Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Купальная Е. В., Шкатула Е. И. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14553/ (дата обращения: 23.10.2019).



Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека, формирует и воспитывает человека целостного, всестороннего и гармонично развитого. А фольклор — это не просто наше наследие, а наряду с православием еще та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». Этим фундаментом и является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе ее личности.

Работу по воспитанию любви к музыкальному воспитанию дошкольников для доступности удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам игры с незамысловатыми правилами и текстом, где можно проявит свою индивидуальность. Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры, в их представлении создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять, стать ближе к своему народу. В итоге — у дошколят остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем и положительным эмоциональным фоном.

Работа по приобщению дошколят к фольклору определяет решение следующих задач:

‒ Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора и развитие интереса к нему;

‒ Накопление эстетического опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

‒ Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традиции народа;

‒ Развитие всех музыкальных способностей воспитанников.

В основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. Это эмоциональная, познавательная и социально-личностная деятельности.

Эмоциональная — обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений. Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Воспитанники овладевают необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Дети с удовольствием включаются в процесс музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, что в дальнейшем послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.

А еще вместе с воспитателями и ребятами мы расписываем элемент костюмов, в том числе кокошники, вырезанные из картона, пояса из ткани, наряд для любимых кукол, которые бывают на наших занятиях, а также различные инструменты шумового оркестра, сделанные вместе с родителями дома (после проведенного мастер-класса). И как потом приятно детям выступать с концертами зная, что они тоже участвовали в изготовлении народных костюмов.

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы стараемся вместе с воспитателями закреплять разученные игры на прогулке, ведь в большинстве случаев они не требуют музыкального сопровождения, А сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить.

Ни один обрядовый праздник не обходиться без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста. Ребят постарше знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка.

Непременно используем музыкальные инструменты, сделанные в группе и дома вместе с родителями. Как не покрасоваться перед друзьями!

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки в воспитании и развитии духовности. Но успех приходит только в результате глубоко продуманной и целенаправленной работы, приобщения детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям и является средством формирования у них патриотических чувств.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становиться актуальной задачей. И пусть в дальнейшем не все наши воспитанники смогут посвятить себя музыке, но все то, что в них было заложено в дошкольном возрасте, чему они научились в детском саду, поможет им стать мыслящими, неординарными и творческими людьми.

Считаем, главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать человеком с большой буквы, то есть достойным гражданином своей страны.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. 2006.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 1998.
  3. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
  4. Полтавская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, инструмент, детский сад, родная культура, расширение знаний, приобщение детей, представление детей, народная культура, фольклор.

Похожие статьи

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых

Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град».

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно

1. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Долгова А. Т., Агафонова Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах.

Князева О. Л., Маханева О. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.

Похожие статьи

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых

Формируя первейшие представления о традициях и обрядовых праздниках, которые были

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры. ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь, национальная культура, особое место. «Путешествие в Фольклор Град».

Музыкальный фольклор как педагогическое средство...

В процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народной культурой средствами музыкального фольклора важно

1. Боронина, Е. Г. Музыкальный фольклор как средство приобщения к традиционной народной культуре детей старшего дошкольного...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей...

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ...»

Формировать элементарные знания детей об истоках русской народной культуры на основе ярких представлений, доступных детям и вызывающих у них интерес.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской... ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь. ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение детей, праздник, игра, устное народное творчество, народный календарь

ребенок, сказка, традиция, родитель, игра, русский народ, детский сад, народная игра, народная культура, педагогический процесс.

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Долгова А. Т., Агафонова Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры

Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка...

ребенок, детский сад, русская народная культура, приобщение...

Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах.

Князева О. Л., Маханева О. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.