Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Казань, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Сибирко И. В. Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/261/12833/ (дата обращения: 19.06.2018).



В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Ключевые слова: отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование

Современный этап развития экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны, как отмечают специалисты [2; 4; 6; 7], определяется уровнем интеллектуального развития общества. Образование служит одним из источников экономического роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и использованию на практике инноваций. Кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами [1; 9].

История железнодорожного образования в России неразрывно связана с развитием железных дорог. С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее. Об этом свидетельствуют время и география создания вузов. Первый вуз, положивший начало специализированной подготовке кадров для железных дорог, железнодорожному образованию в целом, был создан в 1809 г., еще до строительства первой железной дороги в Санкт-Петербурге и длительное время обеспечивал потребности всей страны. Затем по мере развития железных дорог в Европейской части и в первую очередь для кадрового обеспечения строительства Транссиба были созданы вузы в Москве и Омске (первоначально располагался в Томске).

Расширение сети железных дорог потребовало подготовки специалистов для Юга России (Ростов-на-Дону), Дальнего Востока (Хабаровск), а также создания еще одного вуза в Сибири (Новосибирск). Была создана опорная сеть вузов в районах наиболее плотной железнодорожной сети и в районах пролегания евро-азиатской магистрали. Затем шло создание дополнительных вузов, усиливающих эту сеть (Екатеринбург, Самара, Иркутск). Иркутский государственный университет путей сообщения был создан в 1975 г., что завершило продолжавшееся почти 170 лет формирование сети железнодорожных вузов. Параллельно шел процесс создания учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов) и филиалов вузов с программами высшего образования, подчинявшийся тем же потребностям размещении мест обучения в районах пролегания железных дорог, расположения крупных железнодорожных узлов.

Следуя за задачами железнодорожного транспорта, головные вузы поэтапно переходили от решения задач индустриализации — массовой подготовки инженеров, в первую очередь — занятых строительством, эксплуатацией транспортной инфраструктуры и транспортных средств — к решению комплексных задач развития фундаментального инженерного образования, подготовки специалистов в новых сферах техники и технологий (информационных, строительных, связи, экологии, безопасности). При этом вузы существовали в составе МПС, полностью выполняя ведомственное задание по подготовке кадров. С 1978 г. была внедрена система целевого приема.

Ситуация изменилась в 2003 году после создания ОАО «РЖД». Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта. К 2009 году, преследуя цель сохранить качество подготовки технических специалистов со средним образованием, бывшие техникумы вошли в структуру вузов в качестве филиалов, произошел процесс преобразования головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы, обеспечивающие подготовку по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (а также обучение по рабочим профессиям, школьное образование и довузовскую подготовку).

При этом вузы вошли в конкурентную среду, вышли на рынок образовательных услуг, сумев привлечь абитуриентов качеством реализуемых образовательных программ. Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и магистратуры [3; 5; 8]. Исходя из интересов отрасли список направлений подготовки расширился, включив в себя новые востребованные направления (логистика и мультимодальные перевозки, информационные технологии, машиностроение, робототехника и т. д.). Несмотря на структурные преобразования в отрасли, в железнодорожной системе образования сохранились объемы подготовки кадров по базовым специальностям для ОАО «РЖД» по программам специалитета.

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей на базе созданного АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», с которым выстроено тесное взаимодействие государственных университетов путей сообщения.

В целом сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней, обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных молодых специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сеть состоит из 9 университетских комплексов, включающих 70 филиалов, расположенных в 57 из 76 субъектов Российской Федерации, где есть железные дороги, в границах всех 16 железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», а также в Монголии. Все университетские комплексы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования, всех видов высшего образования, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования.

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012–2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне каждой дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения — от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД».

В УЦПК проводится профессиональная подготовка (обучение профессии впервые, получение второй или смежной профессии, переподготовка (например, обучение новому подвижному составу) более, чем по 100 профессиям. Разработка учебных планов и программ по соответствующим профессиям осуществляется на основании квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) авторскими коллективами, сформированными из наиболее подготовленных и авторитетных преподавателей УЦПК, специалистов филиалов и научных работников. Данные программы проходят рецензирование, согласование и утверждаются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим соответствующее направление работы в компании. В УЦПК работает более 1,6 тыс. преподавателей, для которых регулярно организуются курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства.

В связи с увеличением потребности холдинга «РЖД» в проведении профессиональной подготовки рабочих и служащих в УЦПК и для повышения качества их обучения реализуется инвестиционная программа по развитию материально-технической базы учебных центров. Учебно-лабораторная база УЦПК оборудована, в целом, современными средствами обучения. Она состоит из 300 электронных тренажеров, 150 компьютерных классов, около 4,0 тыс. персональных компьютеров с 250 компьютерными программами (обучающие, тестирующие, экзаменационные), 68 учебных площадок и полигонов, 32 мастерских и других ресурсов (макеты, видеофильмы). Учитывая активное поступление на сеть новой техники и технологий, процесс обновления инфраструктуры УЦПК осуществляется постоянно. Для совершенствования системы управления профессиональным обучением рабочих и служащих ОАО «РЖД» создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала.

В заключение, необходимо отметить, что сегодня одной из приоритетных задач системы железнодорожного образования является обеспечение высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического профиля. В этой связи в компании развивается система бизнес-образования, направленная на подготовку специалистов в сфере логистики и управления цепями поставок.

Литература:

  1. Бажуткин, Д. Г. Приоритетные повышения качества услуг: монография. — Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  2. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  3. Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З. М. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–1 (66–1).
  4. Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность понятия «инновационный вуза // и управление. — 2011. — № 5. — С. 135–137.
  5. Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
  6. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Ривчун Т. Е. Высшее заведение — эффективный национальной экономики взгляд): Монография, «РГУТиС». — М., 2010.
  8. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  9. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожное образование, вуз, профессиональное образование, программа, подготовка специалистов, железнодорожный транспорт, дорога, дополнительное профессиональное образование, высшее образование, сфера логистики.

Ключевые слова

отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос