Автор: Сибирко Иван Владимирович

Рубрика: 7. Отраслевая экономика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 03.08.2017

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Сибирко И. В. Корпоративная система образования как основа развития кадрового потенциала российских железнодорожных дорог [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 43-45.



В статье рассмотрена система железнодорожного образования как фактор развития кадрового потенциала отрасли. Сделан вывод о необходимости развития корпоративного бизнес-образования в сфере логистики и управления цепями поставок.

Ключевые слова: отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование

Современный этап развития экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где благополучие страны, как отмечают специалисты [2; 4; 6; 7], определяется уровнем интеллектуального развития общества. Образование служит одним из источников экономического роста страны, поскольку делает более производительным труд каждого отдельного человека и повышает способность к восприятию и использованию на практике инноваций. Кадры работают не только производительнее, с использованием более сложных средств труда, но и лучше распоряжаются ресурсами [1; 9].

История железнодорожного образования в России неразрывно связана с развитием железных дорог. С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее. Об этом свидетельствуют время и география создания вузов. Первый вуз, положивший начало специализированной подготовке кадров для железных дорог, железнодорожному образованию в целом, был создан в 1809 г., еще до строительства первой железной дороги в Санкт-Петербурге и длительное время обеспечивал потребности всей страны. Затем по мере развития железных дорог в Европейской части и в первую очередь для кадрового обеспечения строительства Транссиба были созданы вузы в Москве и Омске (первоначально располагался в Томске).

Расширение сети железных дорог потребовало подготовки специалистов для Юга России (Ростов-на-Дону), Дальнего Востока (Хабаровск), а также создания еще одного вуза в Сибири (Новосибирск). Была создана опорная сеть вузов в районах наиболее плотной железнодорожной сети и в районах пролегания евро-азиатской магистрали. Затем шло создание дополнительных вузов, усиливающих эту сеть (Екатеринбург, Самара, Иркутск). Иркутский государственный университет путей сообщения был создан в 1975 г., что завершило продолжавшееся почти 170 лет формирование сети железнодорожных вузов. Параллельно шел процесс создания учебных заведений среднего профессионального образования (техникумов) и филиалов вузов с программами высшего образования, подчинявшийся тем же потребностям размещении мест обучения в районах пролегания железных дорог, расположения крупных железнодорожных узлов.

Следуя за задачами железнодорожного транспорта, головные вузы поэтапно переходили от решения задач индустриализации — массовой подготовки инженеров, в первую очередь — занятых строительством, эксплуатацией транспортной инфраструктуры и транспортных средств — к решению комплексных задач развития фундаментального инженерного образования, подготовки специалистов в новых сферах техники и технологий (информационных, строительных, связи, экологии, безопасности). При этом вузы существовали в составе МПС, полностью выполняя ведомственное задание по подготовке кадров. С 1978 г. была внедрена система целевого приема.

Ситуация изменилась в 2003 году после создания ОАО «РЖД». Учебный комплекс высшего и среднего профессионального образования был оставлен в государственной собственности, сохранив ведомственную принадлежность в лице учредителя — Федерального агентства железнодорожного транспорта. К 2009 году, преследуя цель сохранить качество подготовки технических специалистов со средним образованием, бывшие техникумы вошли в структуру вузов в качестве филиалов, произошел процесс преобразования головных университетов в вертикально интегрированные университетские комплексы, обеспечивающие подготовку по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования (а также обучение по рабочим профессиям, школьное образование и довузовскую подготовку).

При этом вузы вошли в конкурентную среду, вышли на рынок образовательных услуг, сумев привлечь абитуриентов качеством реализуемых образовательных программ. Одновременно вузы железнодорожного транспорта внедрили принципы Болонской системы и начали развивать программы бакалавриата и магистратуры [3; 5; 8]. Исходя из интересов отрасли список направлений подготовки расширился, включив в себя новые востребованные направления (логистика и мультимодальные перевозки, информационные технологии, машиностроение, робототехника и т. д.). Несмотря на структурные преобразования в отрасли, в железнодорожной системе образования сохранились объемы подготовки кадров по базовым специальностям для ОАО «РЖД» по программам специалитета.

Одновременно в ОАО «РЖД» получила развитие корпоративная система подготовки и повышения квалификации рабочих кадров на базе ранее созданных и новых дорожных технических школ. С 2010 г. начала складываться система бизнес-образования руководителей на базе созданного АНО «Корпоративный университет ОАО «РЖД», с которым выстроено тесное взаимодействие государственных университетов путей сообщения.

В целом сложилась сбалансированная система непрерывной подготовки кадров всех уровней, обеспечивающая в полном объеме потребности отрасли в квалифицированных молодых специалистах с развитыми практическими компетенциями. Сеть состоит из 9 университетских комплексов, включающих 70 филиалов, расположенных в 57 из 76 субъектов Российской Федерации, где есть железные дороги, в границах всех 16 железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», а также в Монголии. Все университетские комплексы реализуют образовательные программы всех уровней: среднего профессионального образования, всех видов высшего образования, подготовки научных кадров, дополнительного профессионального образования.

В целях совершенствования системы подготовки рабочих кадров в 2012–2013 годах проведена реорганизация структурных образовательных подразделений ОАО «РЖД». На базе технических школ и учебных центров созданы 15 учебных центров профессиональных квалификаций (УЦПК) железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», имеющих в своем составе 62 подразделения. Внедрение данной модели позволило выстроить единую образовательную вертикаль на полигоне каждой дороги, которая эффективно решает весь спектр задач по организации полного цикла обучения — от комплексного планирования до оценки качества подготовки рабочих основных профессий ОАО «РЖД».

В УЦПК проводится профессиональная подготовка (обучение профессии впервые, получение второй или смежной профессии, переподготовка (например, обучение новому подвижному составу) более, чем по 100 профессиям. Разработка учебных планов и программ по соответствующим профессиям осуществляется на основании квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) авторскими коллективами, сформированными из наиболее подготовленных и авторитетных преподавателей УЦПК, специалистов филиалов и научных работников. Данные программы проходят рецензирование, согласование и утверждаются вице-президентом ОАО «РЖД», курирующим соответствующее направление работы в компании. В УЦПК работает более 1,6 тыс. преподавателей, для которых регулярно организуются курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конкурсы профессионального мастерства.

В связи с увеличением потребности холдинга «РЖД» в проведении профессиональной подготовки рабочих и служащих в УЦПК и для повышения качества их обучения реализуется инвестиционная программа по развитию материально-технической базы учебных центров. Учебно-лабораторная база УЦПК оборудована, в целом, современными средствами обучения. Она состоит из 300 электронных тренажеров, 150 компьютерных классов, около 4,0 тыс. персональных компьютеров с 250 компьютерными программами (обучающие, тестирующие, экзаменационные), 68 учебных площадок и полигонов, 32 мастерских и других ресурсов (макеты, видеофильмы). Учитывая активное поступление на сеть новой техники и технологий, процесс обновления инфраструктуры УЦПК осуществляется постоянно. Для совершенствования системы управления профессиональным обучением рабочих и служащих ОАО «РЖД» создан Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала.

В заключение, необходимо отметить, что сегодня одной из приоритетных задач системы железнодорожного образования является обеспечение высококвалифицированными кадрами новых направлений деятельности ОАО «РЖД», в первую очередь транспортно-логистического профиля. В этой связи в компании развивается система бизнес-образования, направленная на подготовку специалистов в сфере логистики и управления цепями поставок.

Литература:

  1. Бажуткин, Д. Г. Приоритетные повышения качества услуг: монография. — Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  2. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  3. Мицук, И.В., Охотников, И.В., Казакбаев, З. М. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 1–1 (66–1).
  4. Никитин, В.А., Белоусов, И. В. Сущность понятия «инновационный вуза // и управление. — 2011. — № 5. — С. 135–137.
  5. Охотников, И. В. Магистерская диссертация. Учеб. пособие. — М.: МАКС Пресс, 2011.
  6. Охотников, И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Ривчун Т. Е. Высшее заведение — эффективный национальной экономики взгляд): Монография, «РГУТиС». — М., 2010.
  8. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  9. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): ОАО «РЖД», железных дорог, профессионального образования, среднего профессионального образования, дорог-филиалов ОАО «РЖД», железных дорог-филиалов ОАО, железнодорожного образования, дополнительного профессионального образования, подготовки кадров, подготовки рабочих, железнодорожного транспорта, развития кадрового потенциала, университет ОАО «РЖД», управления цепями поставок, высшего образования, система железнодорожного образования, учебных центров, подготовки специалистов, образовательных подразделений ОАО, создания ОАО.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос