Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №21 (101) ноябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.11.2015

Статья просмотрена: 7363 раза

Библиографическое описание:

Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 627-630. — URL https://moluch.ru/archive/101/22957/ (дата обращения: 23.07.2018).



 

Образование является одним из важнейших элементов системы социальной сферы государства, которая обеспечивает процесс получения человеком знаний, умений и навыков. В дальнейшем эти знания умения и навыки, участник образовательной системы, эффективно применяет в своей профессиональной деятельности, тем самым вносит вклад в развитие государства.

Процесс модернизации и инновации в образовательной сфере позволит нашей стране занимать передовые позиции в мире. Для этого необходимы новые подходы к содержанию и уровню образовательных отношений в государстве.

Образовательная система России имеет богатейшие исторические корни. Самобытность и неповторимость нашей системы образование несет в себе большой потенциал для ее дальнейшего развития. Однако в настоящее время наметились некоторые системные трудности, особенно в последние годы.

Современные условия развития общества требуют от формирующейся системы создания новых механизмов адаптации и апробации содержания образовательных программ. Это обусловлено изменением потребностей общества, как в культурной, так и в экономической среде. Возросла необходимость внедрения в образовательную среду общественных систем управления и контроля, а так же активного привлечения инвестиций, не только со стороны государства.

Рыночные отношения, которые активно стали распространяться в образовательной сфере, ориентация на интересы личности, большая самостоятельность образовательных учреждений, появление негосударственных форм обучения, естественно повлияло на содержание и самого конституционного права на образование. Все это послужило толчком для проведения реформы образования, которая началась с Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании 1996 года за номером 125-ФЗ.

Данный закон привлек внимание на проблему образования в нашей стране. К вопросу реформы в образовании все чаще и чаще стали обращать свое внимание политики и государственные деятели. В дальнейшем приняты ряд законодательных актов, которые составляют основу модернизации в данной области.

В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Именно поэтому возникает необходимость рассматривать нормативно-правовое регулирование права человека на образование в призме международных стандартов.

Именно приведение образовательной системы в соответствие с международными актами и соглашениями, является основой реформирования в России. Анализ и оценка уже существующих результатов говорит нам о том, что, несмотря на большой опыт реформирования в области образования, мы находимся в стадии начала формирования системы. В ходе реализации новых реформ общество сталкивается с неоднозначными оценками эффективности результатов.

На сегодняшний день каждый человек, в том числе и ребенок знает, что необходимо учится — это представляется естественным. Однако на исторических этапах развития общества, право человека на образование было не столь естественным, и взгляд на него был не столь неоднозначным. Закрепление данного права и принципов его реализации в международно-правовых актах является результатом развития гражданского общества.

Данное право закреплено конституционно и является неотчуждаемым, и именно государство должно создавать условия для его реализации во всех направлениях. Для того, чтобы система образования отвечала современным потребностям развития общества ей необходимо постоянное развитие.

Одним из компонентов учебно-воспитательного процесса является содержание образования. И первые вопросы, с которыми сталкиваются реформаторы: Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что развивать и воспитывать?

Мировое образование на современном этапе развития состоит из множества национальных образовательных систем. Первым отличием этих систем являются: уровень целей и задач, а так же культурные традиции. Вторым отличием может служить состояние качества образовательного процесса.

Необходимо объединение усилий всех заинтересованных стран в создании единого образовательного пространства, обращение внимания на содержание образования, осмысление целей и задач, стоящих во главе данного вопроса, а так же определение собственных ориентиров.

Внутренний накопленный опыт государства в разных внутриполитических, экономических и социальных направлениях, не всегда принимается в других странах, что сильно тормозит развитие, в том числе образовательного процесса.

За последние года в нашей стране происходят серьезные изменения в области содержания образования. В условиях реформирования, весьма значимой оказывается проблема анализа, адаптации и использования образовательного опыта других стран. Возможность его интеграции в содержание российского образования.

Недостаточная изученность проблемы в науке, а так же возникающие сложности внедрения в школьную практику, делают ее актуальной.

Все это определяет необходимость продолжения проведения реформы образования. Реализация Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [1] выявила ряд спорных вопросов.

Внедрение в общественные отношения новых государственных стандартов образования обозначили как плюсы, так и минусы нового закона.

Исследовательская литература за последние 5 лет приходит к выводу о том, что положительными моментами при реализации нового федерального закона является попытка предоставления школьникам выбора.

Многие скажут, что наши дети не способны самостоятельно выбирать, и будут в какой-то мере правы. Однако надо не забывать, что правильность этого выбора лежит на плечах педагога, а это сфера уже регулирования не ФГОС, а методов и приемов подготовки педагогических кадров. Новый стандарт помогает учащемуся определиться с профессиональным направлением своего движения вперед и сконцентрировать на важных аспектах своей деятельности в обучении.

К положительным сторонам можно отнести и то, что происходит постепенный переход от «линейного» обучения (передачи знаний) к проектирующей, развивающей творческие способности в деятельности. В основе нового стандарта лежит системно-деятельный подход, т. е. внедрение в практику обучения проектной и исследовательской работы.

Апробация закона начата с первой ступеньки начального образования в школе еще с 1 сентября 2011 года, на данном этапе (2015 год) в учебных заведениях, которые применяют ФГОС в основном общем звене.

ФГОС основного общего образования содержит разъяснение к организации внеурочной деятельности, что минимизирует риски возникновения конфликтов между семьей и школой, что наблюдалось при апробировании ФГОС начального общего образования.

Многие специалисты к плюсам ФГОС относят попытку вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а так же преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. [9]

Однако не обходится и без минусов в процессе реализации нового федерального стандарта. К главному из них относится — требования к условиям реализации стандарта.

Новый ФГОС может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде, а, следовательно, государство, должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально-технической базы российской школы.

Серьезным недостатком нового стандарта, по мнению С. И. ЗаирБек, является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей.[6]

В настоящее время утверждены ФГОС для:

        начального общего образования (1–4 кл.)- Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373". [3]

        основного общего образования (5–9 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)» [5]

        среднего (полного) общего образования (10–11 кл.) — Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». [5]

По планам Минобрнауки России массовый переход на обучение старшеклассников с учетом новых требований начнется в 2020 году.

С 2011 года по новым федеральным образовательным стандартам начали учить в начальной школе (первый — четвертый классы), в 2012 году начат переход на новый стандарт основной школы (пятый — девятый классы), в 2013 году — старшей (10–11 классы), ФГОС старших классов станет обязательным для всех российских школ.

Появление полноценного стандарта означает, что требование части 5 статьи 43 Конституции России, которая говорит о том, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты…» [2] через 19 лет выполнены!

В связи с принятием Закона «Об образовании в Российской Федерации» стандарт становится документом прямого действия.

Не так много времени прошло после начала внедрения новых федеральных государственных стандартов, но, несмотря на это, нормативно-правовое регулирование процесса не всегда опирается на четко-выработанную концепцию.

В процессе внедрения и апробации федерального законодательства в этой области наблюдается противоречие в принимаемых нормативно-правовых актах. Такие законодательные акты не способны формировать полноценную систему контроля за их исполнением. Когда нормы одного документа исключают реализацию норм в другом документе, естественно нормы законодательства в обоих случаях не действуют, или действуют с искажением. И это не может положительно сказаться на реализации программ образования в целом.

В юридической литературе справедливо отмечается, что одним из важнейших аспектов в праве является проблема терминологии, поскольку применение терминов, не имеющих четких правовых критериев, может привести к разночтению нормативных правовых актов, и в конечном итоге возникновению правовых коллизий. [7]

Примером таких коллизий выступают неразрешимые вопросы двухуровневого регулирования образовательных отношений. Данные отношения относятся к совместному ведению РФ и ее субъектов, согласно ст. 72 Конституции РФ. Они не соответствуют конституционным формулировкам, т. к. те вопросы, которые относятся к исключительному ведению субъектов, не нуждаются в регулировании со стороны федеральных органов власти.

Еще одним примеров может служить, то, что в Законе «Об образовании» не определены «общие вопросы образования», что входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

Без четкого разграничения полномочий в данной области выступают и нормы ст. 28 и 29 данного закона.

Представляется неверным, встречающееся в ряде законов, такое полномочие органов власти субъекта РФ, как «осуществление федеральной политики в области образования» (например, Закон Ставропольского края). В некоторых случаях складывается такая ситуация, когда закон субъекта РФ копирует текст федерального закона, включая нормы, устанавливающие компетенцию РФ в сфере образования (например, Законы об образовании Республики Коми и Удмуртской Республики).

Законы, которые не имеют аналогов на федеральном уровне, составляют особую категорию законодательства субъектов РФ. Одной из причин является пробел правового регулирования. Нормы о сельских образовательных учреждениях получили свое отражение в законах субъектов РФ, и каждый субъект по-своему подходит к решению этой проблемы. Возможно регулирование данного вопроса, например, создание подзаконных актов, следует перенести на федеральный уровень, что особенно важно при реализации национальных проектов в наиболее приоритетных сферах общественной жизни.

Образовательная система — это сложный механизм взаимодействующих между собой других систем. В их число входят: системы образовательных учреждений и актов, издаваемых этими учреждениями, системы контроля и надзора за образовательными учреждениями, системы органов государственного управления системы негосударственных организаций, осуществляющих деятельность, которая сопутствуют образовательному процессу.

Такой сложный механизм требует хорошей законодательной основы в области исполнения норм издаваемых органами этой системы.

Создаются новые виды и методы контроля, идет реформа отдельных институтов образования, меняются формы образования и правовое положение образовательных учреждений. Но эта система не будет действовать, если не применять комплексный подход. Этот подход должен обхватывать и всесторонне рассматривать весь процесс образования.

Главной задачей государства становится формирование и реализация новых образовательных взаимоотношений. Приоритетом для всех участников данного процесса становится создание полноценной свободной личности.

В процессе изучения данной темы многие российские авторы в юридической литературе затрагивает такие аспекты правового регулирования образование, как конституционные нормы о праве на образование, понятие и содержание конституционного права на образование, предмет и объект локального нормотворчества, правовой статус субъектов образовательных отношений, правовое регулирование положение лиц, нуждающихся в особой защите в образовательной сфере, международные стандарты прав человека, особенности инновационного развития высшего образования, реализация конституционного права на образование принципы и стадии, договорные отношения сфере образовательных услуг, государственный контроль деятельности в сфере образования, международная защита права на образование и другие значимые вопросы.

Изучение данных вопросов легло в основу создания нормативной базы, научной базы образовательных реформ. Изучение и внедрение в образовательную систему новых государственных стандартов является основой для дальнейшего правотворчества, как юристов, так и научных исследователей. Набирающая силу реформа выдвигает все новые и новые задачи и требует правильного решения. При рассмотрении вопроса образования исследователи все чаще и чаще встают вопросы правильности реализации нормотворческой деятельности. Новые реформы должны охватывать не только юридический анализ проблемы, но и человеческий фактор. Рассмотрение вопроса реформирования взаимодействия государства и всех общественных объединений позволит расширить методы исследования, изучить опыт зарубежных стран, объективно оценить сложившуюся ситуацию в России.

Российская система образования способна конкурировать с образовательными системами зарубежных стран, но для осуществления всесторонней реформы необходима широкая поддержка со стороны общественности в образовательной политики, восстановление ответственности активной роли государства в этой сфере, выделение необходимых для этого ресурсов и создание механизмов их эффективного использования. [8]

Еще К. Маркс отмечал взаимосвязь образования и общества: «Если возникает необходимость в той или иной системе образования, то это неизбежно влечет за собой трансформацию социальных структур. Но без измененной, новой системы образования, определяющей форму мировоззрения человека, не представляется возможным изменение социальных структур». [10]

Функционирование и разработка сферы образования России осуществляется на основе частных теорий социологии образования, педагогики, воспитания, философии образования, психологии, истории образования, правового и экономического обеспечения, а так же управления образованием.

Огромное число исследований в области российского и зарубежного реформирования образования, указывает на недостаточную разработанность данной темы, отсутствие комплексного анализа механизмов реализации государственной политики в процессе изменения структуры образования.

В современных условиях развития общества необходимо комплексное изучение самого права на образования в аспекте не только конституционного права, но и так же, как неотъемлемого права человека.

 

Литература:

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ «Российскаягазета», № 303, 30декабря2012 г.
  2. Конституция РФ 12 декабря 1993 г./Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, 2011г.
  3. Приказ МинобрнаукиРоссии от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"/ 15 декабря 2011 г. на Интернет-портале «Российской Газеты» (www.rg.ru)
  4. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»/ www.pravo.gov.ru, 10.02.2015
  5. Приказ МинобрнаукиРоссии от 17 мая 2012 г. № 413«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»/21 июня 2012 г. в«РГ» — Федеральный выпуск № 5812
  6. С. И. ЗаирБек, руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативноправового регулирования образования Федерального института развития образования Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  7. Л. А. Зубов Понятие и содержание конституционного права на образование//Современное право № 12 от 2007 г.
  8. Бельский К. С., Зайцева Л. А. Педагогический процесс в юридическом вузе (цикл материалов по вузовской педагогике)// «Юридическое образование и наука», 2009, N 1
  9. А. А. Лобжанидзе, др пед. наук, профессор кафедры экономической и социальной географии ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»- Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», № 5–2011
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч Т. 16. — С. 595.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, образование, начальное общее образование, образовательная система, образовательный процесс, основное общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт, система образования, содержание образования.


Похожие статьи

Федеральные государственные образовательные стандарты...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт, Российская Федерация, полноценное формирование...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Например, начальное общее образование — 3 — 4 года, основное общее образование — 9 лет, среднее (полное) общее образование — 11 лет, высшее профессиональное в...

Ключевые особенности федерального государственного...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер.

Проблема качества современного начального образования...

Ключевые слова: образование, начальное образование, образовательная система, образовательные услуги, образовательный стандарт, качество образования. Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7].

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Начальное общее образование.

Общее (полное) образование. 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; освоение правил речевого и неречевого поведения

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

А вот при осуществлении внеурочной деятельности необходимо опираться на: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241)...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Федеральные государственные образовательные стандарты...

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, начальное общее образование, основная образовательная программа, условие реализации, общее образование, Пункт, Российская Федерация, полноценное формирование...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

Например, начальное общее образование — 3 — 4 года, основное общее образование — 9 лет, среднее (полное) общее образование — 11 лет, высшее профессиональное в...

Ключевые особенности федерального государственного...

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по количеству и качеству нововведений, сфере применения носит беспрецедентный характер.

Проблема качества современного начального образования...

Ключевые слова: образование, начальное образование, образовательная система, образовательные услуги, образовательный стандарт, качество образования. Согласно п. 4 ст. 10 Закона «Об образовании в Российской Федерации»...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. [3, с. 7].

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

Начальное общее образование.

Общее (полное) образование. 1) приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка; освоение правил речевого и неречевого поведения

Российская система образования: достоинства и недостатки

В статье рассматриваются основные положения о системе образования в Российской Федерации, также рассмотрен процесс реформирования высшего российского образования и произведено сравнение образовательных систем России и Запада (зарубежья).

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

А вот при осуществлении внеурочной деятельности необходимо опираться на: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241)...

Задать вопрос