Библиографическое описание:

Кириллова С. Н. Формирование экологической культуры младших школьников [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 124-126.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Одним из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является экологическое воспитание.

Содержанием экологического воспитания являются базовые национальные ценности: природа, родная земля, заповедная природная, планета Земля, экологическое сознание. Экологическое воспитание обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Комплексный подход в формировании экологической культуры младших школьников хорошо наблюдается в начальной школе продленного дня. Такой подход включает учебную и внеучебную деятельность. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы предлагаем программу экологического воспитания младших школьников – « Экоград». Программа разработана для школы продленного дня, при построении программы были выделены четыре основных направления:

Познавательное направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников во время учебного процесса. Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это — театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия. Познавательно-практическое направление основывается на изучении растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами — посадкой деревьев и цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Познавательно-развлекательное, познавательно-практическое, исследовательское направления рассчитаны на внеурочную деятельность. Особое внимание в учебном процессе уделяю межпредметным связям, так на уроках математики во 2-3 классе при изучении темы «Решение задач» использую задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера, во время устного счета или повторения и закрепления изученного использую книжки-задачи, книжки-малышки, несущие информацию о различных видах растений или животных. После неоднократного использования подобных материалов на уроках математики у некоторых учащихся появляется желание сделать книжки-­задачки дома или на уроках труда. С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями использую задания экологического содержания.

Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал.

При изучении русского языка в начальных классах проводится работа по развитию речи. Я предлагаю учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса - береги, мало леса - посади», «Лес и вода - брат и сестра»); вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание; составить рассказ по картине или на заданную тему; написать сочинение; изложение. Темы могут быть различные: «Лес - наше богатство», «Пробуждение природы», «Звуки леса», «В гости к лесу», «Я ­бабочка», «Путешествие скворца», «Мы охраняем родную природу» и др.

Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах ее охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.

Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки чтения, работа над произведениями позволяет развивать у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, уметь находить необычное в обычных предметах, видеть отношение человека к окружающему миру. Так постепенно дети усваивают понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой. Теоретические знания, полученные учениками на уроках, стали базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений. Часто дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Исследовательская работа младших школьников в рамках экологических проектов, помогает решить данную проблему. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них уровне.

Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. Проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда оказывает влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе заняли экскурсии, прогулки, походы. Они связаны с изучением программного материала, носят краеведческий характер, просто посвящены знакомству с природой. Для того чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета - наш дом и о нем надо заботиться, ведется классный дневник «Наш дом - Земля». Этот дневник помогает им в наблюдениях за природой, где дети описывают и зарисовывают свои наблюдения. Это заложило основу для более глубокого чувства - ответственности за окружающую среду. Во время экскурсий дети с большим интересом участвуют в дидактических играх: «Деревья и кусты», «У кого детки с этой ветки», «Кто дальше пройдет».

Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы («Животные и птицы зимой», «По страницам Красной книги» и др.), которые учат взаимоотношению с окружающей природной средой, культуре поведения в ней. Рассматривая конкретные экологические ситуации под названием «В гостях у природы» («Птенец на тропе», «Муравейник», «Привал в лесу», «Букет цветов»), ученики рассуждают, находят правильное решение. При рассмотрении этих ситуаций показывали важность деятельности человека в изменении окружающей среды. Это позволяет подвести детей к выводу о необходимости защиты охраны природы.

Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носили обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Так, турнир знатоков природы включал несколько этапов:

1 .Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требовалось выдвинуть свою гипотезу относительно разгадки одной из ее тайн).

2.Конкурс рисунков "Природоохранительные знаки" (командам предлагалось нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне заботы).

3.Эстафета эрудитов (она проводилась цепочкой: первая команда задавала вопрос второй, вторая — третьей и т. д.).

4. Конкурс устных рассказов на тему "Красная книга природы" (участники турнира рассказывали о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или фауны, попавшем на страницы Красной книги).

5.Конкурс знатоков голосов природы. (Команды слушали магнитофонную запись с голосами птиц, других животных. Ее включали 2-3 раза. Необходимо было написать названия животных в том порядке, в каком звучали их голоса).

6.Выставка книг о природе.

Среди мероприятий особо следует выделить праздники «Покормите птиц зимой», «Бал цветов».

Большую часть воспитательной нагрузки нес на себе период коллективной подготовительной работы праздника. В ходе подготовки стимулировалась творческая инициатива, находчивость, выдумка школьников.

В 3-4 классах возникла необходимость в продолжение факультативного курса «Экоград» по ряду причин:

  • актуальность данного факультатива по природоведению;

  • необходимость соблюдения преемственности в изучении курса;

  • устойчивый интерес учащихся к данной проблеме;

- необходимость углубления, расширения, систематизации экологических знаний учащихся.

В конце каждого учебного года проводится обобщение изученного материала, которое выделено в программе в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год». Так постепенно дети приходят к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения, о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия человека с природой.


Литература:

1.Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.,2003

2.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников. Начальная школа. - №6 2003.

3. Карпова Н.Г. О методах экологического образования школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. – М.:НИО, 2004

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, культуры младших школьников, экологической культуры младших, задания экологического содержания, формировании экологической культуры, грамотного взаимодействия человека, уровень результатов, направление работы, начального общего образования, развитие школьника, воспитания младших школьников, знаний младших школьников, отношения младших школьников, экологического воспитания, работа младших школьников, охраны природы, экологического образования, уроках математики, Содержанием экологического воспитания, социальной реальности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос