Реорганизация местных органов управления образованием РСФСР в конце 1920-х - начале 1930-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трибунских, Н. И. Реорганизация местных органов управления образованием РСФСР в конце 1920-х - начале 1930-х гг. / Н. И. Трибунских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 2 (49). — С. 293-297. — URL: https://moluch.ru/archive/49/6236/ (дата обращения: 19.04.2024).



Цель: знакомство с особенностями быта крестьян на Руси.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.) и их назначением;
  2. Обогатить и активизировать речь детей словами изба, самовар, ухват, чугун, прялка, коромысло, рушник, кувшин;
  3. Закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы;
  4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Развивающие задачи:

  1. Развивать мыслительные способности путём разгадывания загадок;
  2. Развитие психических функций — восприятие, внимание, память, мышление;
  3. Формировать фонематические процессы.

Воспитательные задачи:

  1. Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа;
  2. Воспитывать интерес и любовь к русским народным традициям и обычаям;
  3. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства;
  4. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям;
  5. Воспитывать коммуникативные навыки.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

Аудиозаписи русской народной музыки, соленое тесто, предметы кухонной утвари, предметы быта, столы для творческой работы, скамьи, народный женский костюм бабушки Арины.

Предварительная работа:

  1. Чтение русских народных сказок: (гуси-лебеди, баба яга костяная нога, рассматривание иллюстраций);
  2. Прослушивание русской народной музыки;
  3. Знакомство с некоторыми народными предметами быта;
  4. Знакомство с внешним строением русской избы;
  5. Беседа по темам «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь»;
  6. Рассматривание иллюстраций с изображением русской печи;
  7. Заучивание пословиц и поговорок;
  8. Подбор иллюстративного материала по теме, настольно-печатных игр, дидактических игр, материалов для игр.

Ход занятия:

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: макет русской печи, русские большие платки, стол, скамьи, вышитые полотенца, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.

Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие.

Ребята мы с вами живём в великой стране. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно. Или ещё можно сказать Матушка-Русь. Хотите отправиться в необычное путешествие и посмотреть, как жили люди раньше на Руси? На чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, поезде, машине). А на чем в сказках путешествуют? (на ковре-самолете, в сапогах-скороходах, в ступе). А я вам предлагаю отправиться в путешествие на Машине Времени.

C:\Users\группа10\Desktop\8580787_sdc13905.jpg

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, закроем глаза и скажем: раз-два-три, Машина Времени, в прошлое нас отвези!

Воспитатель: Ребята, вот мы и прилетели в прошлое.

C:\Users\группа10\Desktop\images (1).jpg

(Гостей встречает бабушка Арина в русском народном костюме)

Бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются) Меня зовут бабушка Арина, я хозяйка этого дома. А знаете ли вы, что обозначает слово «здравствуй»?

Воспитатель: Конечно, знаем, даже стихотворение можем рассказать.

Стихотворение читает ребёнок.

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов, потому что «здравствуй»

Значит «Будь здоров»! Вечером расстались –

Встретились с утра, значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Воспитатель: Мы оказались с вами в русской избе. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети кланяются, прижав руку к сердцу.

Бабушка Арина: Милости прошу, дорогие гости, проходите в горницу-светлицу.

C:\Users\группа10\Desktop\unnamed.jpg

«Красному гостю — красное место».

Какие вы красивые и нарядные. Откуда вы ко мне пожаловали?

Воспитатель: Мы прилетели на машине времени из будущего.

Бабушка Арина: Я встречу вас так, как у нас в старину встречают гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи.

Всех дорогих гостей всегда у нас усаживают возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая. Да красивая какая!

Бабушка Арина: У меня в горнице много интересных и полезных вещей, а сначала, ребята, попробуйте, отгадать загадки, которые лежат в моей красивой шкатулочке. Слушайте первую загадку:

Зимой много ест, летом много спит,

Пасть открывает,

Что дают — глотает,

Внутри огонь горит,

Из трубы дым валит, кашу варит, блины жарит (печь).

C:\Users\группа10\Desktop\Без названия.jpg

Бабушка Арина: Главная в крестьянской избе — печь. Недаром говорят: «Печь — это сердце дома», «Печка — деревенская кормилица».

Она у нас в избе занимает большую часть комнаты.

А вы знаете, ребята, для чего нужна печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Бабушка Арина: А какую еду можно приготовить в печи?

Дети: Сварить щи, кашу, испечь пироги, хлеб, можно сушить грибы и ягоды.

Правильно ребята даже на Руси есть поговорка «Щи да каша, пища наша»

Воспитатель: Ребята, в старину люди много трудились, и в избе делалось всё своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины делали миски и ложки, вырезали их из дерева, плели лапти, да корзины, да кузовочки, посуду лепили из глины. Женщины пряли пряжу на прялке, вязали и вышивали, малых детушек в люльке качали. А когда отдыхали — в разные игры играли.

Давайте встанем в круг и вспомним русскую народную игру «Гори, гори ясно» (с платочком).

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Раз, два, три, беги. (Игра повторяется несколько раз).

Бабушка Арина: Ребята, а отгадайте следующую загадку про домашнюю утварь:

Воду дед носил с утра, каждый раз по два ведра,

На плечах повисло, держит вёдра…(коромысло)

Чёрный конь,

Скачет в огонь (кочерга)

Бабушка Арина: Молодцы, ребята, а теперь следующая загадка:

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает.

Что схватит — отдает, сам в угол идет (ухват)

Бабушка Арина: Правильно, а теперь посмотрим, как вы эту загадку отгадаете:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит… (чугунок)

Бабушка Арина: Правильно, кашу мы варим в чугунках.

Бабушка Арина: Ребята, а для чего нужен ухват?

Дети: С помощью ухвата доставали из плиты чугунки.

Бабушка Арина: А у меня есть ещё следующая загадка:

Сама не ест,

А людей кормит (ложка)

Бабушка Арина: Молодцы, ребята, умеете отгадывать загадки.

Мы крестьяне. А в крестьянской семье у каждого есть своя ложка, которую вырезали из дерева. По обычаю в гости у нас крестьяне ходят со своей ложкой.

Даже поговорка такая есть: «Запасливый гость без ложки не ходит».

Перед едой ложку кладут выемкой кверху, что означает приглашение к еде. После трапезы ложку переворачивают, давая понять, что наелись.

А ещё у нас крестьяне любят на ложках играть.

Воспитатель: Наши дети тоже умеют играть на ложках и сейчас вам это покажут.

Дети исполняют «Оркестр»

Бабушка Арина: Молодцы, ребята, как вы хорошо играете на ложках, мне очень понравилось.

Воспитатель: У вас в избе столько всего интересного.

Ребята, а давайте, ещё немного поиграем. Игра так и называется: «Что изменилось?»

(Дети становятся спиной к экрану. На экране картинки: самовар, утюг, кувшин, лапти, печка — исчезает один из предметов; дети поворачиваются к экрану, угадывают и называют, предмет, которого нет — игра проводится 3 раза)

Бабушка Арина: Какие вы молодцы, справились с заданием, а теперь послушайте мою следующую загадку:

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар)

На столе в избе всегда у нас стоит горячий самовар. А традиционное угощение к чаю — сушки, бублики, сухарики, крендельки и пирожки. За самоваром собирается вся большая крестьянская семья, пьют горячий чай с медом, с пирогами и блинами.

Самовар является символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Бабушка Арина: Я очень ждала вас в гости. Истопила печь, замесила тесто, а испечь ничего не успела. Помогите мне пирожки слепить, потом и чай с ними попьёте.

Воспитатель: Ребята, сначала давайте разомнем наши пальчики перед работой.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Тесто мы месили, (месим тесто)

Мы пирог лепили, (лепим пирожки)

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (хлопаем в ладоши)

Слепим мы большой пирог! (показываем большой пирог)

(Приготовление детьми пирожков из соленого теста)

Бабушка Арина: Молодцы, потрудились на славу. А теперь, пока наши пироги пекутся, я предлагаю отдохнуть, да повеселиться.

Дети водят хоровод и поют песню «К нам гости пришли».

Бабушка Арина: Хороводы-то водить вы мастера.

Бабушка Арина: Пироги-то наши испеклись (Вынимает из печи). Вот какие славные пирожки у нас получились.

Воспитатель: Ребята, вы узнали, как русские люди раньше жили, предлагаю вам немного поиграть и вспомнить о чём мы говорили.

Игра так и называется «Как стало, что было»

Сейчас дом, а раньше — изба,

Сейчас чайник, а раньше — самовар,

Сейчас кастрюля, а раньше — чугунок,

Сейчас плита, а раньше — печь,

Сейчас утюг, а раньше — рубель

Сейчас прихватка, а раньше — ухват,

Сейчас сапоги, а раньше — лапти,

Сейчас спят на кровати, а раньше — на лавках

Сейчас одежду хранят в шкафах, а раньше — в сундуках.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? А что больше всего? (ответы детей)

Нам пора на машине времени возвращаться обратно в детский сад.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и скажем: «Ты немного улыбнись, в детский сад скорей вернись!»

Основные термины (генерируются автоматически): народное образование, отдел, Народный комиссариат просвещения, профессиональное образование, РСФСР, административно-территориальное деление, инспектор, край, всеобщее обучение, всеобщее обязательное начальное обучение.


Похожие статьи

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

Народный комиссариат просвещения был наделен большим бюджетным ассигнованием

Основные термины (генерируются автоматически): Временное правительство, учитель, педагог, советская власть, народное просвещение, Архангельская губерния, народное образование...

Основные этапы развития национального образования...

Управление ими было сосредоточено в Наркомпросе. Организацией национальных школ занимались подотделы по просвещению национальных меньшинств в структуре отделов народного образования местных Советов.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Развитие профессиональной школы на Урале: Обучение...

Одной из особенностей Урала явилось раннее развитие профессиональной школы. Это выделяло уральский край среди других регионов царской России. Несмотря на то, что в дореформенный период система профессионального образования еще не сложилась...

Развитие системы профессионального образования в Омской...

На различных этапах своего развития профессиональное образование претерпевало существенные

Наркомпрос принял «Декларацию о ПТО в РСФСР». Важным явилось указание на

Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся...

Становление краеведения в России как элемента педагогического...

В 1862 году эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи Н. Х. Вессель

Было предложено включить в курс обучения местную географию, естествознание и историю края. Педагог и просветитель К. Д. Ушинский горячо поддержал данное предложение.

История развития образования | Статья в журнале...

Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование.

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее обязательное начальное обучение, всеобщее обучение, казахский язык.

Похожие статьи

Проблемы народного образования на Европейском Севере...

Народный комиссариат просвещения был наделен большим бюджетным ассигнованием

Основные термины (генерируются автоматически): Временное правительство, учитель, педагог, советская власть, народное просвещение, Архангельская губерния, народное образование...

Основные этапы развития национального образования...

Управление ими было сосредоточено в Наркомпросе. Организацией национальных школ занимались подотделы по просвещению национальных меньшинств в структуре отделов народного образования местных Советов.

Общее и дополнительное образование с 1917 по 1924 г.

История советской школы началась с выпущенного в 1917 году Народным комиссариатом по просвещению «Обращения к населению», в котором указывалось, что первой целью новой власти является достижение в кратчайшие сроки всеобщей грамотности населения за счет...

Развитие профессиональной школы на Урале: Обучение...

Одной из особенностей Урала явилось раннее развитие профессиональной школы. Это выделяло уральский край среди других регионов царской России. Несмотря на то, что в дореформенный период система профессионального образования еще не сложилась...

Развитие системы профессионального образования в Омской...

На различных этапах своего развития профессиональное образование претерпевало существенные

Наркомпрос принял «Декларацию о ПТО в РСФСР». Важным явилось указание на

Согласно решению губернского отдела народного образования количество учащихся...

Становление краеведения в России как элемента педагогического...

В 1862 году эксперт-педагог Министерства народного просвещения Российской империи Н. Х. Вессель

Было предложено включить в курс обучения местную географию, естествознание и историю края. Педагог и просветитель К. Д. Ушинский горячо поддержал данное предложение.

История развития образования | Статья в журнале...

Советское образование 20-х гг. ввело всеобщее обучение, провозгласило движение за ликвидацию неграмотности. Уровень грамотности вырос скачком. Именно в Советском Союзе появилось впервые всеобщее бесплатное образование.

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня...

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (10) декабрь 2016 г.

Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Национальные школы Казахстана 1920-х — начала 1940-х гг.

Казахстан, школа, родной язык, народное образование, арабская графика, казахская школа, единая трудовая школа, всеобщее обязательное начальное обучение, всеобщее обучение, казахский язык.

Задать вопрос