Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Голдобина, Е. Г. Значение дворовых игр для формирования физических качеств дошкольников / Е. Г. Голдобина, И. И. Фролова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14823/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время особенно остро стоит вопрос о рациональной организации физического воспитания детей о широком использовании подвижной игры в жизни ребенка.

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребенка и необходимость применения ее в воспитании. Игра как деятельность человека — явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления, указывая на огромное воспитательное значение игр.

Игры проникали во все сферы жизни человека. Следует отметить, что игры сопутствовали человеку от рождения до старости и в каждом возрасте имели свои особенности, выполняли определенные функции. Для детей наиболее важным в игре являются задачи физического и психического развития, для молодежи — знакомства, для взрослых — проведение досуга, для людей пожилого возраста — общение и преодоление одиночества.

Нужно играть так, чтобы получать от этого не только удовольствие, но и пользу, а именно — развивать физическое здоровье, смекалку, приобретать навыки общения.

И вот тут-то пригодятся старые и добрые «дворовые» игры, которым непременно стоит научить собственных детей.

Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Посредством подвижных игр ребенок физически развивается: он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют улучшению работы дыхательной системы, усиливает процесс кровообращения, улучшает обмен веществ.

Дворовые игры у современных детей не пользуются популярностью. В эпоху компьютеризации дворовые игры могут стать отличным методом организации детского досуга.

Очень жаль, что привычные добрые дворовые игры, в которые играли дети из поколения в поколения ушли в прошлое.

Возрождение интереса к дворовым играм изменят взаимоотношения между дошкольниками. Дети будут больше времени проводить с друзьями на свежем воздухе. Начнут самостоятельно их организовывать в свободной деятельности.

Мы взрослые в МБДОУ ДС № 30 «Одуванчик» решили окунуться в прошлое, и вспомнить игры нашего детства, которые непременно понравятся детям.

И хоть мы прекрасно осознаем, что в ближайшее время эта задача — нереальная, а позже, возможно, появятся совсем другие игры с совсем другими правилами, нам очень хочется вспомнить и сохранить эту частичку нашего детства.

Ведь дворовые подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе. Такие игры мобилизуют все силы и возможности детей, убеждают их в том, что без дисциплинированности каждого участника, без поддержки товарищей победы не добиться. Кроме того, игры приучают детей к четкому выполнению правил и соблюдению норм общечеловеческих отношений.

Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъем. Правильно подобранные, интересные подвижные игры никогда не стираются из памяти, а остаются яркими и красочными событиями в жизни детей.

Мы в своем «Одуванчике» стараемся привить детям любовь к таким играм. Дети играют на прогулке в разные подвижные игры такие как: «Чай — чай — выручай», «Колдунчики», «Море волнуется раз», «Краски», «Казаки-разбойники», «Я садовником родился», «Вышибалы», «Городки», «Резиночка» и многие другие.

Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения (зал, открытая площадка, зимние игры). При проведении игры на воздухе необходимо учитывать состояние погоды. Выбор игры зависит также от наличия пособий и инвентаря. Из-за отсутствия составляющего инвентаря и неудачной его замены игра может неполучиться. Инвентарь должен быть обязательно подготовлен. Инвентарь должен быть красочным, ярким, заметным в игре. Взрослый должен подготовить обстановку, предварительно продумать моменты в игре, которые вызовут у детей интерес.

Чтобы дети с удовольствием играли, нужно создать у детей интерес к игре. Тогда они лучше усвоят ее правила, Более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Можно, например, прочитать стихи, спеть песню на соответствующую тему, показать детям предметы, игрушки, которые встретятся в игре. Сколько добрых ощущений испытывают дети, играя в хороводные игры. Младшие дети любят, чтобы их в играх называли по имени. Поэтому, играя в хоровод «Ходит Ваня», мы называем имя водящего ребенка. Хороводы даже у самого застенчивого ребенка вызывают желание проявить себя. Созданные на основе русских народных песен, хороводные игры очень нравятся детям.

Собирая ребят на игру, педагог с группой активных детей произносит веселые заклички («Тай, тай, налетай, кто в «Лапту» играй!», «Раз, два, три, четыре, пять — кто смелей, иди играть!», «Тара, тара, тара-ра, собирайся детвора!»).

Привлекая детей к игровому взаимодействию, мы сначала предлагали игры на эмоционально — личностное сближение, которые не содержат четких правил в игре («Штандер», «Мяч с топотом»). Создав дружескую игровую атмосферу, мы предлагали детям игры с правилами, с использованием различных атрибутов («Классики», «Лапта», «Городки»). В ходе игрового взаимодействия дети детского сада ближе познакомились друг с другом, научились ладить, договариваться, следовать правилам, заботиться друг о друге, активно включались в игровую деятельность замкнутые и застенчивые дети.

Особенно нравятся детям сюжетные народные игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. Имитация особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников — волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливость наседки и т. п.), служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обусловливают характер движений играющих. Дети прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры, которые обычно тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения. В некоторых сюжетных играх действия играющих определяются текстом («У медведя во бору», «Гуси — лебеди», «Зайцы и волк» и др.). Одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех. Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением конкретного задания.

Вместе с детьми изготовили альбомы по подвижным играм разных народов, смотрели презентации, привлекали сказочных героев, при помощи которых дети проявляли больший интерес к играм. Также при организации народных игр мы использовали музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др.

С приходом весны мы реализовали проект: «Дворовые игры в жизни ребенка». Цель такого проекта не только приобщение детей к здоровому образу жизни и гармонизация детских и детско-родительских отношений, но и передача культурного наследия из поколения в поколение

Реализация проекта проводилась в трех направлениях: с педагогами, детьми и родителями. Вместе с воспитателями мы подобрали консультации для родителей и педагогов, создали картотеку по классификации дворовых игр, организовали мастер-класс: «Дворовые игры с мячом». Для детей провели месячник по обучению игре в «Классики, для мальчиков организовали соревнование по игре в «Городки», для девочек турнир «Резиночка».

Для родителей провели анкетирование по дворовым играм. Провели брифинг с родителями за круглым столом. Организовали открытые физкультурные занятия для родителей. Устраивали фотовыставки, где родители видели достижения всех воспитанников детского сада, узнавали новости о спортивных достижениях своих детей. Родители вместе с детьми принимали участие в работе «мастерских» по изготовлению нетрадиционного оборудования для подвижных игр. Создали родительский клуб «Озорной малыш». Участие родителей в работе такого клуба помогло сплотить родительский коллектив и настроить их на дальнейшее сотрудничество. Родительский клуб помог активизировать и транслировать личный опыт каждой семьи. Вместе с родительским клубом мы организовали «почтовый ящик», для обратной связи с родителями в который они могут положить записки со своими отзывами, предложениями, идеями, вопросами к администрации детского сада и специалистам.

Провели детско-родительский праздник «Час дворовой игры». Мероприятие было организовано с целью привлечения интереса к народным дворовым играм. Праздник проходил на участках детского сада. Юные спортсмены соревновались в ловкости, смелости, быстроте, находчивости, смекалке, при этом успешно закрепляя различные физические навыки и умения. Взрослые тоже не остались в стороне они играли и веселились вместе с детьми, они стали более активными и заинтересованными в жизни своих детей, научились интересно и содержательно проводить с ними свободное время.

Родители с энтузиазмом принимают участие в семейных олимпиадах. Вместе с детьми они бегают, преодолевают различные препятствия, участвуют в играх и эстафетах, костюмированных сценках. В процессе соревнований родители и дети, что особенно важно, активно общаются, переживают и подбадривают друг друга. Необходимо отметить, что важная роль в организации и проведении подвижных игр с детьми отводятся родителям, так как именно взрослые естественным образом могут привлечь ребенка к игре и руководить ею, следить за выполнением правил.

Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть, нужно обязательно восстановить ту «ниточку», когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

Мы должны обязательно помнить, сохранять и передавать по наследству самые лучшие традиции дворовых игр наших предков.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, родитель, дворовый, подвижная игра, правило, родительский клуб, выбор игры, игровое взаимодействие.

Похожие статьи

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на функциональные характеристики физического развития юношей

Похожие статьи

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Влияние детско-родительских отношений на самооценку дошкольника

Роль мультимедийного оборудования в формировании патриотических чувств старших дошкольников

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника

Значение утренней гимнастики для физического развития и укрепления здоровья дошкольников

Влияние детского фитнеса на полноценное и гармоничное развитие дошкольников, проживающих в условиях Крайнего Севера

Формирование и развитие математических способностей дошкольников

Влияние нормативной проектной деятельности на воспитание культуры поведения старших дошкольников

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на функциональные характеристики физического развития юношей