Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников / Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14806/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нахождение ребенка в детском саду направлено не только на обучение, но и на достижение самой главной цели — охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

− Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

− Воспитание культурно-гигиенических навыков;

− Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

А вся организация образовательного процесса строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и спецификой образовательной области.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе — дошкольного. Для достижения этой задачи мы в детском саду используем различные методики и формы работы, в том числе дыхательную гимнастику, которая включается как часть занятия в образовательную деятельность «Музыка». Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика. Ведь дыхание — один из важнейших физиологических процессов, от дыхания во многом зависят здоровье, физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость ребенка.

Дыхательная система малышей несовершенна, жизненная емкость легких мала, а потребность кислороде велика. А упражнения дыхательной гимнастики:

− Повышают общий жизненный тонус, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;

− Предупреждают застойные явления в легких;

− Укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы;

− Стимулируют обмен веществ;

− Насыщают организм оптимальным количеством кислорода;

− Способствуют уравновешиванию нервных процессов.

Можно себе представить какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в оздоровлении детей и как важно подойти обдуманно и ответственно к решению этой задачи. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

− Концентрировать внимание на дыхательном упражнении;

− Дышать носом;

− Дышать медленно;

− Каждое упражнение выполнять не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

− Все упражнения выполнять легко свободно, без напряжения и скованности;

− Сохранять правильную осанку;

− Следить за тем, чтобы вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга.

Как часть занятия мы используем различные методы дыхательной гимнастики:

Методика дыхательной гимнастики Б. С. Толкачева эффективна для детей, страдающих респираторными заболеваниями (сочетание простых физических упражнений с озвученным выдохом).

Методика дыхательной гимнастики К. П. Бутейко заключается в освоении неглубокого дыхания и задержки дыхания.

Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой специализируется на коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. При этом выдох производится самопроизвольно.

Методика звукового дыхания М. А. Лазарева направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Так как разные звуки порождают разные вибрации.

С воспитанниками дыхательную гимнастику проводим ежедневно в хорошо проветренном помещении зале или группе, как часть занятия или между ними, вместо физкультминутки — в свободное время, ведь это занимает совсем немного времени, а польза — огромная, особенно для наших детей из логопедической группы.

Дыхательной гимнастикой занимаемся с самого раннего возраста, ведь это актуально даже для самых маленьких жителей детского сада. Для самых маленьких — это простое приседание на вдох и выдох происходит на подъеме. Постепенно выдох становится более продолжительным, а для малышей это просто игра. Детей старшего возраста, прежде чем научить правильно дышать, предлагаем сначала посмотреть, как это делает педагог, а потом уже просим выполнять воспитанников самостоятельно. Иногда, чтобы добиться от детей качественного выполнения упражнения, проводим индивидуальные занятия. И всегда выполняем упражнения вместе с детьми. Это не мешает личному здоровью, и служит лучшим ориентиром, особенно для малышей.

Часто, а для самых маленьких — только так, дыхательную гимнастику проводим в игровой форме. Хорошо дети реагируют и занимаются с большим удовольствием, когда все вместе превращаются в паровоз, жучков, дровосеков или водолазов. И теперь они не просто задерживают дыхание, а «ныряют в воду» или едут на настоящем поезде и т. д. И если мы с воспитателем веселы и эмоциональны, то дети с удовольствием включаются в нашу игру и им передается наша энергия и настроение.

Для поддержания интереса объединяем упражнения в комплекс с единым сюжетом меняя игровые приемы и мотивацию. Например, отправляемся в путешествие или кого-то спасать, идем на экскурсию в парк или едем в деревню в гости к бабушке и т. д. Во время таких занятий мы повторяем выученные ранее дыхательные упражнения и разучиваем новые. Для сохранения интереса и внимания дошколят при организации игровых сюжетов — используем наглядность, которую делаем вместе с детьми, а иногда и их родителями.

Например, на занятии по изобразительной деятельности дети нарисовали прекрасные чашки, мы ими любовались. А потом играли в «Семью» — вырезали их и приклеили к ним прозрачные ленточки. И когда все «пили горячий чай», мы предложили подуть, чтобы чай не был таким горячим. Или вот еще. После чтения сказки о Золушке — все вместе сделали из картона камин, чтобы можно было девочкам играть в уголке, а к нему приклеили «язычки пламени» из гофрированной бумаги красного цвета и ребята с удовольствием дули на них. Такие и другие мелочи помогают увлечь детей и превратить занятия в игру.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики также учитываем:

− Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей;

− Доступную степень сложности упражнений для детей каждого возраста;

− Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры вентиляцию всех отделов легких.

K:\К.Е.В\SAM_8492.JPG

Дети всегда рассказывают дома о том, чем они занимались в детском саду. Родители заинтересовались нашими занятиями и с удовольствием включились в образовательный процесс детского сада. Они получают подробные консультации по организации дыхательных упражнений и игр на развитие дыхания, которые могут проводить дома.

Вот так мы серьезные занятия превратили в игру и надеемся на взаимную работу и в дальнейшем.

Литература:

  1. М. Ю. Картушина, «Логоритмика для детей». М.Т. Ц. Сфера, 2005г.
  2. Е.Косинова, «Гимнастика для развития речи», ЭКСМО, 2003г.
  3. Е. В. Пантелеева, «Дыхательная гимнастика для детей». Издательство «Человек», 2012г.
  4. М.Щетинин, «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей», «Медицина» Метафора, 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная гимнастика, детский сад, ребенок, упражнение, часть занятия, дыхательная мускулатура, дыхательная система, занятие, образовательный процесс, оздоровление детей.

Похожие статьи

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников

Похожие статьи

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников

Использование оздоровительных методик в области развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальных занятий

Интерактивная игра как средство формирования познавательного интереса у старших дошкольников

Использование специальных тренажеров в развитии мелкой моторики слабовидящих дошкольников