Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Полетаев А. А., Хаверова Н. В. Кадровая политика как инструмент стратегического управления персоналом ОАО «РЖД» в условиях экономических реформ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13488/ (дата обращения: 22.10.2018).



В статье проанализированы стратегические приоритеты кадровой политики российских железных дорог. Сделан вывод о необходимости укрепления связей между Компанией и образовательными учреждениями, направленных на совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для железнодорожной отрасли.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровый потенциал, стратегическое управление персоналом, принципы кадровой политики.

Успехи и неудачи предприятия — это в первую очередь успехи и неудачи в управлении персоналом. Успешная деятельность железнодорожного транспорта в условиях реформирования отрасли требует выработки новой кадровой политики. Современная стратегия и механизм кадровой политики определяется как стратегия управления человеческими ресурсами отрасли, основанной на согласовании социально-экономических интересов работников с интересами производства, технологической дисциплиной железнодорожного транспорта и результатами деятельности отрасли. Механизм реализации кадровой политики, как отмечают специалисты [7; 8; 10], предполагает создание стройной системы профессиональной службы персонала, определяющей трудовые отношения и гарантии, дисциплину и ответственность работников.

Основными направлениями кадровой политики на современном этапе становятся: формирование единой стратегии управления и развития отрасли; внедрение экономических стимулов и социальных гарантий; проведение скоординированной единой тарифной политики и оплаты труда на всех уровнях производства и управления; внедрение новых форм и методов образования кадров, их подготовки и переподготовки; совместная работа с профсоюзами по обеспечению высокого уровня управления кадрами.

Наиболее важным направлением, как считают специалисты [2; 5; 9], сегодня становится решение задач обеспечения процесса постоянного и всестороннего развития кадров, совершенствование их знаний, профессиональных навыков, умений и рационального их использования. Это не только подбор кадров нужной квалификации, но и организация нового механизма, основанного на интересе работника, согласованном с интересами отрасли, предприятия, социальных гарантиях, обеспечивающих постоянное повышение квалификации и профессионализма, формирование резерва для регулирования движения кадров в целях замещения более высоких должностей или ротации в соответствии с их способностями и знаниями. Особая роль в кадровой политике отводится формированию руководящих кадров, основанному на долгосрочном и текущем планировании в этой области, базирующемуся на так называемых программах управления карьерой руководителей. Предусматривается индивидуальное планирование карьеры каждого руководителя и специалиста с учетом потребностей предприятия качеств кандидата на выдвижение на основе оптимальной увязки различных стимулов и гарантий с перспективой продвижения по должности.

Кадровая политика, стратегия ее реализации, принципы работы с кадрами предполагает, создание соответствующего организационного механизма, способного решать эти задачи, создавая необходимые условия для осуществления кадровой работы по всем ее видам. Кадровая политика железнодорожного транспорта в условиях реформирования экономики должна основываться на нормативно-правовой базе, регламентирующей механизм ее реализации. Это предполагает разработку правовой основы организации и деятельности железнодорожного транспорта, четкое определение правового положения различных категорий его работников. В этой связи разработано соответствующее Положение о профессиональной службе персонала на железнодорожном транспорте [6].

Задачи развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года будут решены во многом за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области государственного управления и железнодорожного транспорта. Для обеспечения качественного образовательного процесса необходим выход на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе по новым направлениям подготовки в области логистики, межтранспортного взаимодействия, а также по тем направлениям, которые нуждаются в узкой специализации применительно к железнодорожному транспорту [3; 4; 10].

Для выполнения указанных мероприятий, как отмечается в Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года необходимо [1]:

‒ разработать методику прогнозирования потребностей железнодорожного транспорта в кадрах с учетом уровня требуемого образования, категории и специализации, обеспечивающую планирование и подготовку специалистов, адаптированных к выполнению перспективных задач железнодорожного транспорта;

‒ стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов и позволяющих предоставить полный образовательный цикл и все виды непрерывного обучения;

‒ обеспечить подготовку специалистов по мобилизационной подготовке на железнодорожном транспорте;

‒ разработать правовую базу с целью предоставления рабочих мест студентам образовательных учреждений для прохождения производственной и преддипломной практики и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства;

‒ развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, стимулировать подготовку научно-педагогических кадров, повышение их квалификации;

‒ синхронизировать обучение в образовательных учреждениях с процессом введения новых уровней образования, ускорение процесса утверждения государственных образовательных стандартов по новым направлениям подготовки (специальностям) на основе разработанных в отрасли профессиональных (квалификационных) стандартов;

‒ укреплять связи между работодателями и образовательными учреждениями, развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров, иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов;

‒ расширять сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов;

‒ внедрять интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием компаний транспортного комплекса и образовательных учреждений;

‒ проводить эффективную молодежную политику, направленную на стимулирование трудоустройства выпускников учебных заведений по специальности и установление с ними длительных стабильных трудовых отношений, а также на мотивацию приобретения знаний и практических навыков, которые позволят сократить период адаптации молодых специалистов к производственным условиям;

‒ использовать в интересах развития кадрового потенциала договоры о социальном партнерстве;

‒ проводить согласованную долгосрочную политику, направленную на повышение престижности железнодорожных профессий;

‒ определить и развивать механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и более эффективный (в части затрат) характер деятельности по управлению человеческими ресурсами в сфере железнодорожного транспорта.

Литература:

  1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. (утвержд. Правительством РФ от 17.06.2008. № 877-р) // press.rzd.ru
  2. Барков С. А., Зубков В. И. Социология организаций. — М. Издательство Юрайт, 2013.
  3. Евдокименко, А.А., Охотников, И. В. Стратегические приоритеты и риски развития ОАО «РЖД» как электросетевой компании // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. –М.: МАКС Пресс, 2016.
  4. Казакбаев, З.М., Мицук, И.В., Охотников, И. В. Модель интегральной оценки качества образовательных услуг в системе мониторинга инновационного потенциала вуза // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  5. Охотников И. В. Социальное партнерство как основа развития кадрового потенциала и повышения производительности труда на железнодорожном транспорте России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. — С. 86–88.
  6. Охотников И. В., Сибирко И. В. Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ. — М. МАКС Пресс, 2013.
  7. Петров, М. И. Безопасность и персонал. — М.: Научная книга, 2014.
  8. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия /Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  9. Управление человеческими ресурсами. В 2 ч. / Под ред. С. А. Баркова, В. И. Зубкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016.
  10. Хусаинов, Ф. И. Экономические реформы на железнодорожном транспорте: монография. — М.: Издательский Дом «Наука», 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, кадровая политика, подготовка специалистов, Российская Федерация, кадровый потенциал, профессиональная служба персонала, направление подготовки, кадр, специалист, учреждение.

Похожие статьи

Кадровая политика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»...

...железнодорожный транспорт, кадровая политика, подготовка специалистов, Российская Федерация, кадровый потенциал, профессиональная служба персонала, направление подготовки, кадр, специалист, учреждение.

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Исторически обусловленная единая система подготовки кадров высшей школой в советский период запрограммировала на многие годы вперед сходство...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как...

Выбор функциональных направлений развития кадрового потенциала основывается на

Развитие персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ОАО

В настоящее время низкое качество подготовки специалистов высшими учебными...

Корпоративная система образования как основа развития...

Ключевые слова: отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование.

С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования...

Ключевые слова: человеческие ресурсы, кадры, персонал, кадровый потенциал, управления кадровым потенциалом, мотивация.

Кадры. Основной (штатный) состав работников учреждения, предприятия той или иной отрасли деятельности.

Профессионально важные качества личности сотрудников...

расстановка кадров, компания, служба управления, сотрудник, работник, начало работы, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих работников, квалификация исполнителя...

Кадровый потенциал государственной и муниципальной службы

Зарубежный опыт формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Обеспечение государственной службы высокопрофессиональными и ответственными кадрами — это проблема не чисто российская.

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической...

Ключевые слова: кадровый потенциал, развитие персонала, экономическая безопасность, конкурентоспособность компании. Основным объектом системы управления экономической безопасностью железнодорожного транспорта является персонал ОАО «РЖД».

Зарубежный опыт организации работы с кадровым резервом на...

направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей.

кадровый резерв, Российская Федерация, государственная служба, дополнительное профессиональное образование, профессиональное развитие, служащий...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Кадровая политика ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»...

...железнодорожный транспорт, кадровая политика, подготовка специалистов, Российская Федерация, кадровый потенциал, профессиональная служба персонала, направление подготовки, кадр, специалист, учреждение.

Проблема профессиональной подготовки специалистов...

Проблема профессиональной подготовки специалистов железнодорожного транспорта в ХХ — начале ХХІ столетия.

Исторически обусловленная единая система подготовки кадров высшей школой в советский период запрограммировала на многие годы вперед сходство...

Корпоративная система развития кадрового потенциала как...

Выбор функциональных направлений развития кадрового потенциала основывается на

Развитие персонала, подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ОАО

В настоящее время низкое качество подготовки специалистов высшими учебными...

Корпоративная система образования как основа развития...

Ключевые слова: отраслевое образование; кадровый потенциал; развитие персонала; бизнес-образование.

С самого начала становления отрасли ориентиром стало опережающее создание системы подготовки кадров для нее.

Кадровый потенциал организации: особенности формирования...

Ключевые слова: человеческие ресурсы, кадры, персонал, кадровый потенциал, управления кадровым потенциалом, мотивация.

Кадры. Основной (штатный) состав работников учреждения, предприятия той или иной отрасли деятельности.

Профессионально важные качества личности сотрудников...

расстановка кадров, компания, служба управления, сотрудник, работник, начало работы, профессиональная подготовка, профессиональная подготовка будущих работников, квалификация исполнителя...

Кадровый потенциал государственной и муниципальной службы

Зарубежный опыт формирования кадрового потенциала государственной и муниципальной службы. Обеспечение государственной службы высокопрофессиональными и ответственными кадрами — это проблема не чисто российская.

Кадровый потенциал в системе обеспечения экономической...

Ключевые слова: кадровый потенциал, развитие персонала, экономическая безопасность, конкурентоспособность компании. Основным объектом системы управления экономической безопасностью железнодорожного транспорта является персонал ОАО «РЖД».

Зарубежный опыт организации работы с кадровым резервом на...

направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей.

кадровый резерв, Российская Федерация, государственная служба, дополнительное профессиональное образование, профессиональное развитие, служащий...

Задать вопрос