Ключевые слова: артикуляционная гимнастика, образовательный процесс, педагогический процесс, повышение уровня, подрастающее поколение, сохранение.
В настоящее время в обществе остроактуальная проблема здровьесбережения в современном дошкольном образовательном учреждении. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, психологический дискомфорт в семье — лишь некоторые причины, создающие благополучную атмосферу для ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения.
С каждым годом всё большее внимание уделяется внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс ДОО, т. к. именно данные технологии помогут решению приоритетных задач: сохранения и поддержания здоровья субъектов педагогического процесса. Одной из целевых задач в контексте здоровьесбережения является сохранение и укрепление физического, психического, соматического, нравственного и социального здоровья субъекта образовательного процесса дошкольного учреждения.
Для оптимального решения проблемы получили широкое применение здоровьесберегающие технологии — различные виды и формы деятельности, с успехом применяющиеся для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Данные технологии результативны лишь при условии единения воспитательно-оздоровительных, коррекционных и оздоровительных мероприятий, участниками которых является не только ребенок и педагогические кадры, но также и при активном участии родителей. Педагоги ДОО должны комплексно предпринять меры по улучшению физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития воспитанника через психолого-педагогическую, музыкальную и физическую деятельность.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОО при решении рассматриваемой проблемы должна быть направлена не только на развитие музыкальных и творческих способностей, но и на сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка. Безусловно, подобная работа преследует цель формирование полноценной гармонично развитой личности. Предполагается применение следующих здоровьесберегающих технологий в игровой форме: дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж, музыкотерапия, релаксационные упражнения, тренинги, игротерапия.
Система оздоровления дошкольников непременно должна включать упражнения на развитие дыхания. Если у ребенка ослабленное дыхание, без опоры, оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже при исполнении песен приходится брать дыхание чаще. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике ОРЗ и верхних дыхательных путей. Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Невозможно переоценить важность артикуляционной гимнастики для подрастающего поколения. Она усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица, что помогает добиться основной цели в данном виде деятельности -выработки качественных и полноценных движений органов артикуляции.
Важное место в работе по здоровьесбережению занимает самомассаж. для его проведения используются детские сказки и стихотворные тексты, содержание и ритм которых максимально приближены к характеру самого движения. Такая форма работы обязательно будет высокоэффективной: повысится работоспособность, произойдет укрепление мышечного корсета, нормализуется тонус и эластичность мышц.
Релаксационные упражнения, тренинги, психогимнастика несомненно могут быть рекомендованы в качестве необходимых технологий педагогического процесса для работы по здровьесбережению воспитанников ДОО. Их применение поможет достичь улучшения коммуникативных качеств, уровня эмоционального, раскрепощенности детей, дает возможность самовыражения, помогает эмоционально выразить свои мысли и чувства, а также понять настроение и самочувствие окружающих.
Для снятия напряжения с глаз, улучшения восприятия, расширения поля зрения возможно применение гимнастики для глаз. При проведении данной гимнастики приемлемо использование стихотворных текстов. Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания.
Таким образом, целенаправленная работа всех педагогов ДОО дает ценную возможность сотрудничества специалистов с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья, позволяет сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Способствовать этому должна специально созданная здоровьесберегающая воспитательная среда в ДОО. В результате такой оздоровительной работы должны быть достигнуты следующие результаты такие как, повышение уровня музыкальных и творческих способностей детей, стабильность эмоционального благополучия личности, повышения уровня речевого развития, снижение уровня заболеваемости, стабильность умственной и физической работоспособности детей.
Литература:
- Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.- Волгоград: Учитель, 2009.- с.15.
- Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М.: Просвещеие., 2007.
- Картушина М. Ю. оздоровительные занятия с детьми 6–7 лет.-М.: ТЦ Сфера., 2008.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПКиПРО.2002. — с.114.