Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Панкова О. М., Куриленко В. И., Скокова Л. В., Савоненко М. Н., Кошевая О. Г. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 42-44. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14850/ (дата обращения: 27.06.2019).



Проблема воспитания ответственного отношения к окружающей природной среде все больше привлекает внимание учителей начальных классов и ученых-методистов. В чем сущность экологического просвещения? Какие экологические понятия доступны для восприятия младших школьников? Каковы особенности воспитания бережного отношения к природе как одного из элементов экологической культуры школьника? При каких методических условиях оно может дать наибольший педагогический эффект? Далеко не на все вопросы можно сегодня дать четкий и исчерпывающий ответ. В программах начальной школы заметно усилен аспект образования младших школьников в области охраны окружающей среды, что нацеливает учителей, методистов, ученых на поиск путей и методов совершенствования этой стороны образования.

Известно, что межпредметный подход в обучении, как общедидактический принцип, направлен на преодоление такого недостатка, как разрозненность знаний, формируемых в процессе изучения детьми школьных дисциплин. Экологическое образование, по мнению ученых, как раз и создает реальные возможности для осуществления межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.

В поисках действенных форм и методов осуществления экологического образования младших школьников на межпредметной основе нами были разработаны учебные задания для всех четырех классов. Первая группа заданий соответствует периоду обучения в 1–2 классах и основывается на материале курса «Окружающий мир», а вторая — обучению в 3–4 классах и основывается на материале курса «Краеведение». Учитывая межпредметность как общий подход к моделированию системы учебных заданий экологического характера, ведущую роль оставляли за этими предметами. Все задания интегрируются вокруг стержневой идеи «Человек и его труд в природе». Именно эта идея логически связывает задания ведущих двух предметов с учебными заданиями по другим предметам начальной школы: литературному чтению, технологии, математике, музыке и т. д.

Экологические знания учащихся объединяются или группируются вокруг ведущих идей, например: «природа — единое целое», «человек — часть живой природы», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества» и ряда других.

В основе каждого учебного задания лежит одна или несколько ведущих идей, независимо от того, на уроках какого предмета или в ходе какой внеурочной работы это задание выполняется учащимися. Ведущая идея помогает учителю определить учебно-воспитательные задачи каждого задания, выявить системообразующие связи его с другими заданиями.

Например, при разработке учебных заданий к теме «Наш дом» (1 класс) ряд заданий объединялись идеей использования человеком животного мира и его охраны. Вот эти задания:

  1. Выполняется на уроках «Окружающий мир». В рабочей тетради даны рисунки с изображением кошки, собаки, коровы и их жилищ. Ученики должны назвать, какие животные изображены на рисунке, как называются их жилища, и провести стрелки-указатели от животного к его жилищу.
  2. Выполняется на уроке литературного чтения. Дети рассматривают рисунок, где нарисована упряжка собак с нартой, собака-поводырь и собака с пограничником. Дети составляют устный рассказ по одному из сюжетов. Проводится беседа на тему «Собака — друг человека».
  3. Выполняется на уроке математики. Учащимся предлагается решить задачу: «Хозяйка вырастила 10 уток и 15 гусей. Сколько домашней птицы вырастила хозяйка?»
  4. Выполняется на уроке русского языка. Дети рассматривают рисунки домашних животных и отгадывают предложенные учителем загадки.

Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, а сзади метла.

По горам, по долам

Ходит шуба и кафтан.

Красные лапы, длинная шея,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

Учитель предлагает написать под соответствующим рисунком отгадки (корова, овца, гусь, петух) и ответить на вопросы: как человек использует этих животных в своем хозяйстве? Как он о них заботится? Какие из этих животных есть в вашем домашнем хозяйстве?

  1. Выполняется на уроке музыки. Учащиеся разучивают песню «Кот Васька» (муз. Г.Лобачева). После беседы о музыкальных особенностях песни учитель ставит им еще и такие вопросы: о каком домашнем животном говорится в песне? Опишите его внешний вид словами из песни. Что помогает коту Ваське удачно охотиться на мышей? Ответьте на этот вопрос словами песни из 2-го и 3-го куплетов.

В содержание учебных заданий мы включаем такие вопросы, которые помогают учащимся увидеть ценность природы для общества и человека: красоту, богатство ее кладовых, используемых человеком и вместе с тем незащищенность перед ним, чрезвычайную ранимость. Дети узнают, какова роль растений и животных в природе, а также для жизни и здоровья человека. В результате учащиеся приходят к выводу, что необходимо рационально использовать ресурсы природы и постоянно восполнять их.

При составлении заданий мы опирались на результаты исследований известных психологов, изучающих особенности эмоциональной сферы младших школьников. Учитывалась впечатлительность детей, их импульсивность, склонность к сопереживанию и т. д. Содержание заданий таково, что они помогают учителю поддерживать эмоциональный тонус уроков, не снижая при этом направленного интереса к изучаемому материалу.

Учитывая ограниченные возможности журнальной статьи, здесь приведена незначительная часть заданий. Однако даже на этих примерах можно убедиться, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определенный уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях, практических и поведенческих умениях младших школьников. А все вместе направлено на достижение главной цели — формирование ответственного отношения к окружающей природной среде уже на начальном этапе обучения школьников.

Используя принцип, заложенный в структуре заданий, творчески работающий учитель может сам дополнить раздел каждой темы аналогичными заданиями, содержание которых будет варьировать.

Литература:

  1. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников. — М., 1983.
  2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
  3. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974
  4. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966
Основные термины (генерируются автоматически): задание, окружающая природная среда, животное, ответственное отношение, начальная школа, межпредметный подход, материал курса, литературное чтение, класс, экологическое образование.

Похожие статьи

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

Основой для организации и реализации проектной деятельности в начальной школе являются: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гл.2, ст.9 Организация проектной деятельности учащихся опирается на совместную...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Учащиеся 1–4 классов нашей школы являются активными участниками Всероссийских заочных олимпиад по окружающему миру, окружного конкурса

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

природа, окружающая среда, ребенок, картина мира, окружающий мир, природная среда

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4...

Условия формирования экологических знаний младших...

В начальной школе формирование экологических знаний осуществляется на уроках окружающего мира.

К 1 категории относятся растения и животные, признаки времён года, живая и неживая природа

Формирование экологических знаний на межпредметной основе.

Формирование экологической культуры младших школьников

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир. Эколого-краеведческая направленность...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Формирование экологической культуры у младших школьников на...

Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира

экологическая культура , окружающая среда , экологическое образование, природа...

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

В начальных классах продуктивность внеклассной работы по формированию школьников в области экологии в значительной мере зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и биологии в старших классах.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы.

Похожие статьи

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

Основой для организации и реализации проектной деятельности в начальной школе являются: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации гл.2, ст.9 Организация проектной деятельности учащихся опирается на совместную...

Экологическое воспитание как средство социализации младших...

Учащиеся 1–4 классов нашей школы являются активными участниками Всероссийских заочных олимпиад по окружающему миру, окружного конкурса

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание, экологическое...

Интегрированный подход к экологическому воспитанию...

природа, окружающая среда, ребенок, картина мира, окружающий мир, природная среда

Экологическое образование способствует воспитанию у детей правильного отношения к

Использование информационных технологий на уроках окружающего мира (на материале 4...

Условия формирования экологических знаний младших...

В начальной школе формирование экологических знаний осуществляется на уроках окружающего мира.

К 1 категории относятся растения и животные, признаки времён года, живая и неживая природа

Формирование экологических знаний на межпредметной основе.

Формирование экологической культуры младших школьников

экологическая культура, окружающая среда, природа, экологическое образование, формирование, экологическое сознание, окружающий мир, общество, начальная школа, животный мир. Эколого-краеведческая направленность...

Формирование экологического воспитания и культуры учащихся...

Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Формирование экологической культуры у младших школьников на...

Особенности организации учебного процесса в начальных классах позволяют осуществлять

Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира

экологическая культура , окружающая среда , экологическое образование, природа...

Внеклассная воспитательная работа по формированию...

В начальных классах продуктивность внеклассной работы по формированию школьников в области экологии в значительной мере зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и биологии в старших классах.

Воспитание экологической культуры учащихся средствами...

экологического сознания заключается в прививании им знаний, умений и навыков, обеспечивающих ответственное, бережное отношение к природе.

Трегубова О. Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы.