Библиографическое описание:

Чертков П. В., Петухова Г. И. Внеклассная воспитательная работа по формированию экологической культуры младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 71-74. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11774/ (дата обращения: 15.12.2017).



Внеклассная работа направлена на развитие интереса учеников к познанию окружающего мира, применение детьми знаний практически, заложение начал работы по профориентации, формирование деятельности исследования в целом.

В начальных классах продуктивность внеклассной работы по формированию школьников в области экологии в значительной мере зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир и биологии в старших классах. Такая связь исключает случайные элементы в выборе тем внеклассных занятий, обеспечивает научность такой работы.

Взаимосвязи познания обусловлены единством содержания образования в экологическом плане. Знания, которые получаются на уроке, путем наблюдений природы углубляются во внеклассной работе, просмотра передач по телевидению, чтения литературы и т. п. оценка знаний учениками формируется в процессе их развития.

На внеклассных мероприятиях учащиеся получают знания об экологическом положении своего края, его экологических систем, сообществ территорий всей страны и в целом биосферы, что позволяет обобщить знания о проявлении опасности в экологическом плане. В процессе подготовки рефератов, ролевой игры, на школьной конференции ученики углубляют и расширяют знания о разнообразии видов в биосфере и влиянии на нее человека.

Природоохранные и базисные знания, которые формирует учитель на уроках сильно влияют на поведение школьников в природе, отношение к объектам окружающей среды. Знания создают условия включения учеников в различную деятельность по восстановлению и охране природы, но в рамках урока организовать данную деятельность очень трудно и чаще всего невозможно. На занятиях и других формах внеклассной деятельности учитель имеет возможность привлекать учеников к практической деятельности по изучению проблем экологии родного края, охране животных и растений. Таким образом, и осуществляется следующая линия взаимодействия внеклассных и классных занятий — деятельностная. Осуществление ее в практике экологического образования имеет особенное значение, так как самым наглядным примером отношения учеников к окружающей среде является их практическая деятельность, в которой отражаются эстетические чувства, ценностные и нравственно-этические идеалы, понимание научных обоснований взаимодействия природы и общества. Организации на практике деятельности учеников в области экологии следует уделять большое внимание, не только в учебной, но и во внеклассной работе.

В процессе спланированной внеклассной работы учителем решаются следующие задачи:

‒ наделение учащихся дополнительными знаниями, которые отражают закономерности в природе, взаимосвязи и свойства явлений, предметов, которые соответствуют характеру науки на современном этапе, ее уровню развития предполагает принцип научности.

‒ воспитание детей совместной деятельностью обязывает учителя выбрать такие методы и формы внеклассной работы, в процессе которых была бы организована совместная деятельность учащихся.

‒ педагогически правильно организованная внеклассная работа способствует созданию между детьми дружеских отношений, воспитывает внимательность и заботу друг о друге, требовательность к себе.

‒ последовательность, систематичность и перспективность в работе повышает эффект от внеклассных занятий. Самостоятельность, добровольность и активность отличают участия детей во внеклассных мероприятиях от учебных занятий. Здесь они могут выбрать такие виды деятельности, в которых они заинтересованы и которые их увлекают.

‒ связь учебных занятий с внеклассными мероприятиями состоит в объединении усилий учителя по формированию ценностных ориентаций учеников, развитию эстетических и нравственных чувств ребенка, его приобщение к принятию научно — обоснованных решений в области природоохранной деятельности.

Успешное формирование культуры младших школьников в экологическом направлении зависит не только от того, как учитель сам понимает его цели и задачи, приемы и методы, но и от того, созданы ли необходимые условия для воплощения их в учебно-воспитательный процесс.

Главными из них являются:

‒ учет психологических и возрастных особенностей восприятия и познания окружающей среды учащимися;

‒ более тесное развитие межпредметных связей;

‒ тесная связь с трудом и жизнью; воплощение краеведческого подхода; взаимосвязь внеклассной и учебной работы;

‒ использование примеров положительного отношения к окружающему миру учителя, детей и взрослых;

‒ формирование знаний о взаимосвязях и взаимосвязях между компонентами природы.

Формирование культуры младших школьников в экологическом направлении возможно только при условии взаимосвязи во внеклассной деятельности различных типов и видов.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

По своей форме, содержанию и методам проведения внеклассная работа по курсу Окружающий мир очень разнообразна:

Это и индивидуальная работа, и массовые мероприятия, а также работа в группах.

Работа в индивидуальном плане включает в себя задания для каждого ребенка, проявляющего интерес к природе. Темы этих занятий могут быть разнообразными: постановка простейших опытов дома; проведение своих наблюдений помимо программного минимума; беседы по материалам прочитанной литературы о природе; по уходу за животными, растениями уголка живой природы или дома и т. д.

Домашнее чтение различной литературы о природе до сих пор остается важным видом индивидуальной внеклассной работы. На современном этапе остаются актуальными книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Акимушкина, Н.Сладкова, Ю. Дмитриева и др., раскрывающие перед читателем увлекательный мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

Индивидуальными видами внеклассной работы также являются сезонные наблюдения за изменениями в природе. Под ними подразумевают задания, не только предусмотренные дневником погоды, но и связанные с узкими наблюдениями, дающими представление в целом о строении, образе жизни, развитии живых существ. В процессе наблюдений при обработке и обобщении полученных данных происходит формирование у учащихся умений в исследовательском направлении.

К самым частым видам работы в группах по курсу Окружающий мир следует относить:

‒ эпизодическую работу групп, которая чаще всего приурочена к подготовке массовых мероприятий в школе, микрорайоне природоведческой направленности. Для того, чтобы ее реализовать необходим отобрать и составить группы из детей, которые интересуются предлагаемой проблемой, а также проявляющих интерес и желание к участию в данном мероприятии. После окончания массового мероприятия такие группы обычно распадаются.

‒ основной формой внеклассной работы по экологической направленности можно назвать организацию кружков юных любителей природной среды, имеющих по своему содержанию как общую направленность, так и специализирующихся на какой-либо тематике. Например, такие кружки как: «Юный эколог», «Исследователь», «Любитель домашних животных» и др.

В массовые виды внеклассной работы можно привлечь большое количество участников (учащихся одного или нескольких классов, одной или всех параллелей). К ним относят: вечера, конференции, праздники, олимпиады, викторины, утренники, тематические недели, экскурсии, конкурсы, марафоны, ролевые игры, путешествия по станциям, КВН.

Внеклассная работа группой наиболее эффективно проходит в кружке. Поэтому кружки и получили наибольшее распространение в практике внеклассной работы по окружающему миру. В них занимаются дети, проявляющие наибольший интерес к изучению связей человека и природы. Чаще всего в кружках занимаются 20–25 человек одного возраста с близким уровнем подготовки и интересам. В кружках занятия выстраиваются наиболее многообразно, планово и целенаправленно, что не редко способствует их рассмотрению в качестве центров организации для других видов внеклассной работы.

По мнению Минаевой В. М. программа кружка по экологии должна отражать основные положения образования в области экологии:

научно-познавательного;

нормативного;

ценностного;

деятельностно-практического.

Работа кружка позволяет использовать множество форм и методов работы. Существуют следующие формы внеклассной работы:

‒ проведение мероприятий, направленных на установление связей между различными компонентами окружающего мира, более широкое понимание причин происходящих в нем явлений;

‒ музеи краеведения, экологические экскурсии в природу, ближайшие места, находящиеся поблизости (сквер, поле, лес), с последующим разбором собранного материала;

‒ внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;

‒ организация живого уголка, проведение опытов с животными и растениями;

‒ проведение праздников по экологии, КВН, устных журналов, утренников;

‒ ознакомление со стационарными или передвижными зверинцами, зоопарками;

‒ беседы по охране окружающего мира, о значение и пользе в жизни животных, растений и человека;

‒ оформление уголков краеведения, альбомов, стенгазет

В кружке по экологии разнообразные виды внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащают процесс воспитания и обучения младших школьников.

Литература:

  1. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. 1999. — № 12
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассной работы, младших школьников, формы внеклассной работы, виды внеклассной работы, культуры младших школьников, внеклассной работе, внеклассной деятельности, продуктивность внеклассной работы, внеклассной работы учителем, внеклассной деятельности учитель, индивидуальной внеклассной работы, видами внеклассной работы, формой внеклассной работы, практике внеклассной работы, видов внеклассной работы, внеклассной деятельности различных, следующие формы внеклассной, массовые виды внеклассной, разнообразные виды внеклассной, внеклассных занятий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос