Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг. | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)

Дата публикации: 06.12.2018

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Назаренко Т. Г. Развитие системы образования Яшкинского района Кемеровской области в 1920–30-е гг. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 12-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14666/ (дата обращения: 16.10.2019).



На протяжении истории человечества образование выполняет социальный заказ, через школу осуществляется подготовка человека к жизни, соответственно с потребностями существующего общества.

Образование всегда находилось под бдительным надзором государства и общества, начиная от передачи элементарных навыков, передаваемых из поколения в поколение, без которых человек не мог быть полноправным и полезным членом общины, наши предки беспокоились о практической стороне приобретенных знаний. С течением времени изменялся и сам характер образования — от первостепенного богословия к преобладанию естественнонаучных и математических дисциплин, от абстрактных теоретических знаний к прикладным практическим умениям. Вследствие этого возникла проблема связи школы с жизнью.

Соответственно, необходима адаптация к действующим в современном мире механизмам. Президент Российской Федерации В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 2004 года заявил — «Хочу подчеркнуть: российское образование занимало и занимает одно из ведущих мест в мире. Утрата этого преимущества недопустима. Условия глобальной конкуренции требуют от нас усиления практической направленности образования…» [8].

Следовательно, правительство считает необходимым усилить практическую направленность образования.

Существующая система образования закладывает в программу изучения теоретические основы экономики, физики, химии и т. д. Но этих знаний, безусловно, не достаточно для успешного существования в современном обществе. Необходимо через личный опыт и собственную практическую деятельность познать, как функционирует общество.

Попробуем обратиться к опыту прошлых лет, к годам, когда по всей стране возникали школы, ставившие своей первоочередной задачей — задачу теоретической и практической подготовки учащихся к взрослой жизни в условиях индустриализации и строительства социалистического общества, провозглашенных в РСФСР в 1920–1930-е годы.

«Рассматривая строительство коммунистического общества как двуединый процесс создания материально-технической базы коммунизма и формирования нового человека, партия в своей Программе намечает широкую систему мер в области идеологии, воспитания, образования, науки и культуры» [4].

До революции культурная жизнь поселка Яшкино и Яшкинского района была на низком уровне. Свободное время народ проводил, кто как мог. По воскресеньям посещали церковь или кабачки. Молодежь собиралась на посиделки или вечерки, там играли в карты, плясали под гармонь, пили спиртное.

После победы Октябрьской революции в Яшкино и в селах Яшкинского район — Поломошном, Паче, Литвинове, Таловке коммунисты с помощью комсомольцев стали создавать Народные дома. С приходом А. В. Колчака они повсеместно закрылись, но после изгнания из Сибири белогвардейцев эти очаги культурной жизни были вновь восстановлены. В них проводилась значительная культурно-просветительская работа.

Годы первых пятилеток были годами решающих успехов в культурной революции. В 1923 году образовалось Всесоюзное добровольческое общество «Долой безграмотность». Его Председателем стал М. И. Калинин. Общество «Долой безграмотность» образовалось и в поселке Яшкино. Его председателем стал учитель Лука Константинович Сыстеров, секретарем — А. И. Попова. Вокруг этого общества объединилась немногочисленная интеллигенция поселка, которая проводила работу по ликвидации безграмотности и малограмотности. Работы было много, т. к. в большинстве своем население поселка было неграмотным. Об этом говорит такой факт. В день зарплаты у кассы цементного завода сначала получали деньги грамотные, те, кто мог расписаться, а потом грамотные пристраивались к безграмотным, чтобы помочь им расписаться.

В селах дела обстояли еще хуже. Более 90 % сельского населения было безграмотным. В 1924 г. в парторганизациях района 60 % коммунистов были неграмотными, из 314 сельских депутатов 46 % имели низшее (начальное) образование, 35 — самоучки и малограмотные, 19 % — неграмотных [7].

Члены общества «Долой безграмотность» организовали несколько ликбезов. Один из них был при школе № 2, руководил которыми Л. К. Сыстеров. Вскоре он был преобразован в школу повышенного типа. Второй ликбез был открыт на заводе. Им руководила студентка Томского педагогического училища Гавриленко (имя и отчество не найдены). Ликбезы работали в Осиновке и Нахаловке, теперь улицы Чапаевская, Вольская, Железнодорожная поселка Яшкино.

Из воспоминаний о школьных годах А. А. Найденко, бывшего мастера цеха цемзавода, кавалера ордена «Знак Почета»: «Взрослые учились вечерами после трудового дня. В остальное время к ним приходили пионеры: пятиклассники, семиклассники, они по мере своих сил помогали справиться с домашними заданиями. Таких пионеров называли культармейцами. Ликвидацией безграмотности мы занимались первую пятилетку. Пионеры распространяли художественную литературу. Рабочие завода, к которым мы приходили, охотно покупали книги…»

Трудности испытывали большие. Не хватало букварей, бумаги, карандашей, плохо было с освещением. Но, несмотря на это, к концу 30-х годов население поселка в основном стало грамотным.

В 2018 году школе № 2 исполняется 106 лет. Фактически вторая школа — ровесница поселка Яшкино, именно с ней связано становление системы образования Яшкинского района.

Наиболее достоверными данными является то, что школа располагалась в деревянном здании в районе нынешнего автовокзала. В 1920 году это была трехлетняя школа. Созданная в царской России школа не отвечала требованиям Советского государства, поэтому за короткий период времени она претерпевает изменения.

Еще в 1917 г. вышла брошюра «Материалы по пересмотру партийной программы» под редакцией и с предисловием В. И. Ленина. Проект измененной Программы в части, относящейся к народному образованию (составленной Н. К. Крупской), предусматривал:

14. Бесплатное и обязательное общее и политехническое (знакомящее в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образование для всех детей обоего пола до 16 лет; тесную связь обучения с детским общественно-производительным трудом.

Пункт 14 говорил не об общем и профессиональном, а об общем и политехническом образовании, о связи обучения с детским общественно-полезным трудом. Н. К. Крупская обосновала такую замену тем, что цель школы — подготовка не узких специалистов, а людей, способных ко всякого рода труду [4].

В 1924 году школа № 2 п. Яшкино стала семилетней, появились новые предметы, приглашались новые учителя. Школа готовила кадры для завода и, должна была соответствовать возложенной на нее миссии. В ней обучалось всего 155 учеников. В 1927 году были построены два деревянных двухэтажных здания.

В 1928 году в школе по велению времени и для организованности детского коллектива, воспитанию коллективизма и формирования сознания юного ленинца создана пионерская организация. Первым пионером стал Благовидов Костя, а пионервожатым — Багаев Николай [2].

В 1930 году в поселке обучалось уже 900 учеников.

В сельской местности после революции не было ни одной школы. А уже в 1924 году работало 10 школ. К 1937 г. в районе начальные школы были во всех населенных пунктах, а в больших селах, таких как Пача, Поломошное, Пашково, Тутальская, Таловка, были открыты семилетние школы. Школы располагались в новых добротных зданиях.

В 1938 г. школа № 2 из семилетней была преобразована в десятилетнюю.

В 1939 г. было построено одноэтажное кирпичное здание школы № 1.

Таким образом, в 20-е гг. прошлого века образование поселка было представлено одной школой, которая быстро менялась по велению времени, став из трехлетней семилетней, а затем и десятилетней школой, переехав в более современное учебное здание. Была создана организация пионеров-ленинцев — юных строителей социализма. Так как образование стало неотъемлемой частью строительства нового социалистического государства, уже к концу 1930-х гг. стены единственной школы не могли вместить всех учеников поселка, поэтому воздвигается новое учебное заведение, ставшее Яшкинской школой № 1.

Школа вне времени и политики остается проводником во взрослую жизнь, подготовкой к получению профессии, к труду; является очагом культуры. Именно эти задачи решались образовательными учреждениями поселка и района в эпоху становления Советского общества.

Трудности строительства нового Советского государства, затруднения в жизни и быте населения в условиях сложившейся обстановки после гражданской войны, вынуждали общество искать пути наилучшей приспосабливаемости к существующему положению и наиболее эффективной подготовки строителей социализма.

Индустриализация страны ставила основную задачу поднять обороноспособность, перевооружить все отрасли народного хозяйства на основе современной техники. Для решения этой задачи необходимы были квалифицированные кадры.

С этой целью в 30-е гг. для повышения образования рабочих создано отделение Тайгинского рабочего факультета.

В 1929–1930 гг. в поселке при цементном заводе организуется школа ФЗУ (фабрично-заводская учеба). Специалистов с высшим образованием насчитывалось единицы. В 1924 г. из района были направлены на учебу в ВУЗы четыре человека по одному на педагогический, медицинский, строительный и политехнический факультеты.

Трудно доставалось учение на курсах по освоению тракторов и комбайнов деревенским парням с плохой грамотой. Но они, преодолевая трудности, осваивали первую технику в создающихся МТС. К концу 20-х гг. район обслуживало 15 доморощенных специалистов — агрономов и зоотехников со средним образованием.

К концу 30-х годов увеличились и улучшились кадры механизаторов. К этому времени уже было 53 бригадира тракторных бригад, 389 трактористов, из них 52 женщины. 93 комбайнера и 31 водитель.

Воспитание представляет собой специфическое общественное явление. Его основная задача — подготовка подрастающих поколений к участию в производственной и общественной жизни. Общество, ни при каких обстоятельствах не может отказаться от воспитания молодого поколения, так или иначе оно обречено на вырождение и гибель. Таким образом, осуществляется ли воспитание в семье или специально организованных воспитательных учреждениях, протекает стихийно или целенаправленно, оно всегда является необходимым элементом жизнедеятельности общества и его развития.

Таким образом, и система образования обладала воспитывающим воздействием на общество, необходимым для самого общества и страны, т. к. она несла не только теоретический, но и жизненно-практический опыт, который нельзя было переоценить.

Учеба в «ликбезах» без отрыва от производства давала возможность населению получать навыки счета и письма, становясь полноценными членами общества, повышать свой профессионализм, включаться в полезные общественно значимые дела, что благотворно влияло на формирование их гражданских чувств.

Рабочий факультет и фабрично-заводская учеба весьма удачно осуществляющие и развивающие свою деятельность, являются наглядным примером решения одной их основных проблем индустриализации — нехватки квалифицированных специалистов.

Система образования, призванная решить первоочередные задачи страны, через организацию «ликбезов», расширение сети школ, создание основ профессионального образования, разрешила наиважнейшую задачу образования — максимально приближая образование к жизни, к труду, к строительству Советского государства. Общество, нуждавшееся в разносторонне развитых людях и квалифицированных специалистах, выдвигало соответствующие требования и к образованию, не случайно, при этом, отстаивался принцип политехнической школы.

Рис. 1. Здание школы № 2 п. Яшкино (постройка 1927 г.).

Рис. 2. Первая линейка в новом здании школы № 2. 1967г.

Рис. 3. Ученики 8 «а» класса Яшкинской средней школы. Июнь 1938г.

Литература:

  1. Большая иллюстрированная энциклопедия, в 20 томах. Тт. 13–15. М., Вентана-граф, 2001.
  2. История школы № 2. Из материалов школьного музея.
  3. История школы.// Яшкино, № 168, 2008.
  4. Каиров, И. А. Реформа советской школы — претворение идей В. И. Ленина. / В. И. Ленин о культуре и народном образовании, М., 1961.
  5. Кузбасс. Прошлое. Настоящее. Будущее. Кемеровское книжное издательство. 1978.
  6. Кузнецова, Л. Д. Из истории просвещения Сибири./ Историко-краеведческий альманах «Разыскания». Сост. Сорокин М. Е. Кемеровское книжное издательство, 1992.
  7. Микриков, В. Ф. Страницы истории Яшкинского района// Путь Ленина, № № 64–106.
  8. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. // Российская Газета. 27 мая 2004, № 109.
  9. Сибирь. Образование.XXI век: Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 300-летию просвещения Сибири, 20–21 августа 2002 г./ Ред. Кол. Н. А. Заруба, Н. Э. Касаткина, Т. А. Фральцова и др./ Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2002.
  10. Федоров, С. В. История России. XIX — начало XX в. М., Олма-пресс, 2002.
  11. Юрцовский, Н. С. Очерки по истории Просвещения в Сибири. Ново-Николаевск, 1923.
Основные термины (генерируются автоматически): школа, Яшкинский район, Советское государство, общество, образование, основная задача, Российская Федерация, фабрично-заводская учеба, цементный завод, взрослая жизнь.

Похожие статьи

Развитие системы профессионального образования в Омской...

Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели

П.Л. Трофимов. К истории строительства советской школы в Омске и Омской области

Челябинским областным краеведческим обществом, Сибирь — Омским региональным...

Реорганизация местных органов управления образованием...

Еще до истечения первого десятилетия существования советского государства, управление образованием претерпело значительные изменения. Этого требовали как новые задачи, поставленные перед Народным комиссариатом просвещения, и введение всеобщего...

История становления дополнительного образования детей...

Сегодня в Российской Федерации система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры).

Цели и задачи совершенствования системы образования...

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в

В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как...

Основные этапы развития национального образования...

Одними из первых постановлений советской власти в области национального образования были постановления Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» и «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР».

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Конституция Российской Федерации как основной закон государства провозглашает право каждого человека на образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, развитие системы, жизнь, система, Российская Федерация

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения

Для того, чтобы система образования отвечала современным потребностям развития общества ей необходимо постоянное развитие.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В результате выполнения основных задач первого послевоенного пятилетнего плана восстановления и

Важным шагом в претворении поставленных задач в области образования явилась четкая

Он давал строгие напутственные слова, связанные с успехом в учебе, с...

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Похожие статьи

Развитие системы профессионального образования в Омской...

Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели

П.Л. Трофимов. К истории строительства советской школы в Омске и Омской области

Челябинским областным краеведческим обществом, Сибирь — Омским региональным...

Реорганизация местных органов управления образованием...

Еще до истечения первого десятилетия существования советского государства, управление образованием претерпело значительные изменения. Этого требовали как новые задачи, поставленные перед Народным комиссариатом просвещения, и введение всеобщего...

История становления дополнительного образования детей...

Сегодня в Российской Федерации система дополнительного образования детей все больше воспринимается как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры).

Цели и задачи совершенствования системы образования...

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в

В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как...

Основные этапы развития национального образования...

Одними из первых постановлений советской власти в области национального образования были постановления Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» и «Об организации дела просвещения национальных меньшинств РСФСР».

Нормативно-правовое обеспечение деятельности...

Конституция Российской Федерации как основной закон государства провозглашает право каждого человека на образование.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции...

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, развитие системы, жизнь, система, Российская Федерация

дополнительное образование детей, дополнительное образование, Российская Федерация, программа, ребенок, учреждение...

Реформирование системы образования в России: предпосылки...

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения

Для того, чтобы система образования отвечала современным потребностям развития общества ей необходимо постоянное развитие.

Повседневная жизнь в городах Центрального Казахстана...

В результате выполнения основных задач первого послевоенного пятилетнего плана восстановления и

Важным шагом в претворении поставленных задач в области образования явилась четкая

Он давал строгие напутственные слова, связанные с успехом в учебе, с...

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).