогу необходимо всегда стоять на исследовательских позициях при нахождении эффективных форм и методов построения учебного процесса [3, с.53].

Синтез исполнительских и педагогических качеств, складывается у учителя музыки не сразу, это сложный, многогранный и развивающийся процесс.

Знакомство педагога-пианиста с основами анализа позволяет ему подходить к пониманию музыкального образа произведений с позиций его культурно-исторической обусловленности. Эти знания тесно связаны с современными достижениями в области научной мысли, а именно с музыкознанием, музыкальной психологией, семиотикой, философией, эстетикой, и дает педагогу знание исторического становления различных музыкальных форм, знание особенностей развития и конкретного строения каждой музыкальной формы.

Для профессионального мастерства первостепенным является знание методики преподавания. Полноценная методическая подготовка дает педагогу знание психолого-педагогических закономерностей учебно-воспитательного процесса и помогает практически использовать передовые методы и приемы музыкального обучения; он может предвидеть и проектировать результаты педагогического воздействия на учащегося, диагностировать процессы формирования исполнительской индивидуальности.

Осуществляя свою деятельность в области индивидуального обучения, педагог обязан:

          знать основные закономерности музыкально-педагогического и музыкально-исполнительского искусства;

          уметь анализировать различные методические концепции индивидуального обучения учащихся;

          понимать сущность индивидуальных музыкальных занятий как одного из действенных средств эстетического развития;

          понимать специфику индивидуальных уроков игры на фортепиано.

Знание методики индивидуального обучения способствует углублению и систематизации теоретических и методических знаний, совершенствованию системы музыкальных представлений на основе методического анализа музыкальных произведений и собственного исполнительского самоанализа во взаимосвязи с конкретным решением художественной задачи, содержательному и выразительному исполнению, развитию умения охватить произведение целостно.

Педагог-музыкант, как и педагог любой другой специальности, работает для будущего. Энергия, затрачиваемая педагогом, дает результаты лишь спустя некоторое время. [4, с.408].

Главным в профессиональной деятельности учителя музыки является педагогическое мастерство, компетентность, инициативность, а также наличие системных знаний не только в области музыки, методики музыкального воспитания, но и в области психологии, культурологии, этики, истории и других гуманитарных науках. Только такой педагог может воспитать образованного человека, творческую личность, способного работать на благо обновленного Казахстана.

 

Литература:

  1. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.: Музыка, 1982. — 185 с.
  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. — Ростов н./Д, «Феникс», 2002. — 18с.
  3. Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 53 с.
  4. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. — М.: Таланты- XXI-век, 2004. — 408 с.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, педагог, индивидуальное обучение, педагогическое мастерство, профессиональное мастерство, учитель музыки.


Похожие статьи

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Профессионализм и педагогическое мастерство...

Критериями педагогического мастерства педагога, по его мнению, “выступают такие признаки его

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм.

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы...

Профессионализм и педагогическое мастерство...

Критериями педагогического мастерства педагога, по его мнению, “выступают такие признаки его

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной...

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений

Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм.

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы...

Профессиональный и личностный рост учителя музыки как...

Библиографическое описание: Макаева Э. Р. Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат

Я ясно понимала, что работа над ОЭР не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания...

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной...

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений

Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства...

Самообразование и самореализация современного учителя...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Профессиональный и личностный рост учителя музыки как...

Библиографическое описание: Макаева Э. Р. Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат

Я ясно понимала, что работа над ОЭР не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Самообразование и самореализация современного учителя...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения.

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Профессионализм и педагогическое мастерство...

Критериями педагогического мастерства педагога, по его мнению, “выступают такие признаки его

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Современные требования к урокам специальных дисциплин...

Задачей каждого преподавателя является решение не узко педагогических задач, а формирование профессионального мастерства будущего учителя музыки с помощью активных форм обучения.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм.

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы...

Профессионализм и педагогическое мастерство...

Критериями педагогического мастерства педагога, по его мнению, “выступают такие признаки его

Педагогический совет на тему: «Педагогическое мастерство преподавателя». Учитель музыки: профессионализм, педагогическое мастерство, компетентность.

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной...

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений

Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм.

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство, чтобы...

Профессиональный и личностный рост учителя музыки как...

Библиографическое описание: Макаева Э. Р. Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат

Я ясно понимала, что работа над ОЭР не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания...

Роль аккомпанирования в контексте профессиональной...

Музыкально-педагогическое образование, решающее задачи подготовки учителей музыки для общеобразовательных учреждений

Созданы профессиограммы учителя музыки, «модель идеального специалиста», выделены компоненты профессионального мастерства...

Самообразование и самореализация современного учителя...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Профессиональный и личностный рост учителя музыки как...

Библиографическое описание: Макаева Э. Р. Профессиональный и личностный рост учителя музыки как цель и результат

Я ясно понимала, что работа над ОЭР не будет успешной, если при этом сам педагог не развивается, не оттачивает свое мастерство, не расширяет знания...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Самообразование и самореализация современного учителя...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная деятельность, личность учителя, компетентный специалист...

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений.

Мастерство учителя в этом случае состоит в том, чтобы очень

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Формирование педагогического мастерства и культуры речи...

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое мастерство, педагогическая деятельность, знание, Национальная

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Задать вопрос