Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века
Авторы: Охотникова Елена Витольдовна, Фокина Светлана Владимировна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1148 раз
Библиографическое описание:
Охотникова, Е. В. Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века / Е. В. Охотникова, С. В. Фокина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1383/ (дата обращения: 11.12.2024).
В современных условиях реорганизации профессионального образования немаловажным является изучение истории развития профессионально-технического образования (ПТО). На различных этапах своего развития профессиональное образование претерпевало существенные изменения. Возникновение, становление и развитие ПТО на территории Сибири, Омской губернии, в частности, происходило в специфических, весьма отличных от центральных территорий России, условиях. Вместе с коренными социально–экономическими и политическими преобразованиями происходили в те годы изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в ПТО. Изучение этих изменений имеет, по нашему мнению, большое научно-историческое и практическое значение. Оно дает возможность выявить и проследить основные закономерности и особенности преобразования и развития ПТО в Сибири, Омской губернии. Представленная тема исследования, на наш взгляд, имеет особую значимость и актуальность, обусловленные тем, что ПТО – это важная ступень подготовки квалифицированных рабочих кадров, отражающих потребности страны, региона, а также – это составная часть единой системы образования в государстве. Сложной является оценка степени изучения проблемы. Наиболее крупный труд – книга А.Д. Чиркова и З.С. Аладышевой «Развитие профессионально-технического образования на Алтае». Ценно то, что в книге излагается путь развития от начала 20-х до конца 60-х годов. Изучению истории профессионального образования в Сибири в 20–30-е годы уделил внимание в особой главе монографии «Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920 – 1937 гг.)» один из крупнейших исследователей рабочего класса и народного хозяйства Сибири А.С. Московский. К числу авторов книг, статей, публикаций, работавших над данной проблемой, относятся Ф.А. Лукинский, М.И. Петров, В.Л. Соскин, П.Л. Трофимов, П.Д. Селиванов. Для изучения истории ПТО в стране большое значение имеют «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР». В книгу входят материалы по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России, вопросы становления и развития советской системы профессионально-технического образования. Вместе с тем, данная проблема в исторической науке освещена, как нам представляется, недостаточно, причем наиболее слабо изучена региональная специфика Сибири в период становления профтехобразования. Актуальность проблемы, специфика Сибири, слабая степень изученности темы обусловила задачу исследования – рассмотреть некоторые аспекты становления низшей ступени профессионально-технического образования в 20-е годы XX века через призму формирования государственной системы профессионального образования, становления профессионально-технических школ и превращение фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы на примере Омской губернии. В работе используется архивный материал, периодическая печать и другие источники.
Восстановление, а затем реконструкция народного хозяйства были неразрывно связаны с подготовкой кадров квалифицированных рабочих. В первые же годы внимание государственных и общественных организаций было обращено на школы ФЗУ, являвшиеся новым типом профессиональных учебных заведений. 1920 год – год обсуждения вопросов профессионально-технического образования в стране и принятия решений для образования. 22 января 1920 г. в газете «Правда» опубликованы тезисы ЦК РКП (б). В них указывалось, что «должны быть приняты в широком масштабе меры профессионального обучения молодого поколения, начиная с 14 лет, дабы обеспечить необходимое воспроизводство рабочей квалифицированной силы». 29 января 1920 г. декретом Совнаркома, подписанным В.И.Лениным, на основе Секции профессионально-технического образования был создан Главный Комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр). На Главпрофобр было возложено осуществление политики в области профессионального образования в стране, объединение деятельности всех ведомств и учреждений.
В январе 1920г. Наркомпрос принял «Декларацию о ПТО в РСФСР». Важным явилось указание на необходимость развития сети учебных заведений, принимая в них молодежь с 14 летнего возраста. Подотдел профтехобразования при Омском Губнаробразе открыт в феврале 1920 г. В его состав входили два человека: заведующий и инструктор. В августе 1920 г. штат был расширен до одиннадцати человек: в том числе заведующий, заместитель, четыре инструктора, бухгалтер, секретарь, делопроизводитель, рассыльный, техничка. В апреле 1921 г. подотдел реорганизован в Губернский комитет профтехобразования, который направляет деятельность профессиональных учебных заведений при помощи уездных и районных инструкторов. (В данном статусе он просуществовал до 1925г. в связи с ликвидацией Омской Губернии). 29 июля 1920г. В.И.Лениным был подписан декрет «Об учебной профессионально-технической повинности», согласно которому обязательному профессиональному обучению подлежали все рабочие от 18 до 40 лет, а там, где не было фабрично-заводских школ для рабочих–подростков, учебная повинность распространялась на молодежь с 14 летнего возраста. Было предложено организовать при каждом заводе краткосрочные вечерние курсы с продолжительностью занятий не менее 18 часов в неделю. Благодаря этому широкое развитие получили различного рода курсы для рабочих. Этим предполагалось ликвидировать массовую техническую безграмотность и острую нужду в квалифицированных рабочих. Для подготовки квалифицированных рабочих при Омском механическом и Литейном заводе, заводе Рандрупа организуются школы заводского ученичества с трехгодичным сроком обучения. Обучали слесарному, токарному, кузнечному, литейному искусствам в следующем порядке:
1год: два часа в день практических работ по столярному ремеслу в пределах программы. Общеобразовательные дисциплины – три часа.
2 год: три часа в день практических работ по слесарному и токарному ремеслу. Общеобразовательные дисциплины – три часа.
3 год: четыре часа в день практических работ по кузнечному и литейному ремеслам в начале года, а остальное время по избранной профессии. Общеобразовательные дисциплины – два часа.
Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся определялось при заводе: Омскмеханлит – 60 человек, при Рандрупа – 40 человек. Учебный год рассчитан на 52 недели, количество часов в неделю – 37. В связи с организацией школ заводского ученичества подотделам профобразования разработано и было утверждено Положение о практических работах в данных школах, в которых раскрыто содержание их деятельности. Занятия проходят под руководством опытных преподавателей, число которых устанавливается в каждом классе в зависимости от количества учеников, но не менее как по одному мастеру и одному руководителю по каждой специальности, и не менее одного на группу в количестве 23 человек. Мастера и указатели работ подчиняются заведующему мастерской, который руководит общим ходом работы, заботится о своевременной подготовке материалов, моделей для работы учеников, производит приемку исполненных работ, назначает новые, заботится о своевременном пополнении инструментальных и измерительных материалов, следит за ведением отчетности и прохождении исполненных работ через кладовую. Если не находят возможным ознакомить с современностью обработки, за отсутствием оборудования в мастерской, то назначают экскурсию на другой завод. Каждое учебное заведение должно было давать вполне законченное образование и сохранять принцип преемственности. В начале 20-х годов народное образование строилось на основе связи между ступенями общего и профессионального образования. Низшее профессиональное образование – школы ФЗУ, профшколы на базе школы первой ступени, среднее – техникумы – на базе первого концентра школы второй ступени, высшее – на основе школы второй ступени. Профессионально-техническое образование развивалось в Сибири, в Омской губернии, во всех её уездах. В это время в стране открываются школы сельскохозяйственного ученичества, массовые сельскохозяйственные школы крестьянской молодежи.
В этот период открывается ШКУ (школы колхозного ученичества) в селах Муромцево, Куликово, Нижнем Иртыше, Исилькуле, Тюкалинске, Таре и др. Началась плановая подготовка кадров для тракторизации в сельском хозяйстве. Ремесленные школы находились в ведении Губремсекции Губпрофобра, народного комиссариата по просвещению. Постепенно ремесленные школы передаются в Губнаробраз, либо реорганизуются в профтехшколы второй ступени. Ремесленные школы, скорее всего, были не школами, а исполняли роль мастерских по ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования. Несмотря на принятые правительством меры, в начале 20-х годов, в развитии профтехобразования имелись серьезные трудности и противоречия. Сокращались часы теоретического обучения, мастерские загружались заказами. Выявились недочеты во внутренней организации учебных заведений. Материально техническая база была устаревшей, что затрудняло организацию производственного обучения. Отмечается диспропорция в подготовке рабочих разных специальностей.
Необходимо подчеркнуть, что жизненно необходимые профтехшколы, ремесленные школы открывались в те годы в неприспособленных, а зачастую разбросанных раздельных помещениях, что затрудняло их работу. Об этом свидетельствуют факты из жизнедеятельности Тюкалинской профтехшколы, а еще раньше ремесленной школы. Администраторы обоих учреждений проявили инициативу о переводе и размещении данных учебных заведений профессионального образования в Саргатскую волость Тюкалинского уезда, в бывшие имения Хаймовича и Нифонтова. В Саргатской волости имелось достаточное количество земли для устройства в училище образцово-показательного хозяйства, инвентарь, постройки. А главное – географически училище находилось в центре четырех уездов, для которых низшее профтехучилище готовило квалифицированные кадры. На 1 мая 1921 г., при Омском Губпрофобре имелось 24 профтехшколы, 60 курсов, на которых работало соответственно 77 и 244 преподавателей. В 1921г. в Омской губернии во всех типах школ и на курсах профессионально-технического образования обучалось 24340 человек. Профтехшколы были школами с немногочисленным контингентом. Интересен и другой факт. В 1924 г. впервые деятельность подотдела Губпрофобра рассматривалась на Президиуме Омского губернского исполнительного комитета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов. В протоколе заседания № 17 от 19 марта 1924 г. дана положительная оценка работе подотдела. Внесены несколько предложений: в частности о рассмотрении ряда заводов и фабрик с целью выделения помещения мастерам для профшкол, здания профшкол использовать только по назначению, обращалось внимание на реальную и своевременную отчетность Губпрофобра. Исходя из выше обозначенного, необходимо признать, что первые школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы разного типа в начале 20-х годов выполнили свое назначение – подготовили квалифицированных молодых рабочих на основе соединения воспитания и общего образования со специальной технической подготовкой. Тем не менее, школы рабочего и профессионального крестьянского образования не полностью обеспечивали кадрами народное хозяйство.
Вопросы истории профессионально-технического образования многогранны и интересны. В развитии профтехобразования Омской губернии в 20-х годах ХХ века проявились общие закономерности подготовки квалифицированных кадров и выделились специфические особенности регионов. Обсуждение вопроса профессионально-технического образования в стране и принятие решений для образований играли важную роль в деятельности на местах. Постепенно создавалась система ПТО. Каждое учебное заведение, в том числе в Омской губернии, давало вполне законченное образование, о чем свидетельствуют архивные материалы. Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели большое социальное значение: обучали общей и технической грамоте; являлись центрами просвещения, как на селе, так и в городе. Изучение истории профессионального начального образования в стране, в регионе позволяет, на наш взгляд, анализировать и прогнозировать его развитие в будущем.
- Литература:
Ф.А. Лукинский. Народное образование в Сибири в период строительства социализма. – В книге: Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Ч.1. Новосибирск. 1971.
А.С. Московский. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920-1937). – Новосибирск. 1979.
Очерки истории ПТО в СССР. – М., Педагогика. 1981
М.И. Петров. Возникновение и развитие школ фабзавуча в Сибири (1920-1937). – Научные труды Новосибирского пединститута. 1969.
Правда, 1920г. 22 января. Декларация о профтехобразовании РСФСР. М., 1920. – см. Очерки истории ПТО в СССР. – М., Педагогика 1981., стр. 159.
П.Д. Селиванов. ПТО на путях роста и совершенствования. – Народное образование. 1979. №3.
В.Л.Соскин. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. – Новосибирск 1965.
В.Л. Соскин. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПА. – Новосибирск 1971.
П.Л. Трофимов. К истории строительства советской школы в Омске и Омской области (1917-1920). – М., 1955.
А.Д. Чирков, З.С. Аладышева. Развитие ПТО на Алтае. – Барнаул. 1970.