Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Охотникова Е. В., Фокина С. В. Развитие системы профессионального образования в Омской губернии в начале 20-х годов XX века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 49-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1383/ (дата обращения: 19.08.2018).

В современных условиях реорганизации профессионального образования немаловажным является изучение истории развития профессионально-технического образования (ПТО). На различных этапах своего развития профессиональное образование претерпевало существенные изменения. Возникновение, становление и развитие ПТО на территории Сибири, Омской губернии, в частности, происходило в специфических, весьма отличных от центральных территорий России, условиях. Вместе с коренными социально–экономическими и политическими преобразованиями происходили в те годы изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в ПТО. Изучение этих изменений имеет, по нашему мнению, большое научно-историческое и практическое значение. Оно дает возможность выявить и проследить основные закономерности и особенности преобразования и развития ПТО в Сибири, Омской губернии. Представленная тема исследования, на наш взгляд, имеет особую значимость и актуальность, обусловленные тем, что ПТО – это важная ступень подготовки квалифицированных рабочих кадров, отражающих потребности страны, региона, а также – это составная часть единой системы образования в государстве. Сложной является оценка степени изучения проблемы. Наиболее крупный труд – книга А.Д. Чиркова и З.С. Аладышевой «Развитие профессионально-технического образования на Алтае». Ценно то, что в книге излагается путь развития от начала 20-х до конца 60-х годов. Изучению истории профессионального образования в Сибири в 20–30-е годы уделил внимание в особой главе монографии «Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920 – 1937 гг.)» один из крупнейших исследователей рабочего класса и народного хозяйства Сибири А.С. Московский. К числу авторов книг, статей, публикаций, работавших над данной проблемой, относятся Ф.А. Лукинский, М.И. Петров, В.Л. Соскин, П.Л. Трофимов, П.Д. Селиванов. Для изучения истории ПТО в стране большое значение имеют «Очерки истории профессионально-технического образования в СССР». В книгу входят материалы по истории профессионально-технического образования в дореволюционной России, вопросы становления и развития советской системы профессионально-технического образования. Вместе с тем, данная проблема в исторической науке освещена, как нам представляется, недостаточно, причем наиболее слабо изучена региональная специфика Сибири в период становления профтехобразования. Актуальность проблемы, специфика Сибири, слабая степень изученности темы обусловила задачу исследования – рассмотреть некоторые аспекты становления низшей ступени профессионально-технического образования в 20-е годы XX века через призму формирования государственной системы профессионального образования, становления профессионально-технических школ и превращение фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в основную форму подготовки квалифицированной рабочей силы на примере Омской губернии. В работе используется архивный материал, периодическая печать и другие источники.

Восстановление, а затем реконструкция народного хозяйства были неразрывно связаны с подготовкой кадров квалифицированных рабочих. В первые же годы внимание государственных и общественных организаций было обращено на школы ФЗУ, являвшиеся новым типом профессиональных учебных заведений. 1920 год – год обсуждения вопросов профессионально-технического образования в стране и принятия решений для образования. 22 января 1920 г. в газете «Правда» опубликованы тезисы ЦК РКП (б). В них указывалось, что «должны быть приняты в широком масштабе меры профессионального обучения молодого поколения, начиная с 14 лет, дабы обеспечить необходимое воспроизводство рабочей квалифицированной силы». 29 января 1920 г. декретом Совнаркома, подписанным В.И.Лениным, на основе Секции профессионально-технического образования был создан Главный Комитет профессионально-технического образования (Главпрофобр). На Главпрофобр было возложено осуществление политики в области профессионального образования в стране, объединение деятельности всех ведомств и учреждений.

В январе 1920г. Наркомпрос принял «Декларацию о ПТО в РСФСР». Важным явилось указание на необходимость развития сети учебных заведений, принимая в них молодежь с 14 летнего возраста. Подотдел профтехобразования при Омском Губнаробразе открыт в феврале 1920 г. В его состав входили два человека: заведующий и инструктор. В августе 1920 г. штат был расширен до одиннадцати человек: в том числе заведующий, заместитель, четыре инструктора, бухгалтер, секретарь, делопроизводитель, рассыльный, техничка. В апреле 1921 г. подотдел реорганизован в Губернский комитет профтехобразования, который направляет деятельность профессиональных учебных заведений при помощи уездных и районных инструкторов. (В данном статусе он просуществовал до 1925г. в связи с ликвидацией Омской Губернии). 29 июля 1920г. В.И.Лениным был подписан декрет «Об учебной профессионально-технической повинности», согласно которому обязательному профессиональному обучению подлежали все рабочие от 18 до 40 лет, а там, где не было фабрично-заводских школ для рабочих–подростков, учебная повинность распространялась на молодежь с 14 летнего возраста. Было предложено организовать при каждом заводе краткосрочные вечерние курсы с продолжительностью занятий не менее 18 часов в неделю. Благодаря этому широкое развитие получили различного рода курсы для рабочих. Этим предполагалось ликвидировать массовую техническую безграмотность и острую нужду в квалифицированных рабочих. Для подготовки квалифицированных рабочих при Омском механическом и Литейном заводе, заводе Рандрупа организуются школы заводского ученичества с трехгодичным сроком обучения. Обучали слесарному, токарному, кузнечному, литейному искусствам в следующем порядке:

1год: два часа в день практических работ по столярному ремеслу в пределах программы. Общеобразовательные дисциплины – три часа.

2 год: три часа в день практических работ по слесарному и токарному ремеслу. Общеобразовательные дисциплины – три часа.

3 год: четыре часа в день практических работ по кузнечному и литейному ремеслам в начале года, а остальное время по избранной профессии. Общеобразовательные дисциплины – два часа.

Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся определялось при заводе: Омскмеханлит – 60 человек, при Рандрупа – 40 человек. Учебный год рассчитан на 52 недели, количество часов в неделю – 37. В связи с организацией школ заводского ученичества подотделам профобразования разработано и было утверждено Положение о практических работах в данных школах, в которых раскрыто содержание их деятельности. Занятия проходят под руководством опытных преподавателей, число которых устанавливается в каждом классе в зависимости от количества учеников, но не менее как по одному мастеру и одному руководителю по каждой специальности, и не менее одного на группу в количестве 23 человек. Мастера и указатели работ подчиняются заведующему мастерской, который руководит общим ходом работы, заботится о своевременной подготовке материалов, моделей для работы учеников, производит приемку исполненных работ, назначает новые, заботится о своевременном пополнении инструментальных и измерительных материалов, следит за ведением отчетности и прохождении исполненных работ через кладовую. Если не находят возможным ознакомить с современностью обработки, за отсутствием оборудования в мастерской, то назначают экскурсию на другой завод. Каждое учебное заведение должно было давать вполне законченное образование и сохранять принцип преемственности. В начале 20-х годов народное образование строилось на основе связи между ступенями общего и профессионального образования. Низшее профессиональное образование – школы ФЗУ, профшколы на базе школы первой ступени, среднее – техникумы – на базе первого концентра школы второй ступени, высшее – на основе школы второй ступени. Профессионально-техническое образование развивалось в Сибири, в Омской губернии, во всех её уездах. В это время в стране открываются школы сельскохозяйственного ученичества, массовые сельскохозяйственные школы крестьянской молодежи.

В этот период открывается ШКУ (школы колхозного ученичества) в селах Муромцево, Куликово, Нижнем Иртыше, Исилькуле, Тюкалинске, Таре и др. Началась плановая подготовка кадров для тракторизации в сельском хозяйстве. Ремесленные школы находились в ведении Губремсекции Губпрофобра, народного комиссариата по просвещению. Постепенно ремесленные школы передаются в Губнаробраз, либо реорганизуются в профтехшколы второй ступени. Ремесленные школы, скорее всего, были не школами, а исполняли роль мастерских по ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования. Несмотря на принятые правительством меры, в начале 20-х годов, в развитии профтехобразования имелись серьезные трудности и противоречия. Сокращались часы теоретического обучения, мастерские загружались заказами. Выявились недочеты во внутренней организации учебных заведений. Материально техническая база была устаревшей, что затрудняло организацию производственного обучения. Отмечается диспропорция в подготовке рабочих разных специальностей.

Необходимо подчеркнуть, что жизненно необходимые профтехшколы, ремесленные школы открывались в те годы в неприспособленных, а зачастую разбросанных раздельных помещениях, что затрудняло их работу. Об этом свидетельствуют факты из жизнедеятельности Тюкалинской профтехшколы, а еще раньше ремесленной школы. Администраторы обоих учреждений проявили инициативу о переводе и размещении данных учебных заведений профессионального образования в Саргатскую волость Тюкалинского уезда, в бывшие имения Хаймовича и Нифонтова. В Саргатской волости имелось достаточное количество земли для устройства в училище образцово-показательного хозяйства, инвентарь, постройки. А главное – географически училище находилось в центре четырех уездов, для которых низшее профтехучилище готовило квалифицированные кадры. На 1 мая 1921 г., при Омском Губпрофобре имелось 24 профтехшколы, 60 курсов, на которых работало соответственно 77 и 244 преподавателей. В 1921г. в Омской губернии во всех типах школ и на курсах профессионально-технического образования обучалось 24340 человек. Профтехшколы были школами с немногочисленным контингентом. Интересен и другой факт. В 1924 г. впервые деятельность подотдела Губпрофобра рассматривалась на Президиуме Омского губернского исполнительного комитета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов. В протоколе заседания № 17 от 19 марта 1924 г. дана положительная оценка работе подотдела. Внесены несколько предложений: в частности о рассмотрении ряда заводов и фабрик с целью выделения помещения мастерам для профшкол, здания профшкол использовать только по назначению, обращалось внимание на реальную и своевременную отчетность Губпрофобра. Исходя из выше обозначенного, необходимо признать, что первые школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы разного типа в начале 20-х годов выполнили свое назначение – подготовили квалифицированных молодых рабочих на основе соединения воспитания и общего образования со специальной технической подготовкой. Тем не менее, школы рабочего и профессионального крестьянского образования не полностью обеспечивали кадрами народное хозяйство.

Вопросы истории профессионально-технического образования многогранны и интересны. В развитии профтехобразования Омской губернии в 20-х годах ХХ века проявились общие закономерности подготовки квалифицированных кадров и выделились специфические особенности регионов. Обсуждение вопроса профессионально-технического образования в стране и принятие решений для образований играли важную роль в деятельности на местах. Постепенно создавалась система ПТО. Каждое учебное заведение, в том числе в Омской губернии, давало вполне законченное образование, о чем свидетельствуют архивные материалы. Школы фабрично-заводского и крестьянского ученичества, ремесленные школы имели большое социальное значение: обучали общей и технической грамоте; являлись центрами просвещения, как на селе, так и в городе. Изучение истории профессионального начального образования в стране, в регионе позволяет, на наш взгляд, анализировать и прогнозировать его развитие в будущем.


Литература:
  1. Ф.А. Лукинский. Народное образование в Сибири в период строительства социализма. – В книге: Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. – Ч.1. Новосибирск. 1971.

  2. А.С. Московский. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири (1920-1937). – Новосибирск. 1979.

  3. Очерки истории ПТО в СССР. – М., Педагогика. 1981

  4. М.И. Петров. Возникновение и развитие школ фабзавуча в Сибири (1920-1937). – Научные труды Новосибирского пединститута. 1969.

  5. Правда, 1920г. 22 января. Декларация о профтехобразовании РСФСР. М., 1920. – см. Очерки истории ПТО в СССР. – М., Педагогика 1981., стр. 159.

  6. П.Д. Селиванов. ПТО на путях роста и совершенствования. – Народное образование. 1979. №3.

  7. В.Л.Соскин. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. – Новосибирск 1965.

  8. В.Л. Соскин. Культурная жизнь Сибири в первые годы НЭПА. – Новосибирск 1971.

  9. П.Л. Трофимов. К истории строительства советской школы в Омске и Омской области (1917-1920). – М., 1955.

  10. А.Д. Чирков, З.С. Аладышева. Развитие ПТО на Алтае. – Барнаул. 1970.

Основные термины (генерируются автоматически): профессионально-техническое образование, Омская губерния, профессиональное образование, школа, изучение истории, Сибирь, Омск, работа, час, Саргатская волость.

Похожие статьи

Программы развития студенческой молодежи в области...

Омская область, Омский государственный технический университет, студент, физическая культура, студенческое самоуправление, студенческая молодежь, высшее профессиональное образование, Россия, день, народное...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

...профессиональными торговцами и что на ней преобладала в силу этого оптовая торговля.

Ишимский дистрикт, уезд, округ. Сборник документов для истории Ишима. – М. 2000. – 203 с.

ишим, училище, народное образование, учебное заведение, Тобольская губерния, Сибирь...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности на территории...

Среди районов Омской области наибольшее количество возгораний зарегистрировано на территориях Омского (16 пожаров), Любинского (6 пожаров), Саргатского, Большереченского

Профессиональные пожарные день и ночь несут службу, спасая людей, материальные...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Костина Е. А. Факторы создания и деятельности второклассных школ Западной Сибири конца XIX

В процессе изучения «священной истории» уделялось особое внимание изучению истории «малой

Содержание кадетского воспитания и образования. В отличие от обычной...

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

В экспедиции принимают участие экологические дружины Большереченского, Саргатского

Археологические объекты отражают всю историю Омского прииртышья — от каменного века, до позднего средневековья.

Результаты работ представляют на экологических форумах г.Омска.

Сущность и формы организации эколого-географического...

...образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение.

Челябинским областным краеведческим обществом, СибирьОмским региональным отделением СКР.

Омский государственный педагогический университет (Омск)...

Омский государственный педагогический университет. Адрес: Омская область, город Омск, Чкаловский поселок, улица Романенко, 16.

Виды дополнительного профессионального образования кадров в рамках муниципальной службы.

Памятник истории и культуры Большереченского района Омской...

В Омской области памятники истории и культуры были и остаются базой для изучения и осмысления истории Отечества и его региональной культуры [3, с. 121].

Брежнева М. Л. Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. — Омск, 2005, 343 с.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа. Историко-революционная тематика в работах алтайских...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Программы развития студенческой молодежи в области...

Омская область, Омский государственный технический университет, студент, физическая культура, студенческое самоуправление, студенческая молодежь, высшее профессиональное образование, Россия, день, народное...

Ярмарочная торговля в г. Ишиме в XVIII – начале XIX века

...профессиональными торговцами и что на ней преобладала в силу этого оптовая торговля.

Ишимский дистрикт, уезд, округ. Сборник документов для истории Ишима. – М. 2000. – 203 с.

ишим, училище, народное образование, учебное заведение, Тобольская губерния, Сибирь...

Проблемы обеспечения пожарной безопасности на территории...

Среди районов Омской области наибольшее количество возгораний зарегистрировано на территориях Омского (16 пожаров), Любинского (6 пожаров), Саргатского, Большереченского

Профессиональные пожарные день и ночь несут службу, спасая людей, материальные...

Второклассные церковные школы в селах Алтая конца XIX...

Костина Е. А. Факторы создания и деятельности второклассных школ Западной Сибири конца XIX

В процессе изучения «священной истории» уделялось особое внимание изучению истории «малой

Содержание кадетского воспитания и образования. В отличие от обычной...

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

В экспедиции принимают участие экологические дружины Большереченского, Саргатского

Археологические объекты отражают всю историю Омского прииртышья — от каменного века, до позднего средневековья.

Результаты работ представляют на экологических форумах г.Омска.

Сущность и формы организации эколого-географического...

...образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

У всех народов сведения о природе, истории передавались из поколения в поколение.

Челябинским областным краеведческим обществом, СибирьОмским региональным отделением СКР.

Омский государственный педагогический университет (Омск)...

Омский государственный педагогический университет. Адрес: Омская область, город Омск, Чкаловский поселок, улица Романенко, 16.

Виды дополнительного профессионального образования кадров в рамках муниципальной службы.

Памятник истории и культуры Большереченского района Омской...

В Омской области памятники истории и культуры были и остаются базой для изучения и осмысления истории Отечества и его региональной культуры [3, с. 121].

Брежнева М. Л. Народы и культуры Сибири: изучение, музеефикация, преподавание. — Омск, 2005, 343 с.

Плакатное искусство Сибири в годы войны первой половины XX в.

художественное образование, школа, Алтайский край, Барнаул, программа, Западная Сибирь, народное декоративно-прикладное искусство, народное искусство, изобразительное искусство, детская художественная школа. Историко-революционная тематика в работах алтайских...

Задать вопрос