Библиографическое описание:

Тригулова А. Х. Значение курса «История узбекской музыки» в профессиональной подготовке будущих учителей музыки в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1560-1562.



Одним из основных предметов, играющих главную роль в формировании профессиональных знаний о музыкальном искусстве в педагогических университетах (направление «Музыкальное образование») является курс «Истории музыки», который даёт студентам знания о музыкальном искусстве на протяжении огромного исторического периода (от Древнего мира до XXI века).

Курс «Истории музыки» состоит из трех разделов: «Истории зарубежной музыки», «Истории русской музыки» и «Истории узбекской музыки». Каждый из этих разделов рассматривает музыкальное искусство как непрерывно развивающийся социально — исторический процесс, во всем многообразии связей и явлений.

Курс «Истории узбекской музыки», изучается студентами на двух этапах. В бакалавриате и в магистратуре.

В бакалавриате этот предмет даёт студентам знания об узбекской музыкальной культуре по темам, соответствующим программе курса.

Нацеленность программы на формирование ключевых знаний у студентов ставит перед дисциплиной новые методические задачи. Важнейшая из них — достижение такого особого качества знаний, которое позволяет осознать данный предмет как целостно развивающийся мир, связанный со всей духовной и материальной культурой. Это качество связано с системностью знаний.

Методологической основой формирования знаний по истории узбекской музыкальной культуры является исторический аспект, значение которого заключается в том, что каждое музыкальное явление оценивается на фоне исторического процесса, оно соотносится с аналогичными явлениями других эпох, осмысливается его связь с прошлым и направленность в будущее.

Музыкальное искусство рассматривается как непрерывно развивающийся социально-исторический процесс, во всем многообразии связей и явлений (Древняя музыкальная культура Средней Азии; Искусство раннего средневековья (IV—IX века); Музыкальная жизнь в государстве Саманидов (IX—X века); Музыкальная культура в период образования узбекской народности (XI—XV века); Музыкальная культура XVI — XIX веков; Музыкальная культура конца XIX — начала XX века; Современная узбекская музыка.).

Большое внимание в курсе «Истории узбекской музыки» уделяется ознакомлению с важнейшими философско-эстетическими учениями, ставшими основой музыкально-теоретической мысли в Средней Азии. Мы выделяем деятельности Аль-Фараби, который связал науку Востока с античностью, с наукой Древней Греции. Он прославился как комментатор Аристотеля, за что получил почетное имя «второго учителя». Большой вклад внес Аль-Фараби в теорию музыки. Занимаясь вопросами акустики, он пользовался для этого звукорядом лютни (уд), чтобы вычислить интервалы гаммы.

Другой выдающийся ученый Востока Ибн Сина в своих трудах дает сведения о музыке, ее физических свойствах, музыкальных ладах и ритмической основе. В «Книге исцеления» и «Книге спасения» Ибн-Сина развивает акустическую сторону музыкальной науки.

Мы отмечаем значение «Трактата о музыке» Абдурахмана Джами (1414–1492), который продолжил и развил основные музыкально-теоретические положения своих предшественников — ал-Фараби. Ибн-Сины, Абд-аль-Кадира. Как и они, Джами дает интервальные взаимоотношения тонов, выводя их из соотношения частей струн, показывает способ образования основных звукорядов (тетрахорда и пентахорда) и метод образования из них ладов.

Курс «Истории узбекской музыки» направлен на формирование широких, разносторонних знаний об истории Узбекистана, литературе, поэзии и живописи.

Так, при изучении оперного творчества студенты знакомятся с подлинными историческими событиями, происходившими в древней Согдиане в IV в, до и. э. (334 г,), когда произошел захват Александром Македонским согдийских земель, во времена Спитамена (опера «Леопард из Согдианы» И. Акбарова), с великими историческими героями — Улугбек (одноименная опера А. Козловского, «Самаркандская легенда» Г. Мушеля), Тимур Малик (симфоническая поэма М. Ашрафи), Хамза- поэма Д. Закирова и др..

Импульсом для творческой фантазии многих узбекских композиторов послужили древние памятники зодчества, что отразилось на названиях частей: «Биби-ханым», «Регистан», «Медресе Улугбека», «Шах-и Зинда», «Гур Эмир» в «Самарканд хикоялари» («Самаркандские рассказы») И. Акбарова (1972), посвященных 2500-летнему юбилею Самарканда и, естественно, связанных по замыслу с его историческим прошлым.

Знакомясь с музыкально-сценическими произведениями, студенты узнают произведения Навои, которые стали сюжетами оперы «Лейли и Меджнун» Р. Глиэра и Т. Садыкова, одноактного балета на этот же сюжет Икрама Акбарова, оперы «Диларом» М. Ашрафи (по мотивам поэмы А. Навои «Семь планет»), «Фархад и Ширин» В. Успенского и Г. Мушеля и др. Поэма Х. Алимджана, стала сюжетом оперы «Зайнаб и Амон» Т. Садыкова и Б Зейдмана, произведение Тураб Тулы — опера «Свет из мрака» Р. Хамраева и тд.

Весь основной материал по курсу «История узбекской музыки» выстроен по жанровому принципу и это дает возможность нашим студентам четко осознать смену художественно — стилистических эпох и эволюцию важнейших жанров. Таковыми являются темы: вокальная, инструментальная музыка, опера, балет, симфоническая музыка.

Поскольку курс «Истории узбекской музыки» выстроен проблемно, то собственно анализ музыкальных произведений имеет здесь подчиненное значение, являясь либо подготовкой музыкально — исторических обобщений, либо их конкретизацией, тем не менее, студенты имеют возможность четко осознать эволюцию важнейших жанров и форм в творчестве узбекских композиторов.

Известно, что узбекская музыкальная культура XX века обогатилась новыми жанрами, которые включают в себя и традиционно-восточные, и традиционно-западные формы. Знакомясь с темой «Симфоническая музыка», студенты имеют возможность узнать, что в творчестве таких композиторов, как М. Бафоев, появились новые жанровые виды, не сводимые ни к европейским, ни к восточным образцам. Это произведения с двойными жанровыми обозначениями, такие, как «симфония-газель» (для солиста, мужского хора, струнных и ударных М. Бафоева), «симфония — балет» М. Таджиева (вторая программная симфония «Ойгуль и Бахтиер» по сказке X. Алимджана) — сегодня единственный в республике образец симфонии-балета.

Изучая современную узбекскую музыку, студенты знакомятся с такими понятиями, как макомный симфонизм, представленный в творчестве М. Таджиева, который в лучших своих симфониях (Первая, Третья, Пятая, Девятая) интерпретирует жанр симфонии, исходя из музыкальных закономерностей макомов.

Формируя музыкально-исторические и теоретические знания по курсу «Истории узбекской музыке»», мы ставим перед собой конкретную цель: научить студентов осмысливать каждое музыкальное явление с позиций общих культурно-исторических процессов, анализировать музыкальные произведения и иметь представления об их драматургии, выявлять характерные черты стиля того или иного композитора, творческого направления. Студенты должны уметь раскрывать, как воплощаются идеи времени в конкретных музыкальных явлениях, и как данное музыкальное явление оценивается на фоне определенного исторического процесса в целом. В результате, формируются такие качества личности, как творческая активность, самостоятельность, познавательный интерес, компетентность, профессионализм.

Литература:

  1. Давыдова Т. Ю. Современное состояние симфонического творчества (на примере жанра симфонии). в сб. Узбекская музыка на стыке столетий (XX- XXIвв): тенденции, проблемы. Т.2008 с 68
  2. Проблемы современного музыкального искусства. Материалы научно — практической конференции. Т. Гафур Гулям 2006.
  3. Узбекская музыка на стыке столетий (XX –XXI вв): тенденции, проблемы. Т. 2008
  4. Янов Яновская Н. С. Узбекская музыка и XX век Т., 2007
Основные термины (генерируются автоматически): узбекской музыки», «Истории узбекской музыки», Курс «Истории узбекской, «История узбекской музыки», узбекской музыкальной, музыкальное явление, узбекской музыки» направлен, курсе «Истории узбекской, курса «История узбекской, даёт студентам знания, курс «Истории узбекской, узбекской музыкальной культуре, Музыкальная культура, узбекской музыкальной культуры, курсу «Истории узбекской, образования узбекской народности, курсу «История узбекской, «Истории музыки», Узбекская музыка, эволюцию важнейших жанров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос